И с чего начать с ними бороться, рассказывает протоиерей Георгий Бреев, духовник священства города Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
Первый принцип — внимать себе
Прежде всего нужно увидеть в себе наличие страстей. Иначе как бороться с тем, чего не видишь в себе, не чувствуешь, о чем ничего не знаешь. Понятие «страсть» относится к области аскетики. Эта наука посвящена распознанию духовного состояния человека. Те люди, которые прошли этот путь опытно, прежде всего путь самопознания, путь видения в себе действия страстей, много трудились над овладением средствами, которые помогают христианину избавиться от действия страстей или по крайней мере, это действие ослабить, предлагают нам целый набор знаний. Они открывают как страсть появляется, с какого момента она зарождается в нашей душе. В начале всего лежит помысел — это движение нашего ума в сторону того, что ему неполезно, того что недозволенно и действует на нас отрицательно. Аскетика определяет источник всех наших недобрых, зараженных помышлений — они являются из нашего неочищенного сердца. Спасителя однажды спросили откуда в человеке зло. Он сказал, что от сердца вашего из глубины души исходят помыслы и в их основе лежат грехи и страсти — гордости, прелюбодеяния, убийства, грабительства и другие. Аскетика — опытное познание того, что нам дано в Евангелии в определении Самого Господа и Спасителя.
Увидеть в себе действие страстей может только тот кто начинает трезвиться разумом. Первый принцип — внимать тому, что осуществляется в душе, выражается в мыслях, движениях сердечных, в чувствах, а это не столь просто. Такое пристальное отношение помогает провести маленькое исследование в самом себе. Откуда, что, почему берется. Не хочу чего-то, а делаю. Стремлюсь к одному, а мотивы какие-то противоположные возникают. Об этом прекрасно сказал в своем послании апостол Павел — горе мне, бедный я человек "доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю все снова и снова" (Рим 7:19). Во мне действует грех, — говорит апостол Павел дальше. И когда человек это действие увидит, не просто почитает, узнает из книг, а именно увидит в себе действие греха, тогда он будет способен каяться. Я помню, что когда в молодости читал аскетику, я стал смотреть внутрь себя внимательно и понял, что во мне действуют какие-то настроения, побуждения, от которых мне бы хотелось избавиться. А если человек обнаружит это действие в себе, то он способен каяться. Иначе, если он этого не видит, не знает, то в чем каяться? Только во внешних проявлениях? Но они существенно человека не меняют. А ведь только благодаря познанию того, что наша душа поражена действием страстей, начинается настоящая духовная жизнь. И она совсем не простая. Вся жизнь христианина проходит в духовной брани. Между разумом нашим, нашей душой и теми помыслами, теми прилогами, которые непрестанно воздействуют на человека. Так же как если перенестись в область физики, можно сказать, что на нас действуют космические энергии — солнечные лучи, магнитное поле. Часто средства массовой информации говорят, что сегодня магнитные бури, принимайте лекарства, может повыситься давление. И те, кто подвержен их влиянию, принимают меры предосторожности. Так же и в духовном мире — прилоги, помыслы, брань находят на душу человеческую. Человек часто бывает застигнут этим состоянием врасплох и сам не понимает откуда это и что с ним происходит. Только когда он начнет читать Священное Писание, внимать слову Евангелия, читать святоотеческую литературу, тогда у него возникнет полная картина. Оказывается, что ветхая природа человека, адамова природа, о которой воздыхал апостол Павел, она действительно нам свойственна и является полем действия страстей, которое каждый человек в себе несет.
Пленение души и согласие сердца
Страсть не врожденное понятие — не бывает у младенцев дурных склонностей. Они прививаются во времени. Вырастают на естественной почве, если человек делает поступки, которые противоположны совести, нравственным нормам поведения. Если он не внимает этому, тогда приобретается привычка. Начинается тяга к дурному — к курению, к рюмке, еще к чему-нибудь. Вот пожалуйста, казалось бы ничего тут такого особенно неприличного нет. Ну что я, взрослые пьют и я немного, а потом незаметно, если никто не следит, не одергивает, не воспитывает, может появиться болезнь, когда человек уже зависим. Здесь приходит склонность к пороку, к проявлению какой-то немощи. Если будем внимательны, если человек преодолеет прилог искушающий его, осознает сам или ему подскажут, он согласится и скажет, зачем я буду это делать, я не буду, я воздержусь. В нем не разовьется порочная страсть.
