Мы привыкли, что в церковных песнопениях содержатся обращения от нашего имени ко Святой Троице, ко Христу, к Богородице, к ангелам и святым. В стихире «Раю всечестный, краснейшая доброто» гимнограф влагает в уста Адама просьбу о заступничестве перед Создателем, обращенную к… Эдему, из которого наши прародители были изгнаны за непослушание и нераскаянность. Рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Сотворение человека, жизнь Адама и Евы в раю, изгнание их из рая. Первая половина 19 века. Неизвестный художник. Из собрания Государственного Исторического музея
В Неделю сыропустную, «Господи, воззвах», 3-я стихира:
Раю всечестный, краснейшая доброто,
богозданное селение,
веселие некончаемое и наслаждение,
славо праведных, пророков красото,
и святых жилище,
шумом листвий твоих Содетеля всех моли,
врата отверсти ми, яже преступлением затворих,
и сподобитися древа животнаго прияти, и радости,
еяже прежде в тебе насладихся.
Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Рай драгоценный,
совершеннейшая красота,
Богом созданная обитель,
радость непрестанная и наслаждение,
слава праведных, пророков услада, и святых жилище,
шумом листьев твоих Создателя всех умоляй
открыть мне врата, которые я преступлением затворил,
и удостоить меня приобщения к древу жизни,
и радости, которою я прежде в Тебе наслаждался.
Эта стихира, звучащая на великой вечерне в Неделю сыропустную (Прощёное воскресенье), довольно необычна. Мы привыкли, что в церковных песнопениях – стихирах, тропарях, кондаках, молитвах – содержатся обращения от нашего имени ко Святой Троице, ко Христу, к Богородице, к ангелам, к святым. Иногда мы обращаемся ко Кресту Христову – но мы понимаем, что и в этом случае наша молитва в конечном счете направлена к самому Спасителю.
Здесь же, в приведенной выше стихире, мы видим, что гимнограф влагает в уста нашего прародителя Адама просьбу о заступничестве перед Создателем – просьбу, обращенную к раю, к Эдему, из которого Адам и его жена были изгнаны за непослушание и нераскаянность.
Греческое слово παράδεισος заимствовано из персидского, где оно означало «нечто, окруженное стеной», в частности, сад. Это значение сада, парка перешло и в греческий язык. В русском языке слово рай указывает прежде всего на Царство Небесное, на место пребывания спасенных душ; в греческом же оригинале стихиры рай, парадиз – это в первую очередь чудесный сад, среди деревьев которого так недолго ходили наши прародители. Однако, как мы увидим далее, значение Царства Небесного здесь также присутствует.
Адам, изгнанный из Эдема и сидящий, как говорится в другой стихире, напротив его врат, обращается к нему, называя его достойным всякого почитания, совершеннейшей красотой, селением, созданным самим Богом, непрестанной радостью и наслаждением – всем тем, чего ныне он, Адам, лишен. И вместе с тем прародитель прозревает в Эдеме и иное предназначение, имеющее отношение к его потомкам: рай – это жилище святых, слава праведных и услада пророков.
Обращая, таким образом, свой взор в недавнее прошлое и в далекое будущее, наш праотец взывает к Эдему как к одушевленному существу с просьбой о заступничестве перед их общим Творцом. Адам надеется, что рай, наполненный почти что разумными деревьями, умолит Бога шумом их листьев открыть ему врата, которые были затворены из-за преступления им Господней заповеди, и удостоить его приобщения к Древу Жизни.
За поэтическим приемом – олицетворением райского сада – скрывается важная в догматическом отношении мысль: грехопадение первых людей имело трагические последствия для всего творения – животных, растений, планет и звёзд. Судьба самого Эдема нам неизвестна – вероятно, он был изъят из действия законов мира сего. Однако весь физический мир претерпел необратимые (до конца времен) изменения. Здесь достаточно вспомнить слова апостола Павла: «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22).
Но в то время как вся тварь по сию пору стенает из-за преступления, некогда совершённого людьми, то самим людям уже даровано спасение: рай ныне открыт для нас смертью и воскресением Сына Божия; и мы знаем, что Древо Жизни, вкусить плодов которого стремится и Адам, и его потомки, – это сам Христос. И приобщение к этому Древу нам, по милости Божией, доступно в таинстве евхаристии.
Но Великий пост – это как раз путь через всю человеческую историю, от врат утраченного Эдема до врат обретенного Небесного Царства, это путь подвига и покаяния, воздержания и самоограничения. И в дни Великого поста полная литургия, знаменующая Христову победу над смертью и диаволом, будет совершаться лишь в субботу и воскресенье – дни, которые, по сути дела, и не являются постовыми. В великопостные же будни ради подкрепления наших немощных сил по средам и пятницам на вечерне будет совершаться причащение преждеосвященными Дарами.
Если у кого-то есть возможность побывать на всех службах первой седмицы Поста – это был бы незабываемый опыт. После многочасовых служб в полутемном храме, после многочисленных поклонов и продолжительных чтений Псалтири – субботняя и, тем более, воскресная служба будут восприняты не как нечто рядовое и привычное, а как без всякого преувеличения праздник. Праздник, после которого мы, набравшись сил, будем продолжать наш непростой путь к Воскресению Христову.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Тайные молитвы Евхаристии: почему их не читают громко? Большинство прихожан никогда не слышали прекрасных и возвышенных молитв, которые произносит священник в самый важный момент Литургии. До людей, стоящих в храме, доносятся лишь возгласы, окончания молитв, читаемых в алтаре беззвучно или тихим голосом. А как обстояло дело в древности? Когда и почему возникла нынешняя практика?
