О рае рассуждали богословы и мечтали поэты, его изображали живописцы и иконописцы … так много, казалось бы, знаем мы о нем – и всё, конечно, из Библии. Только если раскрыть Библию и посмотреть внимательней, окажется, что о рае она почти ничего не говорит. Что мы знаем о рае, рассказывает библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Рай - Небесный Иерусалим. Верхняя композиция северной алтарной двери Благовещенского собора Сольвычегодска. 1570-е гг. (изображение апостола Павла здесь по-видимому соотносится с текстом 2 Кор. 12:2-4). Из собрания Сольвычегодского музея-заповедника.
В Ветхом Завете рассказано об Эдемском саде – еврейское слово גַּן и означает не что иное, как «сад». То же самое относится и к греческому слову παράδεισος, которым оно было переведено – именно оно и вошло в европейские языки со значением «рай» (paradise etc.). Но изначально оно тоже означало «сад», скорее даже «царский охотничий заказник». Такие были у персидских царей, самых могущественных владык, которых только знали греки. Не удивительно, что в Ветхом Завете эти слова употребляются довольно часто и обычно означают они просто «сад».
Заглянем в Новый Завет – и удивимся еще больше. Слово παράδεισος встречается в нем всего три раза, причем лишь единожды – в Евангелии (от Луки 23:43). Там Христос говорит благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Заодно можно отметить, что некоторые считают, будто слово «сегодня» относится здесь не к «будешь в раю», а к «говорю» – действительно, в древних рукописях не было не только запятых, но и даже пробелов между словами, так что такое прочтение возможно, хотя и не слишком вероятно. Как бы то ни было, Христос не сообщил разбойнику никаких деталей.
Один раз о рае упоминает апостол Павел, в 12-й главе 2-го Послания к Коринфянам: он упоминает о человеке, который при жизни был «восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». Принято считать, что он имеет в виду себя, но он в любом случае тоже не сообщает здесь о рае ровным счетом ничего нового.
Третье место – в Откровении Иоанна Богослова (2:7): «побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия». Собственно, это повторение сказанного в книге Бытия об Эдемском саде и обещание (как и в случае с разбойником), что человек может вернуться в него. Но о самом рае не сказано опять-таки ровным счетом ничего.
Похоже, Новый Завет в полном соответствии с мнением Павла подтверждает: о рае человеку, живущему в этом мире и владеющему только земным языком, рассказать ничего не удастся, не стоит и пробовать. Важно знать, что рай существует, что попасть туда после смерти и воскресения Христа человеку вполне возможно, а все прочие детали не имеют для него существенного значения. Как писал тот же Павел, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9).
А если мы останемся с Ветхим Заветом, где о жизни людей в раю до грехопадения все-таки что-то рассказано, мы убедимся, что этот рассказ построен на метафорах. Самая главная метафора, конечно, само слово «сад», которое обозначает пространство для счастливой жизни людей в общении с Богом. А что такое сад, особенно для человека древнего Ближнего Востока? Это место гармонии между природой и культурой: с одной стороны, там обязательно должны быть растения и животные, а с другой – сад устроен так, чтобы в нем, прежде всего, было хорошо и приятно человеку. Это и не дикий лес с его опасностями, и не душный город, где люди живут скученно и недружелюбно. И человек в этом саду чувствует себя примерно так, как чувствовал себя персидский царь в своем заказнике: всё там предназначено для него.
Так что и деревья: древо познания добра и зла, а с ним и древо жизни, – скорее всего, тоже образы, связанные с главным образом сада. Нечто такое, что есть в раю и что может служить для человека источником вечной жизни – или, напротив, источником смерти, если он преступит заповедь о послушании Богу. Впрочем, пересказывать историю грехопадения тут вряд ли имеет смысл, это совершенно особая история.