В духовной жизни каждого человека в начале идет прилог. Он может идти от падшей природы, от излишеств в пище, от невнимательной жизни. Прилог может идти и от демонов. Потому что демоны овладевают человеком путем насаждения в его душу страстей. Страсти — это проводники демонского влияния на человека. И если человек преодолеет на начальном уровне их прилог, потому что это чревато страшными последствиями, преодалеет его умом, волею, покаянием, то хорошо. А если не преодолеет, за прилогом последует пленение души, согласие сердца и потом, по определению науки аскетики, в нем рождается страсть. Страсть по определению святых отцов — это начало демонического влияния, которое попадает в человеческую душу. Страсть — это демон. Он действует на разрушение души. Когда человек обнаруживает в себе действие страстей, молясь, постясь, воздерживаясь, прибегая к покаянию, читая Священное Писание, он понимает, что не свободен. У одного гордыня непомерная, у другого блудные наваждения.
Борьба со львами
Один святой отец говорил, что выходя на борьбу со страстью, ты выходишь как на борьбу со львами. Только представь, что тебя бросили в клетку со львами, да, они тебя сразу разорвут. Поэтому нельзя относится к этой борьбе слишком легковесно — вот, мол, я сейчас пойду, попощусь, помолюсь и страсть во мне перестанет действовать. Да, она может ослабнуть, если ты искренне принесешь покаяние, если ты действительно по-настоящему принесешь Богу пост, смиришься, вооружишься терпением, постоянной молитвой. Но сказать, что ты стал от нее полностью свободен нельзя, потому что придет время, когда действие страстей в тебе может снова заявить о себе. Они в тебе остаются, хотя и приглушены. Действие страстей сравнивают с сорняками, с тернием. Хозяин посеял злаки и вдруг, как прекрасно сказано в евангельской притче о сеятеле, вдруг рядом с такой же силой и даже с большей начинают расти сорняки. В этой притче показан наш мир, то что доброе семя растет в нас рядом с семенем страстей. И часто бывает, что семя порока заглушает доброе. Что делать? Во многих притчах Господь объяснял, что поле своего сердца нужно постоянно обрабатывать, так чтобы влияние терния страстей не заглушало бы добрых насаждений, добрых плодов, которые ты должен в жизни принести. Поэтому святые отцы рекомендуют не браться сразу с наскока, не думать о том, что борьба со страстями это просто. Нет, эта брань — дело может быть всей жизни. Почему? Потому что свобода от страстей — это уже бесстрастие. А бесстрастие есть у кого — у святых. То есть, если ты думаешь, что уже освободился от страстей — то это значит ты святой. Только подвигом веры, подвигом любви к Богу, исполнением заповедей Божиих можно победить страсти и стать святым. А мы еще стоим на этом пути. В какую-то меру мы, чуть-чуть увидев их в покаянии, можем пресекать их действие, но корни остаются глубоко и мы не должны расслабляться и думать, что мы уже освятились, очистились, избавились от них. Нет, всегда нужно трезвиться, бодрствовать и малейшее движение, помысел дурной — пресекать. Это то, чему нужно в первую очередь учиться в духовной брани — пришел помысел, ага, я осудил другого, но нет я тебя не приму, ты семя не мое, ты чуждое семя и я не хочу, чтобы ты имело место в моей душе. Пришел гнев — ему нужно тут же противостать, взмолиться, Господи помоги мне, избавь меня от этого порочного намерения, потому что оно разрушающе действует на мою душу. Господь говорит: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Пет 5:8). Вот эти трезвение, бодрствование, пост, молитва, покаяние и помогают человеку преодолеть порочное состояние и очистить те страсти, которые в них действуют от неразумной жизни, от неразумного поведения, были засеяны, возможно, еще в их детскую душу.
