На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Рай в Библии: сад или город?


Версия для печати
15.03.13, 08:20

О рае рассуждали богословы и мечтали поэты, его изображали живописцы и иконописцы … так много, казалось бы, знаем мы о нем – и всё, конечно, из Библии. Только если раскрыть Библию и посмотреть внимательней, окажется, что о рае она почти ничего не говорит. Что мы знаем о рае, рассказывает библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Рай, икона
Рай - Небесный Иерусалим. Верхняя композиция северной алтарной двери Благовещенского собора Сольвычегодска. 1570-е гг. (изображение апостола Павла здесь по-видимому соотносится с текстом 2 Кор. 12:2-4). Из собрания Сольвычегодского музея-заповедника.

В Ветхом Завете рассказано об Эдемском саде – еврейское слово גַּן и означает не что иное, как «сад». То же самое относится и к греческому слову παράδεισος, которым оно было переведено – именно оно и вошло в европейские языки со значением «рай» (paradise etc.). Но изначально оно тоже означало «сад», скорее даже «царский охотничий заказник». Такие были у персидских царей, самых могущественных владык, которых только знали греки. Не удивительно, что в Ветхом Завете эти слова употребляются довольно часто и обычно означают они просто «сад».

Заглянем в Новый Завет – и удивимся еще больше. Слово παράδεισος встречается в нем всего три раза, причем лишь единожды – в Евангелии (от Луки 23:43). Там Христос говорит благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Заодно можно отметить, что некоторые считают, будто слово «сегодня» относится здесь не к «будешь в раю», а к «говорю» – действительно, в древних рукописях не было не только запятых, но и даже пробелов между словами, так что такое прочтение возможно, хотя и не слишком вероятно. Как бы то ни было, Христос не сообщил разбойнику никаких деталей.

Один раз о рае упоминает апостол Павел, в 12-й главе 2-го Послания к Коринфянам: он упоминает о человеке, который при жизни был «восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». Принято считать, что он имеет в виду себя, но он в любом случае тоже не сообщает здесь о рае ровным счетом ничего нового.

Третье место – в Откровении Иоанна Богослова (2:7): «побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия». Собственно, это повторение сказанного в книге Бытия об Эдемском саде и обещание (как и в случае с разбойником), что человек может вернуться в него. Но о самом рае не сказано опять-таки ровным счетом ничего.

Похоже, Новый Завет в полном соответствии с мнением Павла подтверждает: о рае человеку, живущему в этом мире и владеющему только земным языком, рассказать ничего не удастся, не стоит и пробовать. Важно знать, что рай существует, что попасть туда после смерти и воскресения Христа человеку вполне возможно, а все прочие детали не имеют для него существенного значения. Как писал тот же Павел, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9).

А если мы останемся с Ветхим Заветом, где о жизни людей в раю до грехопадения все-таки что-то рассказано, мы убедимся, что этот рассказ построен на метафорах. Самая главная метафора, конечно, само слово «сад», которое обозначает пространство для счастливой жизни людей в общении с Богом. А что такое сад, особенно для человека древнего Ближнего Востока? Это место гармонии между природой и культурой: с одной стороны, там обязательно должны быть растения и животные, а с другой – сад устроен так, чтобы в нем, прежде всего, было хорошо и приятно человеку. Это и не дикий лес с его опасностями, и не душный город, где люди живут скученно и недружелюбно. И человек в этом саду чувствует себя примерно так, как чувствовал себя персидский царь в своем заказнике: всё там предназначено для него.

Так что и деревья: древо познания добра и зла, а с ним и древо жизни, – скорее всего, тоже образы, связанные с главным образом сада. Нечто такое, что есть в раю и что может служить для человека источником вечной жизни – или, напротив, источником смерти, если он преступит заповедь о послушании Богу. Впрочем, пересказывать историю грехопадения тут вряд ли имеет смысл, это совершенно особая история.

Но почему о рае ничего не говорил своим ученикам Христос? Ведь это же так понятно: хорошие люди после смерти попадают в рай, плохие идут в ад… Но это мы так понимаем христианство – или, вернее, то, что принято считать христианством. В центре учения Христа – Царство Божие, о нем Он говорил практически в каждой своей проповеди. И это вовсе не такое особое место, куда попадают хорошие люди после смерти – скорее, это особая реальность, которая может войти в жизнь людей уже здесь и сейчас, если они примут Бога как своего Царя. Полностью раскроется оно в вечности, в новом мире, о котором говорили еще ветхозаветные пророки, но если его нет среди нас здесь и сейчас – едва ли мы будем иметь к нему отношение, когда оно установится на всей земле.

И даже описывая благую участь человека в вечности, Христос прибегал не к образу сада, где можно прогуливаться поодиночке, а к образу пира – места, где люди с радостью встречаются друг с другом и празднуют эту свою встречу. Нищий Лазарь после смерти, как рассказывал Христос в притче, был отнесен не под сень прекрасных деревьев, а в объятья праотца Авраама.

Христос заговорил об этом райском саде только с разбойником, висевшим на кресте и испытывавшем нечеловеческую боль. Не время было объяснять ему про Царствие – и Христос просто пообещал забрать его туда, где не будет боли, где можно будет напиться прохладной родниковой воды, подкрепиться фруктами и отдохнуть в тенистом саду. О чем бы ни думал этот человек, какую бы жизнь не прожил – повествование о рае он помнил наверняка.

Но вот ученикам Христос не просто обещал возвращение – он призывал их чему-то новому и более высокому, чем утраченный сад. То самое дерево жизни из начала Бытия появится в Новом Завете еще раз, в его последней книге (Откровение), в последней главе (22-й). Это дерево будет расти на берегах реки жизни в Новом Иерусалиме – прекрасном небесном городе, где поселятся верные Богу люди.

Но город – не совсем тот же образ, что сад. Город – это результат напряженного труда строителей, это сложная социальная структура, это история и культура. Всё это есть в христианстве, но не это в нем главное. Главное – жизнь с Богом в Его Царствии. Жизнь, которая лишь отчасти похожа на младенческую простоту и невинность Адама и Евы. И потому путь христиан – не назад к Эдему, а вперед, к Горнему Иерусалиму.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Версия для печати

Тэги: Рай  Жизнь после смерти 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.