В пятницу во всех церквях будет раздаваться коливо. Как возникла традиция есть пшеницу с медом в конце первой недели Поста и почему в это время важно дарить друг другу радость, рассказывает епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН в своей проповеди в храме св. благов. Царевича Димитрия при Первой градской больнице (запись 2012 г.):
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Заканчивая, братия и сестры, первую седмицу Великого поста, Церковь предлагает нам с вами утешение, предлагает коливо.
Мы с вами сегодня вспоминаем о том, как Церковь была избавлена от насмешек императора-отступника, по молитвам святого великомученика Феодора Тирона были спасены от посрамления христиане, вкушавшие пшеницу, которая оставалась у них дома неоскверненной языческими жертвами. <…>
Коливо – это утешение для тех, кто подвизался в первую седмицу Поста, и постыжение тем, кто в первую седмицу поста пост нарушал и ел вдоволь то, что он хотел, воспоминание того, как жили первые монахи, первые подвижники. В первую седмицу они строго очень постились и вкушали вареную пищу только в конце первой седмицы.
Дорогие братья и сестры, я обратил внимание, какое замечательное ветхозаветное чтение Церковь избрала для окончания первой седмицы Великого Поста!
Мы с вами слышали отрывок из книги Притчей Соломона. Он заканчивается словами, которые всем нам нужно помнить, особенно во время поста. Там говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Пост – это путь к смирению. Не возвышению себя, «вот я сумел ничего не есть первые два дня или всю неделю», «вот я пощусь, не как другие». Конечно, не для этого пост, а для того, чтоб мы пришли в смирение и получили благодать от Бога.
Но еще более важным было первое чтение – отрывок из книги Бытия. Я не буду сюда приглашать на амвон преподавателя Ветхого Завета, нашего заслуженного, почитаемого всеми отца протодиакона, который лучше меня, конечно, смог бы рассказать о смысле этого чтения.
Наверное, не все мы успели к началу нашей службы, не все мы слышали это чтение, а может быть, не все обратили внимание на то, что читалось. Обратили? Вот для тех, кто не обратил внимание, напомню, о чем было сегодняшнее чтение из книги Бытия.
Сегодня, дорогие братья и сестры, читалось то, что имеет значение не только для нас, вступающих в пост, но имеет, я бы сказал, космическое значение. В этом чтении рассказывалось о том, как Адам и Ева совершили первый грех, откуда было начало того самого греха, в котором мы с вами все, к сожалению, живем. Того греха, который нас мучает, того греха, который мы с вами никак не можем победить.
Как начался этот грех? Где было его начало? Рассказывалось о том, как Адам и Ева вкусили от Древа познания добра и зла, от которого было им запрещено вкушать в раю. Почему Бог допустил этому дереву быть в раю? Почему Бог допустил в рай диавола? Зачем это было сделано, почему так было нужно? Почему это дерево так называется – «познания добра и зла»? Ничто из сделанного Богом неслучайно, все имеет некий смысл.
Мы с вами продолжаем, к сожалению, вкушать от этого древа.Призванные вкушать от Древа Жизни – Тело и Кровь Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, – мы своим умом, душой, чувствами, телом вкушаем очень много душевредного, ведущего к смерти и погибели нашей.
Тема «вкушение» – центральная, может быть, даже во всем богословии. Что мы вкушаем? Чему мы приобщаемся? С чем мы соединяемся, что мы принимаем, и как это воздействует на нас?
Ведь вкушение – это не только есть что-то за завтраком, за обедом и за ужином. Вкушает наш ум, вкушает наша душа, вкушают наши глаза, наши уши, вкушают музыку, когда мы слушаем современные молодежные мелодии. Вкушают наши глаза, когда мы смотрим на то, что происходит вокруг нас.
Адам и Ева вкусили от Древа познания добра и зла, и это вкушение сделало их подверженными греху, сделало их рабами дьявола, так что их пришлось даже из рая изгонять.