Восемь страстей и восемь добродетелей
Великий пост побуждает нас к борьбе со страстями, призывает к более усердной молитве. «Господи, Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», — словами молитвы св.Ефрема Сирина мы просим, чтобы Бог не дал этим греховным порокам обладать нами. Ленность, уныние, расслабленность, неверие — это основы всех наших порочных состояний. В нашей аскетике описаны восемь основных страстей: объядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость, из которых потом вырастают другие грехи. Каждой страсти есть противоположная добродетель. Сребролюбию — милосердие, гордости — смирение и самоукорение, обжорству — воздержание и пост, ленности — молитва. В учении аскетики говорится не только о страстях, но раскрываются и добродетели при помощи которых человек может противостоять действию страсти и она будет ослабевать.
Для начала рекомендуется выбрать какую-то основную свою страсть и, приступая на борьбу с ней, просить Бога, умолять, чтобы Он помог в этой брани, избавил бы от нее. Например, человек осуждал всех подряд, но понял как это пагубно, как это ему вредит и стал внимательнее следить за собой. Или, допустим, он сквернословил, но потом понял слова апостола Павла, что пусто благочестие человека, если он не обуздывает своего языка и положил начало этой брани, сказал себе, я буду знать меру, буду разумно произносить слова, полезно, а пустых буду избегать — вот и пожалуйста, так он начинает с этим борьбу. Потом с Божией помощью, преуспев, он сможет перейти и к исправлению помыслов, а исправляя помыслы начинает врачевать саму страсть.
Как понять какая страсть главная. Есть разные мнения. Некоторые святые отцы считают, что все начинается с лености и праздности. От них рождается уныние, от уныния может прийти отчаяние, а потом от отчаяния человек и жизни не рад, готов собой покончить. Это перспектива, которая идет от земли к небу или от простого к более высокому. Другие святые считают, что начало всех грехов — гордость. Потому что от гордости начинается зависть, обособление себя, эгоцентризм, самолюбие, самооправдание, самовозношение. Священное Писание прямо говорит, что от зависти дьявола в мир вошел грех. Дьявол позавидовал человеку, Адаму и Еве, всеял гордый помысел, что они будут как Боги, им действительно этого захотелось и началось отпадение от Бога. Этот путь развития страсти явно указан Священным Писанием. Но как бы мы не подошли к этому, мы видим, что страсти начинают развиваться в человеческой душе и проявлять свое пагубное влияние, когда человек или от нерадения, беспечности и теплохладности, или от неверия начинает расслабляться, унывать, наступает духовная ленность, гордость ума, а гордым Бог противиться, гордый теряет благодать, а без благодати Божией тут же страсти входят в человеческую душу. От гордости человек может дойти до скотского состояния, когда говорит, что он лучше всех, что ему все позволено или вообще, увидев свои страсти, говорит, а что с ними бороться, я такой, какой есть и я не хочу быть другим.
Страсть или характер?
Часто люди, которые говорят, что у меня такой характер, на самом деле просто скрывают нежелание работать над собой. Потому что исправить себя — это самое трудное дело. Вон даже Петр I — император — говорил, что, мол, стрельцов смирил, сестру свою Софию отправил в монастырь, шведов победил, а себя победить не могу. Так же и мы иногда говорим. Я такой, я такая, у меня характер. Но за этим стоит просто нежелание исправления, скорее всего. С другой стороны в аскетической литературе есть рассуждения о том, что благодать действуя в человеке сохраняет за каждой личностью характерные ей природные качества. Были такие даже поговорки: суров — иди на Соловки, там подвизайся, а если ты по характеру упрям — иди на Валаам и другие. Причем многие святые отцы утверждали, что они наблюдали друг за другом и чувствовали действие благодати в своих собратиях, в то время, как их характеры оставались прежними. Один решительный, другой горячий, третий тихий, четвертый милосердный, смиренный духом. В них во всех действовала благодать и они имели от Бога различные дары. Святые отцы утверждали, что благодать не меняет природу, она дает человеку избыток Божественной силы, но его качества могут оставаться прежними. Только нужно внимательно следить, чтобы за этими природными данными не скрывалось человеческое нерадение, леность, безразличие к духовной жизни. А я такой, я не хочу, у меня такой характер. Но если твой характер ведет к дурному, тогда отсекай это дурное от своего характера. Меняй свой дурной характер.
