Ни для кого не тайна, что пост налагает на нас, христиан, определенные ограничения. Особенно Великий пост. Но не все знают, в чем наибольшая строгость Великого поста. Это не ограничение в пище или развлечениях. Самое строгое ограничение, как гласит 49-е правило Лаодикийского собора IV века -- «не совершать полной Божественной литургии в дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений». Что же тогда совершается в храме в эти дни? В будние дни Великого поста (святой Четыредесятницы) совершается служба, которую мы называем литургией Преждеосвященных Даров. На ней не совершается главного и Великого таинства литургии — Евхаристии. Что это за служба, рассказывает наш специальный фоторепортаж с первой в этот пост Преждеосвященной Литургии (среда первой седмицы).
Литургия Преждеосвященных Даров, конечно не в теперешнем своем виде, возникла в Антиохи в конце V — начале VI в., а в середине VI века была принята Константинополем, откуда и распространилась по всей Вселенской Церкви. Свт. Григорий Двоеслов, папа Римский (VI в.) упорядочил этот чин, возможно, что-то добавив (что именно — не известно) и установил ее совершение в Римской Церкви. Поэтому именно он поминается в заключительных словах (отпусте) этой литургии.
Совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, утверждено, чтобы не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии, и вместе с тем не лишать верующих таинственного общения с Господом.
Как же это возможно? Во время литургии Преждеосвященных даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей, полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на Престоле или (реже) на жертвеннике. Таким образом, во все будние дни Великого поста литургия Преждеосвященных Даров совершается в присутствии на престоле Святых Даров, в которых, невидимо присутствует Сам Христос Бог. Это Присутствие придает богослужению особую торжественность, несмотря на его строгость, обилие покаянных молитв и земных поклонов. (Пять раз за все время службы читается молитва Ефрема Сирина с тремя земными поклонами.)
Очередь на первую за этот пост исповедь
Таинство Евхаристии, которое совершается на литургии, не входит в суточный круг богослужения. Этим подчеркивается его иная природа, не временная, а вечная. Евхаристия как бы вырывает нас из плена времени и обращает наше существо к вечности. Поэтому сочетание времени совершения литургии и времени служб суточного круга богослужений зависит от дня недели, церковного времени года, праздничного дня и т. д. Великим постом литургия Преждеосвященных Даров служится на вечерне. Почему?
Так как в Преждеосвященной литургии нет первой части полной литургии – проскомидии, нет чинопоследования Евхаристического канона (Святые Дары, освящены прежде — на предыдущей, полной литургии), нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров, то служба, казалось бы, должна получиться короткая. Но реально служба гораздо длиннее обычной -- приблизительно 4 часа. На самом деле мы должны были бы чувствовать это еще острее. Преждеосвященная литургия совершается на вечерне, а раньше вечерня в эти дни совершалась в 3-4 часа пополудни, что бы чада церковные в дни Великого поста целый день пребывали в совершенном посте, и первый раз вкушали пищу после Причастия, то есть в 7 вечера. Назначение литургии на вечерне -- это не формальность, а предписание, полное глубокого смысла: оно выделяет дни особого аскетического подвига.
Хотя сейчас и не постятся до вечера, но 4 часа утренней службы (с 7 утра до 12 дня) помогают нам хотя бы немного почувствовать напряженное ожидание литургии и Причастия Святых Христовых Тайн. Сейчас есть примеры возвращения к уставу, например в православных приходах Запада служат Преждеосвященную литургию вечером. Священный Синод Московской Патриархии в 1968 году вынес постановление о благословении в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии преждеосвященных Даров, где правящий архиерей сочтет это полезным.
Итак.
Утром в храмах совершается третий, шестой и девятый час, чин изобразительных, вечерня, и на вечерне — литургия Преждеосвященных Даров. Рядовой христианин, первый раз попавший на эту литургию, увидит много необычных для него моментов. Но, обо всем по порядку.
Церковные службы часов, которые занимают основное время великопостной будничной службы, освящают определенное время дня и связаны с важнейшими священными событиями Евангельской истории. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет свои особенности. В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...», на каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами, за некоторыми исключениями, к каждому часу, в основном состоящему из чтения псалмов, прибавляется еще одна кафизма из Псалтири. Она называется рядовая. Из-за этих вставок время службы часов значительно увеличивается.
Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата.
На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) вспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругания над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, этот час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы.
На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа. В отличии от обычных часов, на шестом часе положено чтение паримии (чтения из книг Ветхого Завета) из книги пророка Исаии.
На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него.
Чин Изобразительных — еще одна особенность порядка этой службы. Он как бы изображает литургию (отсюда его название). На литургии этот чин служится, только если она совершается на вечерне, или после вечерни. Начальная его часть содержит песнопения литургии, всем знакомые : «Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа», «Во Царствии Твоем…» Такое правило напоминает, что хотя это и вечерня, но вечерня не простая, а с литургией.