Но почему о рае ничего не говорил своим ученикам Христос? Ведь это же так понятно: хорошие люди после смерти попадают в рай, плохие идут в ад… Но это мы так понимаем христианство – или, вернее, то, что принято считать христианством. В центре учения Христа – Царство Божие, о нем Он говорил практически в каждой своей проповеди. И это вовсе не такое особое место, куда попадают хорошие люди после смерти – скорее, это особая реальность, которая может войти в жизнь людей уже здесь и сейчас, если они примут Бога как своего Царя. Полностью раскроется оно в вечности, в новом мире, о котором говорили еще ветхозаветные пророки, но если его нет среди нас здесь и сейчас – едва ли мы будем иметь к нему отношение, когда оно установится на всей земле.
И даже описывая благую участь человека в вечности, Христос прибегал не к образу сада, где можно прогуливаться поодиночке, а к образу пира – места, где люди с радостью встречаются друг с другом и празднуют эту свою встречу. Нищий Лазарь после смерти, как рассказывал Христос в притче, был отнесен не под сень прекрасных деревьев, а в объятья праотца Авраама.
Христос заговорил об этом райском саде только с разбойником, висевшим на кресте и испытывавшем нечеловеческую боль. Не время было объяснять ему про Царствие – и Христос просто пообещал забрать его туда, где не будет боли, где можно будет напиться прохладной родниковой воды, подкрепиться фруктами и отдохнуть в тенистом саду. О чем бы ни думал этот человек, какую бы жизнь не прожил – повествование о рае он помнил наверняка.
Но вот ученикам Христос не просто обещал возвращение – он призывал их чему-то новому и более высокому, чем утраченный сад. То самое дерево жизни из начала Бытия появится в Новом Завете еще раз, в его последней книге (Откровение), в последней главе (22-й). Это дерево будет расти на берегах реки жизни в Новом Иерусалиме – прекрасном небесном городе, где поселятся верные Богу люди.
Но город – не совсем тот же образ, что сад. Город – это результат напряженного труда строителей, это сложная социальная структура, это история и культура. Всё это есть в христианстве, но не это в нем главное. Главное – жизнь с Богом в Его Царствии. Жизнь, которая лишь отчасти похожа на младенческую простоту и невинность Адама и Евы. И потому путь христиан – не назад к Эдему, а вперед, к Горнему Иерусалиму.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Детям об аде и рае Великий Пост – хорошее время рассказывать детям о вере. Как говорить с ними о райском блаженстве и вечных муках, чтобы не свести разговор к деревьям с булками и раскаленным сковородкам? Рассказывают протоиерей Илия ЗУБРИЙ, отец восьмерых детей, и протоиерей Феодор БОРОДИН, отец семерых детей
Иконы рая Потерянный Эдем и Новый Иерусалим, преступление Адама и царство, в которое первым вошел разбойник,– как изображался рай на иконах и фресках. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Каким был человек в Раю? Сравнивая геном человека и шимпанзе, наука делает выводы об их эволюционном и историческом родстве. Религия утверждает: человек не БЫЛ, но СТАЛ похож на обезьяну — после изгнания из Рая. О том, каким был человек в Раю и как изменилась биологическая природа изгнанного Адама, а также время-пространство вселенной — иерей Олег МУМРИКОВ, богослов, биолог, преподаватель ПСТГУ и кафедры библеистики МДАиС.