Воскресный тропарь: тайна Троицы В это воскресенье за богослужением будет петься тропарь 5 гласа «Собезначальное Слово Отцу и Духови». Вероятно, автором этого песнопения, чрезвычайно насыщенного яркими образами и догматическим смыслом был прп. Иоанн Дамаскин. Комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
О «чувствах и мыслях» церковной поэзии Главная тема почти всех евангельских воскресных стихир – пасхальная радость, удивительный промежуток времени между Воскресением и Вознесением, между двумя шагами Спасения: Воскресением из мертвых – и возвращением к Отцу.
Евангельскую воскресную стихиру 8 гласа комментируют ведущие рубрики литургической поэзии «НС» священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.
Сретение Господне: Парадокс встречи Кто же с кем встречается в праздник Сретения? Дева Мария и Иосиф со старцем Симеоном, Симеон – с Богом, Старый Завет – с Новым, надежда – с ее оправданием. О парадоксах этих встреч рассказывают сретенские стихиры. Комментируют священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.
Сретение Господне: Ветхий днями – значит Вечный Стихиру на литии Сретения «Ветхий деньми», в которой песнь св. Симеона «Ныне отпущаеши» сочетается с образами христианского отпевания, комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
«Да веселятся небесная…»: тропарь – песнь победы Воскресный тропарь 3 гласа комментируют ведущие рубрики литургической поэзии «НС» священник, филолог Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт, переводчик Ольга СЕДАКОВА.
Воскресный тропарь: С высоты снизшел еси, Благоутробне Милосердие, снисхождение, любовь – таково отношение Бога к людям. По Своей любви Господь создал человека, по Своему милосердию Он сам стал человеком, чтобы спасти нас от греха. О смысле воскресного тропаря 8 гласа рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Неделя о блудном сыне: мне все позволено? Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)
Воскресный тропарь: «Разрушил еси Крестом Твоим смерть» Смерть и воскресение Христа открыли людям, изнанным из Эдема, врата Царства Небесного – и среди первых туда вошел разбойник, принёсший перед смертью на кресте перед лицом Спасителя покаяние в своих беззакониях. О воскресном тропаре 7 гласа рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Жертва вечерняя Песнопение «Да исправится молитва моя…» звучит на каждой литургии Преждеосвященных Даров в течение Великого поста. Ничего подобного нет ни на так называемых полных литургиях, более привычных нам, ни на вечерне, которая составляет основу Преждеосвященной литургии. Комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Воскресный тропарь: «Ангельские силы на гробе Твоем» О том, что стражники, поставленные у опечатанного входа в гробницу, увидев ангела, «пришли в трепет и стали, как мертвые», сообщает Евангелие. А дальше в тропаре речь идет о Марии – и тут начинаются вопросы. Воскресный тропарь 6 гласа «Ангельские силы на гробе Твоем» комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
«Ныне силы Небесные»: вход Царя Славы Песнопение Литургии Преждеосвященных даров «Ныне Силы Небесные» принадлежит к самым сильным впечатлениям Великого Поста. Оно не звучит в другое время. Мы не можем не чувствовать его «чрезвычайности». «Царь Славы» – именование Христа, в котором очень сильна связь с Крестной мукой. Комментируют священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
«С нами Бог»: кто должен покориться кающимся? В первые четыре дня Великого поста мы слышим Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Его тропари проникнуты сокрушением в грехах, признанием собственной немощи и негодности. А затем следует торжественное песнопение «С нами Бог!» с призывом «языкам» покоряться. Чем объясняется резкая перемена настроения, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Воскресное Евангелие: Закхей и Нечаянный Гость За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, – ища Бога и учась у Него милосердию, потом – внутренне, восходя к таинственной перемене ума.
Песнопения Недели о мытаре и фарисее: разбудить совесть рыданием В эту субботу за всенощным бдением начинает читаться и петься Постная Триодь. Ее песнопения очень красивы, возвышенны, но и сложны для понимания. Что такое кондак и икос, чем они примечательны в Неделю о мытаре и фарисее и что значит «воздыхания принесем мытарские» и «рыданьми побием совесть», рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
На реках Вавилонских: ненавистные младенцы В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН
Воскресное Евангелие: тайна встречи с Богом Почему в неделю Торжества Православия мы читаем отрывок Евангелия об очень личной встрече со Христом Нафанаила, который не спешит поверить во Христа-Мессию и в своих сомнениях, как богословски образованный иудей, ссылается на источники? Что за таинственное общение происходит между ними, что делает неверующего Нафанаила — верующим? Комментирует протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор Санкт-Петербургской православной духовной академии по научно-богословской работе.
Неделя о мытаре и фарисее: Приближение начинается На всенощном бдении сразу же за радостным пением «Воскресение Христово видевшее», ликование внезапно оборвется, погаснут светильники, храм погрузится в темноту и начинает звучать совсем иная песнь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Подготовка к Великому Посту начинается
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Богослужение: допустимо ли читать Евангелие по-русски? Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.