И вот кончились Изобразительны. Начинается вечерня. Узнаем мы об этом по возгласу. И вот кончились Изобразительны. Начинается вечерня. Узнаем мы об этом по возгласу. Но возглас этот будет не обычный, как на вечерне — «Востаните. Господи, благослови», а литургийный: «Благословенно Царство…». То есть мы не забываем, что на этой вечерне совершится Самое Важное — литургия и Причастие. Ответ на возглас будет для нас тоже непривычным.
Ради поста только один чтец отвечает «Аминь», и сразу же читает «Придите поклонимся…» и 103, так называемый предначинательный, псалом.
Священник, в это время читает перед Алтарем, стоя на солее Светильничные молитвы, Название этих молитв происходит от старинного названия самой вечерни — «светильночное»: это богослужение, на котором зажигают светильники, так как уже вечер и темнеет. У нас на приходах вечерня или «светильночное» служится с утра, а утреня, как правило, вечером.
Следующий момент службы — 18-я кафизма, обычная на вечерне, на сей раз точно обратит на себя наше внимание, так как на третьей Славе этой кафизмы все в храме опускаются на колени, а священники в Алтаре производят очень важное действие, сопровождающееся земными поклонами. Какое? На Преждеосвященной литургии в Чашу кладется Агнец, и наливается просто вино, которое не претворяется в Кровь Господню, Ею заранее на полной литургии напоен Сам Агнец. (Поэтому на Преждеосвященной литургии не причащают младенцев, которые еще не в состоянии проглотить твердую пищу. Это еще одна ее особенность.) И вот во время чтения 18-й кафизмы в Алтаре происходит следующее: во время первой Славы священник вынимает заранее освященного Агнца из дарохранительницы и полагает на дискосе (небольшое священное блюдо на особом подножии), во время второй Славы совершается каждение Престола, а во время третьей Славы переносят дискос с Агнцем с престола на жертвенник. «Кафизма» греческое слово, обозначающее «седален», то есть во время ее чтения можно сидеть. Но во время чтения 18 кафизмы на литургии преждеосвященных даров сидеть совершенно не уместно, а на третьей Славе надо даже встать на колени.
После чтения из Ветхого Завета, которое называется паремии, совершается особое действие, не имеющее аналогов в богослужениях других дней. Дьякон возглашает: «Повелите!»
Священник, взяв обеими руками кадило и подсвечник с зажженной свечой, стоит перед Престолом лицом к Нему и говорит: «Премудрость, прости» (стойте прямо, момент очень важный). Потом, обратясь на запад, то есть к народу: «Свет Христов просвещает всех». В это время все кладут земной поклон. Этот момент так и называют — Повелите.
Знаменитая часть Преждеосвященной литургии — песнопение Правильно это называть Великий прокимен. Певец в центре храма (иногда это трио) поет четыре разных стиха, а хор отвечает. И так 5 раз. По уставу эта пронзительная часть службы всегда именно так и должна исполняться. Чтец всегда должен пропевать Прокимен, но у нас его никогда не пропевают, а просто возглашают. И вот только в пост специально готовят и поют.
Вход, во время которого с жертвенника на Престол переносится уже Агнец — хлеб, который преложился в Тело Христово. (На полной литургии переносятся еще не преложенные хлеб и вино, только лишь заготовленные для совершения таинства.)
Поется песнопение: «Ныне Силы небесные с нами невидимо служат», а далее необычное: «Се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершенна дориносится», потому что входит Царь Славы, и Жертва тайная уже совершена («совершенна дориносится»). Дориносится, так как ее окружает невидимое небесное воинство, как воины с копьями (греч. слово дОро). Надо сказать, что весь строй вечерни с литургией Преждеосвященных Даров, составлен исходя именно из того факта, что на престоле присутствуют УЖЕ преложенные Святые Дары. Это место в службе, которое не передать словами. В глубокой тишине, все в храме коленопреклоненны, раздается только мерный звон кадила, которым сопровождают перенос Святого Агнца на престол.
После входа дьякон закрывает завесу (греч. «катапетасма») Царских врат наполовину. Это название завесы в Библии используется как завеса, отделявшая «святая святых» от других частей Иерусалимского храма (Лк.23:45). Сотканная руками Божией Матери завеса раздралась надвое в момент крестной смерти Спасителя (Мф.27:51). По образному толкованию святителя Прокла, архиепископа Констанинопольского, не терпя страданий Христа, посвященный Господу храм «разодрал от скорби ризу свою».
После входа, на полной литургии должен бы быть Евхаристический канон. Но здесь его нет, поэтому сразу следует возглас: «Преждеосвященная Святая святым!» и хор поет: «Един свят…» Затем, после «Отче Наш», поется Причастный стих и все причащаются. Когда причащаются священники в Алтаре, завеса Царских врат закрыта полностью. Потом выносят Чашу, и, как всегда говорят: «Со страхом Божиим…». А хор отвечает не то, что обычно, он отвечает стихом из 33-го псалма: «Благословлю Господа на всякое время…» Затем причащаются миряне. Очень необычен для нас причастный стих, то есть то, что поется во время причастия. На полной литургии мы слышим: «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите», а на литургии Преждеосвященных Даров: «Вкусите и видете, яко благ Господь». Если вспомнить, что вся служба исполнена покаяния и сокрушения о нашей немощи, становится ясен глубокий смысл этих слов. Они, как бы, напоминают нам, что несмотря на все наше несовершенство, мы, недостойные, по благости Божией, все-таки приступаем к Причастию.
