«Режиссура – это мое призвание. Как у моего героя было призвание лечить людей, так и у меня – снимать фильмы», - говорит Жоао КРИСТОВАО, режиссер фильма «Миссионер», показ которого прошел восемнадцатого декабря в культурном центре «Покровские ворота». В нем рассказывается о французе-дефектологе Кристофе, приехавшем с гуманитарной католической миссией в российскую деревню с единственным желанием – творить добро ближним, к какому бы вероисповеданию они ни принадлежали. Он-то первым и видит в пациентах интерната для умственно отсталых таких же людей, как и все, начинает заниматься с ними. Кристоф с ними рисует, играет в футбол, и, так как сам не плохо знает русский, обучает их азбуке. В этом ему помогает русская медсестра Вера, а с основами молитвы и духовной жизни их знакомит православный священник, отец Николай. В результате пациентов интерната крестят. Но Кристофа не могло также оставить равнодушным и бедственное положение остальных жителей деревни, для которых он просит прислать из Франции гуманитарную помощь. Местному криминалитету приходится не по нраву деятельность миссионера, и бандиты пытаются всячески от него избавиться. В финале Кристоф погибает от руки собственного пациента, а в деревне, как он всегда хотел, освящают восстанавливающуюся православную церковь. Фильм основан на реальных событиях, а в конце его фраза – «Посвящается Бруно», католическому миссионеру-врачу, прототипу главного героя. О фильме с его авторами До-Егито Кристовао Жоао Мануэла и Екатериной ИВАНОВОЙ, продюсером и сценаристом, беседовала Софья ПУЧКОВА.
- Жоао, почему вы, португалец, приехали в Россию?
ЖК: - Я приехал в Россию во время «перестройки». Мой отец, он француз по национальности, был коммунистом, и считал, что я должен учиться на родине коммунизма. Девять лет назад я закончил режиссерский факультет ВГИКа. Затем, до «Миссионера», снимал документальные фильмы о католических новомученниках в России, пострадавших от советской власти.
- Как появился фильм? Откуда взялась его идея?
ЖК: - Его появление похоже на чудо. Я искал работу и мне рассказали, что здесь в России образовалась студия, снимающая христианские фильмы, «Отчий дом». Я пошел к ним и познакомился с Екатериной Ивановой, одним из продюсеров этой студии. Она мне и рассказала историю Бруно.
Е.И.: - Мы хотели рассказать о наболевшем: Жоао как иностранец – о своем ощущении России, а я – историю миссионера.
С французом-миссионером Бруно я познакомилась в деревне Яропольцы под Переславлем Залесским. В 90-91 гг. мне с семьей пришлось переехать туда из Москвы, у нас там был маленький бизнес – мы пекли хлеб, а Бруно там жил и работал в интернате для умственно и психически больных. С чего началось наше с ним знакомство? Бруно, очень обстоятельный человек, вел дневник, а я знала французский, и он попросил меня перевести его. В общем, из его дневников и вышел сценарий фильма.
Бруно нуждался в том, чтобы жить именно в деревне, среди местных, среди бабУшек, как он их называл, и в этом он видел свою миссию. В Яропольцах он создал центр для детей местных алкоголиков, куда ребята приходили, делали уроки, играли в шахматы, смотрели телевизор, а затем возвращались домой. Бруно привозил гуманитарную помощь, и дети могли что-то поесть.
Судьба его сложилась не так трагично, как судьба нашего главного героя Кристофа. Если нашего персонажа убивает собственный пациент, то его прототипа выслали из страны. Ведь он, кроме своих прямых обязанностей – работать с умственно отсталыми, помогал и другим людям, жившим в деревне, и делал это, как представитель римско-католической Церкви. Тогда все это было внове, сотрудничество наших Церквей в социальной сфере еще не было налажено, и когда Бруно уехал во Францию продлить визу, его просто не пустили обратно.
Благодаря ему центр действует и сейчас, но теперь в сотрудничестве с Православной Церковью. Бруно до этого жил и в Киеве, где тоже создал детский дом, поэтому он через каждые два месяца путешествует сюда и обратно.
Мы решили снимать фильм именно в той же деревне и в том интернате, где работал Бруно. Съемки прошли в летом прошлом году.
- Как отреагировали местные жители на появление в деревне съемочной группы?
Ж.К.: - Наше появление было для них праздником. Сколько они нам помогали! Они и снимались у нас. Ведь мы пытались создать художественно-документальный фильм, поэтому попросили поучаствовать их в съемках. Пациентов интерната играли настоящие пациенты, православного священника Николая – настоящий священник, отец Виталий. Да и крещение умственно отсталых было настоящим, и освящение восстановляемого после советской эпохи храма проходило на самом деле. Профессионалами были лишь некоторые, например, девушка, игравшая медсестру Веру, - артистка МХАТа. Как известно, я играл роль Кристофа.
- Почему музыка за кадром фильма выбрана именно современной, напоминающей стиль «техно»?
Е.И.: - Нас часто критикуют за то, что якобы музыка не духовна и не подходит к фильму. Но, как мне кажется, наоборот очень хорошо сочеталась современная музыка и видеоряд о российской деревне. Мы корыстно расширяли аудиторию фильма, пытаясь музыкой привлечь к его просмотру и молодежь (смеется).
Автор музыки – петербургский композитор Геннадий Плешков, которого мы чудом за день до начала съемок нашли по Интернету.
- Какие творческие планы?
Ж.К.: - Я сейчас работаю на РенТВ, делаю один документальный фильм. Но, как вы понимаете, очень трудно найти финансирование создания христианского, некассового фильма. «Миссионер» удался только благодаря Екатерине и ее силам.
