На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Монашество: и творчество, и наука из наук


Версия для печати
17.12.12, 10:48

Постепенно в монастырях заканчивается период строительства и обустройства. Работы еще много, но возникает вопрос: могут ли современные монахи заниматься не только хозяйством, но и творчеством. Тем более, что в монастыри приходят образованные люди и те, кто творчеством занимался в миру. Отрекаться ли им от своих прежних умений или сочетать творчество в обычном смысле с творчеством более тонким – очищением себя и покаянием, разбирается Анна ОЛЬШАНСКАЯ


Сегодня празднуется день прп. Иоанна Дамаскина. Когда он, известный и образованный человек, бывший визирь Дамасского халифа и автор нескольких трактатов в защиту святых икон, поступил в монастырь, то его старец настрого запретил ему писать богословские сочинения и гимны. Однажды Иоанн нарушил запрет и составил надгробные песнопения на смерть своего собрата. Старец подверг его наказанию и только Сама Богородица, явившись старцу, сняла этот запрет и потребовала «не заграждать источник». И вот… мы знаем Иоанна Дамаскина как величайшего творца церковных песнопений. Хотя перед тем, как начать писать, он и понес епитимию – чистил в монастыре отхожие места.

Святые Отцы сравнивают монашество с особым видом творчества и наукой из наук. Цель ее: обожение. Из всего написанного об обожении выделим интересный факт - человек, соединяясь с Богом, сохраняет свою идентичность, не поглощается Божеством, но остается личностью, имеющей свою собственную ипостась. Душа и личность человека при этом взаимном проникновении божественного и человеческого не поглощаются, не утопают в божественном, Господь оставляет волю человека свободной, способной и далее к самостоятельному выбору и, в ракурсе нашего размышления, можно сказать, именно к творчеству, но Творчеству высшему, с большой буквы - направленному не во вне, не на внешнее произведение , а на собственную душу. В этом для человека нет никакого принуждения. В конечном счете, свобода во Христе это постоянный выбор, а следование за Христом - высшее творчество и наука из наук, на изучение которой уходит каждая минута до самого конца жизни христианина.

Впервые обнаружив для себя безграничность христианства и глубину святоотеческой мысли многие новоначальные христиане выбрасывали свои картины, сжигали стихи – разочарование в мирском "творчестве" было для них поразительно. Чтобы вернулось вдохновение требовалось время: переоценка и смена целей в жизни, переосмысление себя, покаяние. Архимандрит Софроний (Сахаров) писал о том, что художественное творчество требует всего человека и молитва требует всего человека: «Я понял, что через искусство ощущение Вечности не идет так глубоко как в молитве. И я выбрал молитву». Перед таким выбором оказывается каждый, кто открыл для себя Христа и в особенности монах.

Представители самых разных профессий приходят в монастыри, принимают монашеский постриг, отдают свою волю в послушание игумену или духовнику. Художники изучают иконопись, реставрацию, поэты - гимнографию. Монах не отказывается от таланта, не зарывает его, а направляет и посещает, как и всю свою жизнь, служению Богу. Талант - редкий инструмент, в руках профессионала он творит чудеса. Вспомним «Троицу» прп. Андрея Рублева или произведения Достоевского – произведения искусства, наполненные любовью к Богу, способны обращать души людей ко Христу, а значит востребованы, нужны.

Монах живет в монастыре. Здесь свой порядок, которому он подчиняется. Современные монастыри только начинают выходить из периода, когда им требовалась рабочая сила – стройка и восстановление обителей были одной из главных задач на протяжении почти трех последних десятилетий. Не смотря на то, что современные монастыри часто сильно отличаются и по численности насельников, и по благоустроенности, все же большинство наших монастырей все еще можно называть "трудовыми". В таком монастыре инок вероятнее всего сталкивается с непониманием - зачем ему творчество, не ради ли тщеславия? Моя знакомая иконописица, послушница известного женского монастыря закончила иконописное отделение Московской Духовной Академии и вернувшись в обитель попросила организовать ей рабочее место и благословить иконописное и реставрационное послушание, однако в ответ услышала недоумение: "Зачем писать новые иконы, когда в храмах и так заполнены ими все стены?" Она была вынуждена перейти в другой монастырь и последние пять лет работает в иконописной мастерской новой обители .