Может быть, это древо называется «древом познания добра и зла», потому что вкушение от него позволило этим людям познать то зло, которое было в них до этого?
Перед тем, как Ева вкусила от этого дерева, как говорит Библия, она увидела, что это дерево приятно для глаз, хорошо для пищи и дает знания. Еще перед вкушением в ней пробудились три основные страсти, которые мучают нас с вами, три основные ствола, как бы греховные: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.
Сребролюбие – это не любовь к деньгам, это любовь к вещам этого мира и наслаждение этими вещами. Когда в Еве пробудились эти три страсти, когда она стала жить этими страстями, желать удовлетворения этих страстей, она отступила от Единаго Бога, нарушилось целомудрие человеческого естества.
Мы с вами призваны в Великий пост отказываться от вкушения подобного тому, которое совершила Ева в раю. Мы призваны вкушать то, что Бог благословил, призваны вкушать то, что угодно Богу, то, что полезно для нашей души. Вот об этом нам нужно всем с вами обязательно подумать.
Сегодняшнее чтение неслучайно выбрано Церковью для того, чтобы закончить первую седмицу Поста и подготовить нас к его последующему течению так, чтобы дальше мы с вами продолжали бояться вкушения того, что позволяет нам познать зло, познать то, что погубит нашу душу.
И еще об одном хотел сказать вам. Дорогие братья и сестры, мы сегодня слышали тропарь великомученику Феодору, помните, как пелось о нем? Что он, испекшись на том огне, в котором был сожжен, стал сладким хлебом.
Удивительные слова! Священномученик Игнатий Богоносец, пострадавший во II веке, говорил, что хочет стать хлебом для Святой Троицы, измеленный зубами зверей. Удивительно сознание самого себя, как того, что нужно предложить в пищу!
Это стремление уподобиться Христу, который Сам Себя дает нам в пищу, когда мы причащаемся Святых Таин Тела и Крови Христовых. Господь Сам делает Себя пищей для нас: вожделенной, радостной, услаждающей нас и животворящей.
Мне кажется, что Великий Пост не достаточно избегать вкушения плодов Древа познания добра и зла, не достаточно избегать греха, нужно обязательно стать для других сладкой пищей, стать для других пищей утешения, радовать других, об этом думать обязательно во время поста. Родителям радовать детей, детям – радовать родителей, ученикам – радовать учителей и учителям радовать учеников. Нам с вами радовать друг друга во время поста. Чтобы мы радовали глаза других, улыбались им. Не вынужденной, лицемерной улыбкой, а от сердца идущей радостью.
Мы с вами должны стараться говорить красиво, чтоб радовать других словами, не грубые слова употреблять, а радостные и услаждающие слух других. Радовать других своим поведением, радовать своим отношением друг ко другу. Вот это тоже есть пост, конечно же. Это тоже есть обязательный пост.
Мы с вами живем во времена благоденствия, когда умирают на улице только бездомные, которым не все готовы помогать. Все мы с вами сыты, обуты, одеты. Но нам не хватает радости в жизни. И такой быть радостью для других, конечно, не скоморошничать, конечно, не острословить и безмерно шутить, а радовать других светлой радостью, тихой радостью Христовой.
Конечно, очень важно, быть такой пищей для всех. Пусть это коливо будет знаком того, что мы тоже готовы быть таким же сладким коливом для других людей. Будем Бога благодарить о причащении Святых Христовых Таин.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: признай свою немощь, и Господь тебя исправит Как быть, если планировал Великим постом себя исправить и стать лучше, а ничего не получилось. Чувствуешь, что стал лишь хуже и рассеяннее. Ответы в проповеди епископа Орехово-Зуевского ПАНТЕЛЕИМОНА на литургии Преждеосвященных Даров в последний день Четредесятницы
Отец Александр Шмеман «Водою и Духом»: послесловие переводчика 13 сентября 1921 года родился священник и богослов отец Александр Шмеман. Автор перевода известной книги отца Александра «Водою и Духом» Ирина Дьякова рассказывает о том, как в 1975 году к ней попала книга отца Александра, как готовился перевод и когда впервые она была издана.