Е.И.: - Я же работаю на студии «Отчий дом», создаю фильмы для западного зрителя об истории и культуре России. Не знаю, будем ли мы еще сотрудничать с Жоао, но я хочу сделать художественный фильм, по мощи равный «Грузу 200», но только добрый.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Андрей Звягинцев: История шелкопряда В мае в России состоялась премьера нового фильма Андрея Звягинцева «Елена», не так давно этот фильм попал в широкий прокат. Фильмы Андрея ЗВЯГИНЦЕВА никого не оставляют равнодушным. Рецензии на них похожи на отгадывание загадок: «Так что же он хотел этим сказать?» Некоторое время назад режиссер дал интервью журналу «Нескучный сад»
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Достоевского видели? Недавно телевидение представило биографический сериал «Достоевский» режиссера В. Хотиненко. По пути, успешно проложенному «Идиотом» (2003) В. Бортко, двинулись другие режиссеры, переведя на «мыло» «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых», «Бесов». Что экран ищет и находит в Достоевском?
Питер Джексон — и обратно: творческая биография странного режиссера 14 (в России — 20-го) декабря 2012 года на экраны мира выходит фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» новозеландского режиссера Питера Джексона, снявшего трилогию «Властелин колец». Нынче речь идет о приключениях Бильбо Бэггинса, участника грандиозного путешествия, целью которого было вернуть Королевство гномов Эребор, захваченное драконом Смогом.
Алексей Герман: один замысел и вся жизнь Сегодня скончался кинорежиссер Алексей ГЕРМАН-старший. Есть ли в искусстве война поколений, легко ли тем, кто правит миром, как снять комического актера в серьезной роли и раскрыть его талант, обо всем этом Алексей Юрьевич рассказывал нашему журналу, когда близилась к концу работа над его фильмом по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».
Мультфильм «Храбрая сердцем» как повод поговорить о детях На экранах России и мира без особого успеха прошел очередной диснеевский мультфильм «Храбрая сердцем». В диснеевском пантеоне принцесс стало на одну больше -- теперь там есть рыжая шотландская красавица. А для нас, простых российских зрителей, получился повод поговорить на несколько очень не простых тем детско-родительских отношений.
Фантастика: легкий жанр или притча? Фантастику считают третьестепенным жанром — для детей и книжных пьяниц. Но даже у самых искушенных читателей дома найдется полка с книгами, на обложках которых пылающие дюзы и лунные кратеры. Так что такое фантастика — наркотик, умственная гимнастика, генератор идей?
Предъявите ваши документы: в чем секрет успеха документального кино Рост зрительского интереса россиян к документальному кинематографу — иллюзия или реальность? И если реальность, то каковы ее доказательства и причины? Наш корреспондент выслушал и сопоставил мнения специалистов.
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Павел Лунгин: «Иван Грозный» выйдет весной Недавно в магазине «Библио-глобус» прошла презентация книги известного режиссера Павла Лунгина «Такси-блюз». В книгу вошли написанные им киносценарии, составляющие, по словам режиссера, единое целое. На вопрос, кем в большей степени он себя считает: режиссером или сценаристом,
Павел Лунгин ответил, что две эти «специальности» смежные и находятся между собой в непростых отношениях
Элиза Дулиттл для Франкенштейна В Москве ограниченным прокатом вышла экранизация спектакля «Франкенштейн» британского режиссера Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. По мнению кинообозревателя Марии СВЕШНИКОВОЙ, этот необычный «двойной» спектакль обязателен к просмотру в этом сезоне
«Мастер»: фильм о «ленивых виноградарях» В российском прокате идет фильм Пола Томаса Андерсона «Мастер». Это очень качественная, очень умная и очень лукавая картина о прелестях новых религиозных движений
Водевиль бунта Успех фильма «Идиот» пытаются развить «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Если бы писатель жил в наше время, он скорее всего радовался бы такому вниманию и сам согласился бы писать телесценарии. Так считает известный литературовед Людмила САРАСКИНА
Почему в России нет семейного кино? Если вы собрались посмотреть семьей такой фильм, чтобы он был и всем возрастам понятен, и отечественного производства, что вы выберете? И тут мы, пожалуй, обнаружим, что посмотреть нечего. Не считать же таковыми «Любовь-морковь» и «Тот еще Карлсон»
Движется любовью Картина «К Чуду» режиссера Терренса Малика – воспитание чувств, расположенное по ту сторону мира развлечений
Аниме как образец для российского кино будущего Реальный мир лишен романтики, в то время как она очень актуальна для молодежи. «Мир 0» нарочито романтичен и героичен. В отличие от «мира 1», который реалистичен, материалистичен и скучен, «мир 0» - мистический, магический, фантастический. В «мире 1» человек является субъектом обезличенных отношений внутри общества. «Мир 0» предполагает, что человек более индивидуален, здесь присутствуют свобода и независимость, сконструированные разными способами. Реконструируемые миры, как правило, воинственны, отсюда повышенное внимание к оружию как ценности. Благопристойный «мир 1» не одобряет экстремальной деятельности и накладывает на нее ограничения. Соответственно «мир 0» построен на приключениях, войнах, экстатических состояниях
Даниил Дондурей: Телевизор – главный инструмент управления страной Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино».
Памяти Алексея Германа Режиссер-перфекционист, настолько чувствительно и серьезно относился к каждому своему фильму, что некоторые даже не смотрел готовыми. Он не дожил до премьеры «Арканарской резни», киноленты, в которой не воссоздается прошлое, а создается с нуля целая жизнь
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.