На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Неделя о Страшном Суде: вечны ли адские муки


Версия для печати
09.03.13, 16:43

Как может Бог, который зовет к себе всех труждающихся и обремененных, допустить для кого–то возможность вечных мук. Эта мысль занимала многих богословов. Так родилось учение об «апокатастасисе», постепенном избавлении от мук и соединении с Богом всех людей и даже падших ангелов. Почему оно осуждено?


Страшный суд. В.М. Васнецов, Фрагмент фрески Владимирского собора в Киеве

Наша любовь и доверие к святым Православной Церкви выражается в том, что мы с любовью и доверием читаем их творения. Но всегда ли творения святых содержат только строго православное учение? Нет ли в святоотеческих текстах «камней преткновения», споткнувшись о которые, мы можем впасть в ересь?

Египет и Палестина в IV-VI веках были цветущим садом монашеского жития, преисполненным суровых аскетических подвигов и трезвенного внимания к себе. Однако строгость жизни не уберегла многих тогдашних подвижников от погрешения в вероучении и от восприятия еретических мнений.

Источником этих мнений был Ориген, знаменитейший учитель Александрийской школы III века, богослов, истолкователь Священного Писания, аскет и подвижник. Его слава была столь велика, что ложные его мнения распространялись наравне с верными, а почитатели его таланта, «оригенисты», принимали его предположения и намеки как бесспорные утверждения.

Его идеи, соборно рассмотренные только существенно позже ― в 543 году на поместном Константинополе Соборе ― включали и представление о том, что после Второго Пришествия муки грешников будут не бесконечными, хотя и длительными, а в конце концов все разумные существа (и, возможно, даже диавол) будут восстановлены в первоначальном безгрешном состоянии и соединятся с Богом (это учение впоследствии было названо «апокатáстасис», от греч. ἀποκατάστασις ― восстановление).

Казалось бы, Ориген, описывая спасение всех и каждого ― и людей, и ангелов, ― рисует картину, соответствующую безграничному милосердию Божию и всесильной победе Христа над смертью ― что в конце веков Бог будет всяческая во всех (1 Кор. 15:28) и что узрит всякая плоть спасение Божие (Лк. 3:6).

Но как мог столь почитаемый богослов и знаток Священного Писания пренебречь евангельскими словами об агнцах и козлищах, что пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:46)? ― На этот вопрос у Оригена есть тонкое философско-филологическое построение: «будущий век», по его мнению, не является полным синонимом «вечности»; по сравнению с абсолютной Божественной вечностью даже райский будущий век мал и конечен, а после него настанут еще новые.

Кроме того, по мнению Оригена, мучения грешников в «ближайшем» будущем веке не обязательно продолжатся в последующих ― «в грядущих веках Бог явит богатство благодати Своей в благости, и величайшим грешником, похулившим Духа Святого и находящимся под властью греха как во всем нынешнем веке, так и от начала до конца в будущем веке, после этого (не знаю, каким образом) распорядится к его благу» («О молитве», 27.15).

Выстраивая такую «лесенку» из «будущих веков», Ориген постепенно возводит по ней всех разумных существ: «некоторые достигнут невидимого и вечного бытия на первых же порах, другие только потóм, а некоторые даже в последние времена, и то только путем величайших и тягчайших наказаний и продолжительных, так сказать, многовековых, самых суровых исправлений» («О началах», 6.3). И хотя Ориген оговаривается, что говорит «гадательно, ничего не утверждая однозначно», его самого увлекают мысли о множественности миров, о возможности исправления падших ангелов и даже нового падения спасшихся людей.

Блаженный Иероним Стридонский (†420), отправляя Авиту свой латинский перевод книги Оригена «О началах» (в которой подробно изложены идеи апокатастасиса) предупреждал в письме: «Приими же что ты просил, но знай, что в этих книгах ты должен очень многого отвращаться и, по слову Господа, ходить между скорпионами и змеями» (Письмо 100, к Авиту).

Эти змеи и скорпионы были безопасны тем святым, которые осторожно читали Оригена и извлекали из него много полезного, но ради тех, кто получил ядовитые укусы, в 543 году в Константинополе собрался Поместный Собор, на котором были приняты 10 анафематизмов против оригенистов. 9-й из них гласит: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление (ἀποκατάστασις) демонов и нечестивых людей, ― да будет анафема». Впоследствии эти анафематизмы были включены в Деяния V Вселенского Собора 553 года, а осуждение Оригена было подтверждено на VI и VII Вселенских Соборах.