За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.
Соборование: выздороветь и воскреснуть Со второй седмицы Великого Поста в храмах начинает совершаться таинство елеосвящения, или соборования. В чем смысл его смысл и как оно совершается? Об этом рассказывает корреспондент «НС» Ирина СЕЧИНА, побывавшая на соборовании в храме св. царевича Димитрия при Первой градской больнице. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Великая тайна Великого поста: Что такое Литургия Преждеосвященных Даров Не все знают, в чем наибольшая строгость Великого поста. 49-е правило Лаодикийского собора IV века предписывает «не совершать полной Божественной литургии в дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений». Что же совершается в храме в эти дни?
Как увидеть в себе действие страстей И с чего начать с ними бороться, рассказывает протоиерей Георгий Бреев, главный духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
Как устроен Великий пост? Почему ограничение в пище продолжается восемь недель, а Великий пост состоит из шести, чему посвящена каждая неделя поста и как получилось, что мы читаем Великий покаянный канон св. Андрея Критского дважды, рассказывает Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Пить ли постом кофе? Люди, которые любят кофе, иногда постом от него отказываются. Есть ли в этом какой-то смысл? Можно ли заменить устав отказом от каких-то других продуктов, которые любишь? Например, от шоколада? Угодна ли Богу такая особая жертва?
Канон преп. Андрея Критского (четверг) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере.
Чем страшен Страшный Суд Апокалипсис, рассказывающий о Страшном Суде и предшествующих ему великих бедствиях, завершает радостный возглас: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Глядя на нижние части иконы Страшного Суда разделить радость этого ожидания непросто. Возможно, именно поэтому в церковной и околоцерковной среде эсхатологическая тема нередко вызывает определенное напряжение: люди выискивают признаки конца времен даже там, где их нет, ищут чудесных средств «отсрочить» исполнение Откровения, выпадают из социума и даже зарываются под землю… О правильном отношении к грядущим судьбам мира и Церкви наш корреспондент Елена НАСЛЕДЫШЕВА беседует с протоиереем Александром СТЕПАНОВЫМ
Канон преп. Андрея Критского (среда) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере.
Умойте постное лицо Время поста Церковь рекомендует начать с того, чтобы «помазать голову свою и умыть лицо», как перед ответственной встречей. В чистый понедельник часто можно услышать еще и поздравления: «С Великим постом!» Но это время принято считать одним из самых строгих в жизни христианина. А поздравляют обычно с чем-то радостным. Что же радостного в посте? С этим вопросом мы обратились к православным христианам самого разного рода занятий.
Постное детство Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост?
О великом посте Современный мир стремится к раскованности. Современный человек желает найти неограниченные возможности для удовлетворения своих желаний. Церковь же оставляет возможность человеку быть несовременным. Люди Церкви в определенные дни (среда и пятница) или периоды года свои желания добровольно ограничивают. Такие ограничения и зовутся постом
Канон преп. Андрея Критского (вторник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
Канон преп. Андрея Критского (понедельник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
«Подлинное покаяние совершается только однажды» Есть люди, которые всю жизнь ходят на исповедь — и ни разу по-настоящему не каялись. А есть люди, которые не умеют исповедоваться, но их покаяние настоящее. О том, как соотносятся исповедь и покаяние - доктор богословия, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ.
Канон Андрея Критского – хвала покаянию В первые четыре дня Великого поста все православные стараются освободиться пораньше, чтобы к пяти или шести вечера успеть в храм – на чтение Великого канона Андрея Критского. О смысле и значении канона рассказывает священник Алексий АГАПОВ, настоятель храма Архангела Михаила в городе Жуковском Московской области
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.