На всю жизнь
Борьба со страстями должна быть очень разумной. Человек должен взвесить и осознать с чем он хочет бороться — с силой, которая во многом превосходит его. Легко допустить в себя действие демонических страстей, но исцелить себя самому невозможно. Когда увидишь все это, то Боже мой, руки опускаются. Как я могу с этим справиться? Действительно, если человек без рассуждения отнесется к этому и опыта духовного еще нет, и вера может еще слаба, решимости может мало, воли тоже к исправлению, тогда получится плохо. Есть в Евангелии такое слово Спасителя — если ты собираешься строить дом, посмотри есть ли у тебя на него средства, а то фундамент сделаешь, а на сам дом не хватит. И будут люди смеяться, скажут, вот посмотрите построил фундамент, основание, а стены не может возвести. Так же если твоей стране грозят войной и ты сразу скажешь, о я пошел, сейчас мы их, можешь попасть впросак. Нет, ты сначала сходи посмотри узнай какое там войско, в каком оно снаряжении, какие средства вооружения у него есть, какое количество воинов, потом взвесь — сможешь ты противостоять? Так в Евангелии сказано. И если ты не можешь противостоять, то иди ищи мира, проси умоляй, чтобы он не разорил страну твою. Действительно, если человек не вооружен духовным знанием и не понимает к чему он приступает, часто в ревности и горячности начинает, давайте сейчас будем поститься, молиться, все страсти разом победим. Особенно это свойственно неофитам — пост, значит сухоядение, и вот они начинают проповедовать великим постом, что масло не надо есть, варить тоже не надо, только сыроядение! Но к чему это. Это только показывается, что человек еще неопытный совсем и многого не понимает. Такой человек еще не знает духовной жизни, не понимают, что она организуется не на один день не на два, не на пост, а на всю жизнь.
Постижение духовного мира возможно только с большим терпением, с вниманием, постоянством, углубленностью — тогда только открывается эта область в которой ты можешь по крайней мере определиться, увидеть, познать и со смирением, с терпением, больше уповая на благодать Божию, постепенно начинать эту борьбу со страстью. Когда у прп. Антония Великого была духовная брань ему явился дьявол и сказал — ты постишься, а я совсем ничего не ем, ты спишь два часа, а я совсем не сплю, но одно только не могу терпеть — твоего смирения. Ты меня побеждаешь своим смирением. Так мы видим, что при ревностных потугах, если человек не смиренный и не имеет дара рассуждения, знания Священного Писания, правил аскетики, он ничего не сделает. Возьмется по горячности, может и других увлечь за собой, но потом все это как правило рассыпается.
Так как же правильно начать эту борьбу со страстями? Приходи в храм, посмотри. Начался Великий пост. Сейчас читаются особые покаянные молитвы. Вот тебе Священное Писание — открой Евангелие, оно говорит о нашем внутреннем мире, который поражен страстями. И ты спокойненько, молясь, веруя, исповедуя свои грехи, веди простой и воздержанный образ жизни, соответствующий уровню твоей духовности. Не впадай в самочиние, в крайности, проси Бога о помощи и Он не оставит тебя в этой борьбе наедине со львами!
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Епископ Пантелемон (Шатов): Как победить раздражительность Великий пост - время начать наконец всерьез бороться со своими страстями. Особенно въедливая страсть, которая так часто отравляет нашу жизнь, - это раздражительность. Как ее победить, объясняет епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
Постная Триодь: учебник покаяния Песнопения Великого поста нужно не только слушать в храме. Их надо перечитывать дома как домашнее задание по науке из наук: познанию себя и очищению себя от греха. Почему Постная Триодь – книга для каждого и о каждом, рассказывает епископ Обуховский ИОНА, викарий Киевской митрополии.