И, наконец, отпуст, то есть заключительные слова. Интересно, что отпуст этой службы, как у вечерни. Так Церковь не забывает, что литургия Преждеосвященных Даров служится на вечерне.
Мы воспринимаем Преждеосвященную литургию в среду и в пятницу первой недели великого поста, как нечто необычное. На самом деле, в любой будний день Святой Четыредесятницы возможна литургия Преждеосвященных Даров. Все зависит от устава: у нас, по Иерусалимскому уставу, служат преждеосвященную литургию в среду и пятницу. А вот полная литургия в будний день может совершаться только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он попадает на будний день Великого поста.
Итак, литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пятницу каждой недели Великого поста, а также: в четверг пятой седмицы (недели) Великого поста; в день Обретения главы Иоанна Предтечи; в день Сорока мучеников Севастийских; в день храмового святого; и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.
Текст фото: Ирина СЕЧИНА
При написании были использованы: учебник Красовицкой М. С. «Литургика», Митрополит Вениамин (Федченков) «Строй православного богослужения» и сайт http://www.liturgy.ru/
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Как устроена Страстная седмица? Оказывается, на Страстной седмице совершается еще один чин прощения — за все обиды, которые мы причинили друг другу во время Великого поста, а чтение 12 Евангелий раньше были шествием по городу — на остановках читали, на переходах пели. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Канон преподобного Андрея: причем тут ближний? Чтение Великого Канона Преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, удивительный по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Своими мыслями о Каноне с нами поделился диакон Августин Соколовски, преподаватель Фрибургского Университета в Швейцарии и в Киевской Духовной Академии
Протоиерей Константин Островский: Поститься нужно по правилам, не можешь – кайся Если напишем новый Типикон «под себя», то гордо успокоимся, что строго соблюдаем устав, следующим шагом будет дальнейшее сокращение устава, – протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ комментирует вчерашнюю статью о том, что честнее, есть постные разносолы или простые мясные продукты
Соборование: выздороветь и воскреснуть Со второй седмицы Великого Поста в храмах начинает совершаться таинство елеосвящения, или соборования. В чем смысл его смысл и как оно совершается? Об этом рассказывает корреспондент «НС» Ирина СЕЧИНА, побывавшая на соборовании в храме св. царевича Димитрия при Первой градской больнице. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Как устроен Великий пост? Почему ограничение в пище продолжается восемь недель, а Великий пост состоит из шести, чему посвящена каждая неделя поста и как получилось, что мы читаем Великий покаянный канон св. Андрея Критского дважды, рассказывает Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Пить ли постом кофе? Люди, которые любят кофе, иногда постом от него отказываются. Есть ли в этом какой-то смысл? Можно ли заменить устав отказом от каких-то других продуктов, которые любишь? Например, от шоколада? Угодна ли Богу такая особая жертва?
Умойте постное лицо Время поста Церковь рекомендует начать с того, чтобы «помазать голову свою и умыть лицо», как перед ответственной встречей. В чистый понедельник часто можно услышать еще и поздравления: «С Великим постом!» Но это время принято считать одним из самых строгих в жизни христианина. А поздравляют обычно с чем-то радостным. Что же радостного в посте? С этим вопросом мы обратились к православным христианам самого разного рода занятий.
Постное детство Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост?
О великом посте Современный мир стремится к раскованности. Современный человек желает найти неограниченные возможности для удовлетворения своих желаний. Церковь же оставляет возможность человеку быть несовременным. Люди Церкви в определенные дни (среда и пятница) или периоды года свои желания добровольно ограничивают. Такие ограничения и зовутся постом
Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница? В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.
Канон Андрея Критского – хвала покаянию В первые четыре дня Великого поста все православные стараются освободиться пораньше, чтобы к пяти или шести вечера успеть в храм – на чтение Великого канона Андрея Критского. О смысле и значении канона рассказывает священник Алексий АГАПОВ, настоятель храма Архангела Михаила в городе Жуковском Московской области
О первой исповеди Начинается великий пост - особое время для покаяния. О том как правильно подготовиться к первой исповеди рассказывает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Чем страшен Страшный Суд Апокалипсис, рассказывающий о Страшном Суде и предшествующих ему великих бедствиях, завершает радостный возглас: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Глядя на нижние части иконы Страшного Суда разделить радость этого ожидания непросто. Возможно, именно поэтому в церковной и околоцерковной среде эсхатологическая тема нередко вызывает определенное напряжение: люди выискивают признаки конца времен даже там, где их нет, ищут чудесных средств «отсрочить» исполнение Откровения, выпадают из социума и даже зарываются под землю… О правильном отношении к грядущим судьбам мира и Церкви наш корреспондент Елена НАСЛЕДЫШЕВА беседует с протоиереем Александром СТЕПАНОВЫМ
Канон преп. Андрея Критского (четверг) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере.
Канон преп. Андрея Критского (среда) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере.
Канон преп. Андрея Критского (понедельник) На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.