Иконопись – это именно монашеское делание. Приведу отрывок из беседы архимандрита Ефрема, настоятеля афонского монастыря Ватопед, в Московской духовной академии 19 мая 2009 г. старцу задали вопрос:

Как Вы считаете, в современном мире иконопись - это монашеское делание или чье? Есть ли среди братии вашего монастыря иконописцы, и какие отличия в их жизни от жизни других братий?

На что архимандрит Ефрем ответил: «Конечно, это монашеское делание, только по снисхождению к человеческой немощи стали иконы писать миряне, потому что человек пишет иконы постясь, молясь и бодрствуя. Потому и одна из причин того, что у нас есть чудотворные иконы в Церкви, это то, что они написаны рукой святых людей. Однажды я был в мирской иконописной мастерской и видел двух мирян, которые писали иконы. Они писали иконы, а рядом лежали сигареты. Они курили и писали - это очень нехорошо. Однако, благочестивым мирянам, конечно же, не запрещается писать иконы».

Отношение к изучению наук и творчеству во многих монастырях по сей день крайне неоднозначно. Способность критически мыслить, необходимая в любой творческой работе, очевидно настораживает выросших в иной духовной традиции старших братий и сестер. Не удивительно, что талантливый монах зачастую оказывается перед сложным выбором: оставаться в родной обители и потерять возможность творить или броситься на поиски монастыря, в котором его профессиональный навык был бы востребован и написать прошение о переводе.

И все же, в православном святоотеческом понимании монашества внешнее делание, пусть даже церковное творчество, никогда не было самоцелью и таким фактором, который формирует жизнь монастыря. Те, для кого дилемма "монашество и творчество" жизненно актуальна, наверное, всегда испытывают покаянные чувства, поскольку часть души и ума отдают хотя и благочестивым, но земным вещам. Вероятно, такой проблемы не испытывают те монахи, которые в духовно благоустроенных монастырях занимаются творческой работой по послушанию.

Монах - воин Христов. И если бой, то должен быть готов оставить и творчество, и все свои способности ради следования за единым Господом. Так следовали за Христом новомученики и исповедники Российские. Сщенномученик Иларион (Троицкий) ничем так не дорожил на этой земле, как родной Академией, ее библиотекой, научно-богословскими занятиями. Из писем видно, как тосковала его душа в ссылках вдали от книг и плодотворной работы, и как он себя смирял, не давал возобладать духу уныния, как покорялся воле Божией в обстоятельствах и благодарил за все, находя повсюду поводы для радости.

И все же, мы живем не во времена гонений и апостасийные настроения не должны руководить нами. Монастыри процветают: восстановлены и достаточно благоустроены. Сегодня в монастырях есть все ресурсы для аккомулирования не столько физической, сколько именно интеллектуальной силы и мы видим, что многие крупные монастыри уже проводят богословские курсы для молодых насельниц, дистанционно, с помощью интернета, монахи изучают иностранные языки, их отправляют на учебу в высшие учебные заведения страны, где те обретают профессиональные навыки: от медицины до архитектора-проектировщика. Пришло время всем, кто до сих пор сомневается в целесообразности интеллектуального ресурса в современных святых обителях, вспомнить слова архимандрита Киприана Керна:

«Православию нужны не только единичные ученые монахи, такие уникумы встречались и раньше в наших иноческих вертоградах, и глохли в них. Нам нужен монашеский ученый орден. Нужно отбирать в этой среде лучшие культурные силы, не противопоставлять творчеству — спасение, и не чураться соблазна книги. Такие православные доминиканцы и бенедиктинцы, конечно, не цветом и покроем рясы должны отличаться от прочих своих собратьев, но истинным духовным просвещением, чтобы стать подлинным зеркалом духовным, одним из «вторичных светов». Они должны отдаться науке и быть способными работать в сфере просвещения, быть свободными от хозяйственных послушаний, материального благоустройства и административного соблазна. Жизнь сама собой придала отдельным монастырям их индивидуальную физиономию. Обители отличались по своему укладу и внутреннему духовному климату. Известна пословица: «Кто суров — тому Саров, кто упрям, тому — Валаам, кто жаждет духовного опыта, тому — Оптина». Вот только не было уголка тем духовно–культурным инокам, которые на себя приняли вместе с помазанием науки и ангельскую схиму. Они — бездомны».

Текст и фото: Анна ОЛЬШАНСКАЯ

Версия для печати

Тэги: Монашество  Монастырь  Церковное искусство 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.