Чем страшен Страшный Суд Апокалипсис, рассказывающий о Страшном Суде и предшествующих ему великих бедствиях, завершает радостный возглас: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Глядя на нижние части иконы Страшного Суда разделить радость этого ожидания непросто. Возможно, именно поэтому в церковной и околоцерковной среде эсхатологическая тема нередко вызывает определенное напряжение: люди выискивают признаки конца времен даже там, где их нет, ищут чудесных средств «отсрочить» исполнение Откровения, выпадают из социума и даже зарываются под землю… О правильном отношении к грядущим судьбам мира и Церкви наш корреспондент Елена НАСЛЕДЫШЕВА беседует с протоиереем Александром СТЕПАНОВЫМ
Священник Сергий Круглов: Фантазия о Рае Наши меньшие братья, – то, что осталось на земле от рая. Вместе со звездами, цветами, деревьями, первым снегом и летним дождем, они – часть первоначального творения, которое осталось непадшим в самой сердцевине падшего, изъеденного злом и смертью мироздания. Текст и стихи священника Сергия КРУГЛОВА
Стихира в Неделю сыропустную: плач Адама Мы привыкли, что в церковных песнопениях содержатся обращения от нашего имени ко Святой Троице, ко Христу, к Богородице, к ангелам и святым. В стихире «Раю всечестный, краснейшая доброто» гимнограф влагает в уста Адама просьбу о заступничестве перед Создателем, обращенную к… Эдему, из которого наши прародители были изгнаны за непослушание и нераскаянность. Рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Заповеди блаженства: ступени в Царство Небесное Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа. Рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Троицкая родительская суббота: о всех и за вся… 22 июня наступает Вселенская родительская суббота. Теперь после многократных радостных пасхальных восклицаний, когда мы забывали о своей земной судьбе, Церковь обращается к нам со словами: «конечный день вспомним, верные»! Нас призывают не быть беспечными, но помнить, что «страшен конец смертный и грозен суд Владыки!»
Выставка "чемоданов для последнего путешествия": что русскому хорошо, а немцу смерть? Что сегодняшним русским и немцам хотелось бы взять с собой в мир иной, решил узнать владелец немецкого похоронного бюро Фриц Рот. Он предложил 100 людям разных профессий, возрастов и религиозных убеждений собрать чемодан в свое «последнее путешествие». Смотрите наш фоторепортаж с выставки в Манеже и читайте, с какими вещами готовы на выход священник Феодор Котрелев и публицист Дмитрий Соколов-Митрич. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Можно ли поминать католиков и протестантов? В 2013 году на Межсоборное присутствие вынесена тема поминовения инославных. Она имеет множество нюансов: можно ли поминать на проскомидии, на молебнах, келейно, только живых, которые еще могут присоединиться к Церкви, или усопших тоже, как поминать инославных священнослужителей. Разбираемся в истории вопроса
Ходить ли на кладбище на Пасху? Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу
Что такое ад? Был ли ад сотворен Богом? Можно ли в аду молиться и каяться? Есть ли возможность спастись из ада, если уже туда попал? Рассуждает протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДА.
Неделя о Страшном Суде: вечны ли адские муки Как может Бог, который зовет к себе всех труждающихся и обремененных, допустить для кого–то возможность вечных мук. Эта мысль занимала многих богословов. Так родилось учение об «апокатастасисе», постепенном избавлении от мук и соединении с Богом всех людей и даже падших ангелов. Почему оно осуждено?
Десять лет теракту на Дубровке: скорбь и молитва 26 октября исполнилось десять лет штурма театрального центра на Дубровке и освобождения захваченных террористами актеров и зрителей мюзикла «Норд-Ост». В этот день была совершена первая Божественная Литургия в строящемся мемориальном храме св. Кирилла и Мефодия. «Для меня любой человек, который ушел в мир иной, не мертвый, а живой», – говорит возглавлявший богослужение епископ Воскресенский САВВА.
«Норд-Ост» в каждой душе «Зло, которое есть в мире, нельзя просто стереть ластиком, как стираешь помарку с листа...». О событиях во время освобождения заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 году вспоминает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Димитриевская родительская суббота: день поминовения усопших В 2013 году Димитриевская родительская суббота приходится на 2 ноября. Практика поминовения усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания. Что говорят о ней святые отцы? Какие существуют традиции поминовения?
Родительская суббота: живые и мертвые Профессор кафедры патрологии и систематического богословия ПСТГУ протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО рассказал, в чем суть адских мук, и как живые могут помочь мертвым
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.