На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Почему молитвы на призывание Святого Духа скучные, как катехизис?


Версия для печати
21.06.13, 08:30

В канун Троицы нам задали необычный вопрос: «Почему текст молитв на призывание Святого Духа на вечерне пятидесятницы, такой сухой, нерадостный, нудный, долгий? Там, как в катехизисе, собрано все богословие, но совсем мало о самом Святом Духе, о том, что мы его ждем, и Он может прямо сейчас, в ответ на наши молитвы, прийти! В Евангелии сошествие Святого Духа – событие исключительное, а из текстов молитв это ощущение совсем не очевидно». За объяснениями мы обратились к Александру ЛУКАШЕВИЧУ, литургисту, автору «Православной энциклопедии».
Сошествие Святого Духа. Византия (Афон), XII в.

Святой Дух и катехизис


— Я не могу согласиться с тем, что молитвы о призывании Святого Духа на вечерне службы Пятидесятницы скучные и сухие. В вашем вопросе заложен и ответ – действительно, в этих молитвах “все богословие”. И в этом и заключается их ценность.

Праздник Сошествия Святого Духа — это исполнение Божьего Промысла о спасении человека, полное осуществление Его замысла. Благодаря сошествию Святого Духа возможно существование нашей христианской Церкви, само наше спасение. Мы получили знание о Святой Троице — об Отце и Сыне и Духе Святом, благодаря явлению всех Трех Лиц Святой Троицы в тварном мире и благодаря тому, что Дух Святой научил учеников Христовых всему, что они потом и передали ученикам.

Поэтому совершено естественно, что в молитвах вечерни Пятидесятницы перечисляются все этапы нашего спасения — творение мира, воплощение Спасителя от Пресвятой Богородицы, Его учения и страдания, Вознесение и, наконец, Сошествие Св. Духа. И этот момент, само сошествие Святого Духа, подчеркивается, как особенный день, в который мы с дерзновением можем обратиться к Богу.

“Услыши ны, воньже аще день призовем Тя, изряднее же в день сей пятдесятный”.

Итак, молитвы коленопреклонения содержат в себе все — и богословие, и прославление прихода Святого Духа на апостолов, и покаянные прошения. Это нужно и важно, чтобы в нашем молении к Богу в этот день было и то, и другое, и третье. Таким образом мы исповедуем и подтверждаем свою веру, мы учимся правильно представлять себе, какое место занимает событие сошествия Св. Духа в истории спасения. И при этом мы воспеваем пришествие Святого Духа.

А что было бы, если молитвы содержали бы в себе только эмоциональные восклицания? Разве мы смогли бы воспринять всю полноту праздника? Как раз полнота и является сильной стороной православных молитв и православного богослужения — в нем гармонично сочетаются все аспекты нашей веры — учение, восхваление, покаяние, прошение.

Наверное, здесь можно размышлять, откуда возникает вот такое недоумение, ощущение — что форма и содержание этих молитв не отвечают ожиданию о призыве и приходе Святого Духа. Действительно, в Евангелии этот момент совершенно эксклюзивный, а на службе эксклюзивность «не подчеркнута». И кажется, чего-то «не хватает». В чем тут дело?

Но ведь само богослужение в этот день эксклюзивное, необычное. В какой еще день мы читаем такие молитвы? Причем молитвы, составленные специально для этого дня? Больше таких дней нет в нашем богослужении.

Если мы внимательно посмотрим текст этих молитв, мы увидим, что в них довольно много говорится о событии сошествия Святого Духа. Например, в молитве 2-й этому посвящена вся первая часть:
“явленнейше же сию благодать Твоим учеником и апостолом днесь низпославый, и сих устне огненными утвердивый языки: имиже весь род человеческий боговедение своим языком в слух уха приимше, светом Духа просветихомся, и прелести якоже тмы изменихомся...”.

И далее в этой молитве постоянно упоминается Святой Дух и говорится о ниспослании благодати Святого Духа, который наполнит все дела нашей жизни истинным смыслом Богопочитания:
“Дух Премудрости Твоея моим подаждь помышлением, Дух разума безумию моему даруяй, Духом страха Твоего моя осени дела, и Дух правый обнови во утробе моей, и Духом Владычним мыслей моих поползновение утверди...”

Сложноустроенные молитвы


Конечно, есть причины, почему тексты этих молитв довольно трудны для понимания.
Во-первых, эти тексты очень богаты богословскими положениями и различными прошениями. Известно, что чем текст богаче, тем он сложнее. Для понимания такого текста нужно в него тщательно вдумываться.

Кроме того, устройство этих молитв довольно необычное. Необычность заключается в том, что во время одного коленопреклонения читается не одна, а сразу несколько молитв. Давайте посмотрим, как написаны эти молитвы в богослужебных книгах — в Триоди Цветной.

После великого прокимна “Кто Бог велий” диакон возглашает “Паки и паки, приклонше колена, Господу помолимся”. И после этого священник начинает читать 1-ю молитву:
“Пречисте, Нескверне, Безначальне, Невидиме, Непостижиме...”.

А сразу после этой молитвы написано: “Присовокупляет же и сию молитву”, и далее следует текст еще одной молитвы:
“Благословен еси Господи Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным...”.

Оказывается, внутри первой молитвы коленопреклонения не одна, а сразу две молитвы. То же самое мы видим внутри молитвы второго коленопреклонения — там тоже две молитвы. А на третий раз, когда мы преклоняем колена, священник читает целых 4 молитвы (хотя 2-я и 3-я в Триоди написаны без перерыва, так что можно ошибиться и принять их за одну молитву). Откуда взялись эти “добавки”?