Учение Православной Церкви всегда было таково, что эта временная жизнь ― лишь подготовка к вечности, она подобна экзамену, после которого не будет никаких пересдач. «Здесь делание — там воздаяние, здесь подвиг — там венцы», ― говорит прп. Варсонофий Великий. А в представлении Оригена не только в тысячи раз умалялось значение этой жизни (ибо будут следующие), но, что еще страшнее ― почти уничтожалась человеческая свобода.

Если все люди: блудники и преподобные, палачи и мученики ― будут приведены в одинаковое состояние безгрешности и близости к Богу, то в чем тогда смысл христианского подвига, служения ближнему, веры, надежды и любви?

Бесспорно, Господь хощет всем спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2:4), это желание присуще и святым, они желают остальным людям также приобщиться к благодати ― но не ценой свободы. Как говорится, «насильно мил не будешь».

К сожалению, споры о конечности адских мук не закончились и после эпохи Вселенских Соборов. Ситуация сильно осложнялась тем, что святитель Григорий Нисский, брат святителя Василия Великого, в своих сочинениях неоднократно высказывал предположения о том, что грешникам возможно будет воссоединиться с праведниками после того, как пройдут очистительный огонь мучений.

Так, в «Слове об усопших в вере» он писал: «Премудрость Божия нашла такой план: допустить человеку быть в том, что он для себя избрал, дабы вкусив от зла, которого возжелал, и на опыте познав, что на что он променял, он невольно востек бы назад по причине желания первого блаженства, сбросив всякую страстность и бессловесность, как некий груз естества, и очистив себя или в настоящей жизни чрез трезвение и любомудрие, или после преставления туда ― чрез плавильную пещь очистительного огня».

Апелляция к авторитету святителя Григория смущала православных не только во время споров с оригенистами, но и десять веков спустя, в полемике с католиками о чистилище. Святитель Герман Константинопольский в VIII веке пытался обелить Нисского святителя, обвинив еретиков в искажении его творений, но, увы, слишком часто у свт. Григория встречается эта мысль, чтобы можно было ее приписать перу недоброжелательного книжника.

Что же остается? ― Признать, что великий пастырь и святитель, удостоенный наименования «отец отцов» на VI Вселенском Соборе, богослов и ритор ― заблуждался в этом вопросе. Он был свят, но не безгрешен (ибо безгрешен только Бог) ― потому и заблуждался. Писания его исполнены мудрости и духовной пользы, но это отдельное мнение ― заблуждение.

Преподобный Варсонофий Великий, будучи спрошен учениками о книгах Оригена и мнении святителя Григория Нисского, отвечал так: «Послушайте, что Бог открыл мне за три дня до того, как вы написали мне свой вопрос. Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо апостол говорит: мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем (1 Кор. 13:9), и еще: одному дается Духом то и то, но не все дарования одному человеку. Зная, что действия Божии непостижимы, Апостол воззвал: О, бездна богатства и премудрости и вéдения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11:33-34)

Святые превзошли своих учителей и, сделавшись учителями духовными, Духом Святым говорили то, что вверялось им с утверждением от Него; говорили и то, что им было преподано прежними учителями их, не исследуя слов их, тогда как им дóлжно было исследовать оные и чрез молитву к Богу и вопрошения просвещенных Духом удостовериться, справедливы ли они. Таким образом, перемешались учения, и всё, что говорили сии святые мужи, их имени приписывалось. Итак, когда слышишь, что кто-либо говорит о себе, что он от Духа Святого слышанное поведает, то сие несомненно, и мы должны тому верить.

Если же святой муж (имеется в виду свт. Григорий Нисский ― П.К.) и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал словá свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекли из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие. Вот, вы слышали всё мое разумение; безмолвствуйте отныне и упражняйтесь о Боге и, оставя празднословие, будьте внимательны к страстям вашим, за которые потребуется от вас ответ в день судный» (Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Вопрос 610).

Петр КОРОЛЕВ (ныне иеродиакон ПАНТЕЛЕИМОН)

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Святые  Жизнь после смерти 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.