Канон преподобного Андрея: причем тут ближний? Чтение Великого Канона Преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, удивительный по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Своими мыслями о Каноне с нами поделился диакон Августин Соколовски, преподаватель Фрибургского Университета в Швейцарии и в Киевской Духовной Академии
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Будем в день Пасхи радостью друг для друга Мы часто думаем о себе слишком плохо и слишком хорошо одновременно. Это помогает меньше от себя требовать, но и показывает отсутствие подлинного смирения. Как увидеть себя настоящего, рассказывает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. ВИДЕО
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Об «умирании за Православие», или почему мы постимся? Что лучше, легкое, но исполняемое всеми правило, или тяжелое, невыполнимое, но то, которое заставляет "подтягиваться" и сознавать свою немощь, рассуждает Андрей ЗАЙЦЕВ
Как устроен Великий пост? Почему ограничение в пище продолжается восемь недель, а Великий пост состоит из шести, чему посвящена каждая неделя поста и как получилось, что мы читаем Великий покаянный канон св. Андрея Критского дважды, рассказывает Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: признай свою немощь, и Господь тебя исправит Как быть, если планировал Великим постом себя исправить и стать лучше, а ничего не получилось. Чувствуешь, что стал лишь хуже и рассеяннее. Ответы в проповеди епископа Орехово-Зуевского ПАНТЕЛЕИМОНА на литургии Преждеосвященных Даров в последний день Четредесятницы
Как победить грех О том, как научиться видеть свои грехи, с чего начинать борьбу с ними и как при этом не впадать в духовную ипохондрию, мы поговорили с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая в Кузнецах, ректором ПСТГУ.
Протоиерей Константин Островский: Поститься нужно по правилам, не можешь – кайся Если напишем новый Типикон «под себя», то гордо успокоимся, что строго соблюдаем устав, следующим шагом будет дальнейшее сокращение устава, – протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ комментирует вчерашнюю статью о том, что честнее, есть постные разносолы или простые мясные продукты
Митрополит Хабаровский Игнатий: читайте Постом Исаака Сирина и Антония Cурожского Какой перевод Псалтири на русский язык хорош, почему гимны прп. Симеона Нового Богослова нужно изучать не только монахам, но и мирянам, как «Беседы о молитве» митрополита Сурожского Антония научили молиться вечно занятого архиерея, – что почитать Великим постом советует митрополит Хабаровский и Приамурский ИГНАТИЙ.
Пожирательница души «Зависть -- двигатель прогресса, -- заявляют некоторые, -- ведь если бы ее не было, мы бы так и сидели в каменном веке. А так посмотрел, как у соседа -- сам еще лучше сделал, увидел достижения другого -- сам к чему-то стал стремиться». Однако Сальери его зависть не помогла -- а мир потерял Моцарта.
Преподобный Амвросий Оптинский: Веселый больной В этот день 200 лет назад родился Александр Михайлович Гренков, известный всем православным христианам как преподобный Амвросий Оптинский. В возрасте 35 лет он становится фактически полным инвалидом. При этом прп. Амвросий – прозорливый старец и подвижник – отличался необычайно добродушным, веселым нравом.
О великом посте Современный мир стремится к раскованности. Современный человек желает найти неограниченные возможности для удовлетворения своих желаний. Церковь же оставляет возможность человеку быть несовременным. Люди Церкви в определенные дни (среда и пятница) или периоды года свои желания добровольно ограничивают. Такие ограничения и зовутся постом
Святитель Григорий Палама: совершеннее ангелы или люди Во второе воскресенье Великого Поста Церковь вспоминает одного из самых глубоких православных мыслителей – святителя Григория Паламу? Чем описанное в его творениях православное состояние безмолвия, исихия, отличается от экстаза сектантов и от буддистского просветления?
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: без милосердия молитва – засохший цветок Блудница принесла ко Христу драгоценное миро и отерла Его ноги своими волосами, а что можем мы? Как мы можем выразить свою любовь к Богу, как можем послужить Ему своим искусством и своими делами, Как не зарыть данный нам талант в землю? Рассказывает епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН в проповеди в Великую Среду. ВИДЕО
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Чревоугодие: еда вместо Неба Когда говорят «вот чревоугодник», то сразу представляется не человек, а туша. Но и худосочные постники могут стать пленниками пищи. О страсти чревоугодия мы попросили рассказать старшего преподавателя нравственного богословия Богословского факультета ПСТГУ Андрея Владимировича Лукина и протоиерея Алексия Потокина, священника храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.