Некоторые из “добавочных” молитв хорошо известны: молитва “Господи Господи, избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни” (добавка на втором коленопреклонении) читается на великом повечерии. Молитва “Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие” — это 7-я священническая молитва, которая читается священником в начале вечерни (во время пения 103-го псалма).

Другие молитвы взяты из древнего византийского чина так называемого “песненного последования”, который совершался в Константинополе в Великой церкви в честь Софии, Премудрости Божией (т. е. в честь 2-го Лица Святой Троицы, Иисуса Христа). В чине вечерни песненного последования были три антифона, во время которых читались специальные священнические молитвы. Этих молитв нет в Служебнике, но они остались на вечерне праздника Пятидесятницы.

Кроме того, в древности было не 3, а 4 специальные молитвы вечерни Пятидесятницы, 4-я читалась перед отпустом. А в наших книгах 3-я коленопреклонная молитва соединяется с 4-й. Таким образом, на 3-м коленопреклонении читаются:
“Приснотекущий, животный и просветительный источниче” — это 3-я коленопреклонная молитва.

“Боже великий и вечный, святый, человеколюбивый, сподобивый нас в сей час стати” — это древняя византийская молитва 3-го антифона.

“Твое бо яко воистину и великое вресноту таинство” — это 4-я коленопреклонная молитва. Она не отделена специальным указанием и красной буквицей от предыдущей! Она как будто прячется в молитве византийского антифона.

“Боже великий и вышний” — это 7-я священническая молитва вечерни. Когда-то она была молитвой отпуста византийской вечерни.

Что же получается? На каждом коленопреклонении мы читаем не по одной, а по несколько молитв. А ведь каждая из молитв имеет свое содержание, свою структуру. Их нельзя воспринимать как одну единую молитву — это только запутает нас. Если внимательно разобраться с текстом этих молитв, понять, какие когда читаются молитвы, воспринимать текст будет гораздо легче.

Вопрос авторства части этих молитв остается неразъясненным: о том, что молитвы коленопреклонения для Пятидесятницы написаны свт. Василием Великим, пишут византийские авторы XIV–XV веков: канонист Матфей Властарь и писатель Георгий Кодин. Ещё авторство свт. Василия Великого указывается в грузинских рукописях с этими молитвами.

На Руси, скорее всего, молитвы на вечерне Пятидесятницы стали читать сразу после принятия христианства. Те же молитвы читали и греки, и грузины, и болгары — в общем, вся Православная Церковь, в которой в это время повсеместно распространилось византийское богослужение — а это произошло примерно в IX–X веках.

Чем молитвы Пятидесятницы похожи на анафору


Но в православном богослужении есть служба, на которой каждый раз происходит такое призывание Святого Духа — это литургия. На каждой литургии священник читает молитву, в которой испрашивает Бога ниспослать Святого Духа на принесенные хлеб и вино, чтобы действием благодати Святого Духа они были претворены в Тело и Кровь Христовы.

Молитва эта называется анафора (возношение), и читается она все время, пока хор поет: “Достойно и праведно есть...”, “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф”, “Тебе поем, Тебе благословим”. Эта молитва продолжается и далее, во время пения богородичного песнопения “Достойно есть”.

Эта также довольно длинная молитва и потому она делится (условно) на несколько частей. В первой ее части подробно рассказывается об истории нашего спасения. А уже во второй части этой молитвы призывается Святой Дух на хлеб и вино.

Молитвы вечерни Пятидесятницы построены похожим образом. Начинаются эти молитвы подробным изложением истории нашего спасения, а далее следует обращение к Богу с покаянными прошениями. Так устроена 1-я молитва. 2-я молитва «посвящена» Святому Духу.

Если мы продолжим это сравнение, мы увидим, что в 3-й молитве Пятидесятницы мы молимся об усопших — а ведь моление об усопших и о живых является частью литургийной молитвы, уже после пения “Достойно есть”. Так что в каком-то смысле молитвы Пятидесятницы довольно похожи на анафору, главную молитву литургии. А молитва литургии — это молитва, во время которой практически каждый день происходит удивительное событие — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Не менее удивительное, чем событие сошествия Святого Духа.

На мой взгляд, мы получим больше пользы, если мы будем внимательно вчитываться и вдумываться в то, что читается и поется на богослужении в дни наших православных праздников, а не искать только лишь эмоционального ощущения. Тогда смысл праздника станет более ясным, и не будет зазора между нашими ожиданиями и теми молитвами и песнопениями, которые мы слышим в храме.

Версия для печати

Тэги: Богослужение  День Святой Троицы (Пятидесятница)  Язык богослужения 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Почему молитвы на призывание Святого Духа скучные, как катехизис?

В канун Троицы нам задали необычный вопрос: «Почему текст молитв на призывание Святого Духа на вечерне Пятидесятницы, такой сухой, нерадостный, нудный, долгий? Там, как в катехизисе, собрано все богословие, но совсем мало о самом Святом Духе, о том, что мы его ждем, и Он может прямо сейчас, в ответ на наши молитвы, прийти! В Евангелии сошествие Святого Духа – событие исключительное, а из текстов молитв это ощущение совсем не очевидно». За объяснениями мы обратились к Александру ЛУКАШЕВИЧУ, литургисту, автору «Православной энциклопедии».

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.