На днях Генеральный синод англиканской церкви отклонил решение о введении женского епископата. Почему это произошло? Повлияет ли это на диалог православных и англикан? На вопросы "НС" ответил протоиерей Димитрий СИЗОНЕНКО, руководитель Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям.
Женский епископат поддержало подавляющее большинство епископов (44 - "за", 3 - "против", 2 воздержались) и относительное меньшее число священников (148 - "за", 45 - "против"). Больше всего противников ординации женщин было среди мирян (132 - "за" ординацию, 74 - "против"). Между тем, для того, чтобы решение прошло, были необходимы 2/3 общего числа голосов. Они-то и не были собраны. Таким образом, миряне Церкви Англии очевидно оказались консервативнее ее иерархии, и именно их голоса определили исход дела.
Ситуацию комментирует протоиерей Димитрий СИЗОНЕНКО, руководитель Секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:
– Как решение Генерального синода Англиканской церкви, отклонившее женский епископат, повлияет на православно-англиканский диалог?
– Происшедшее событие едва ли окажет решительное влияние на дальнейшее развитие диалога Православной Церкви с Церковью Англии, поскольку само по себе оно еще не является достаточным свидетельством о решительном возвращении англикан к Преданию Древней Неразделенной Церкви.
Также следует заметить, что в православно-англиканском диалоге более значимую роль играют представители епископата и духовенства, чем миряне, повлиявшие на результаты голосования. Отказ принять документ по спорному вопросу, который на протяжении последних 12 лет служил яблоком раздора внутри англиканского сообщества, говорит скорее о кризисе доверия мирян к либерально настроенной иерархии.
– С чем связано это недоверие?
– Оно связано с теми внутренними процессами, которые происходят сегодня внутри англиканской Церкви. Либеральные настроения иерархии, прежде всего, по вопросу ординации женщин и легализации однополых союзов вызывают недовольство среди тех, кто стремится следовать заповедям Божиим и неискаженному Преданию Церкви. По этой причине множество мирян, священников и епископов на особых основаниях переходят в ординариат, учрежденный Католической Церковью для англикан-традиционалистов. Многие англичане также переходят в Православие, широко представленное на Британских островах.
– Подобный исход заседания синода стал неожиданностью? Ведь дискуссии о женском священстве не первый год сотрясают англиканское сообщество?
– Процесс, который должен был в конце концов увенчаться признанием женского епископата, был начат 20 лет назад. Женщины-«епископы» сегодня есть в некоторых англиканских общинах США, Австралии, Канады, Новой Зеландии. Даже в самом консервативно настроенном регионе – в Африке, несколько дней назад в епископский сан была возведена первая женщина.
Будущий архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, который официально принадлежит к консервативному крылу и высказывается против легализации однополых союзов, при этом является решительным приверженцем идеи введения женского епископата.
Я думаю, что курс нынешнего архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса вполне отражает либеральные настроения, доминирующие в британском обществе в целом.
В этом контексте результаты голосования стали сенсационной неожиданностью, но при этом не следует питать обманчивых надежд.
– Сто лет назад богословский диалог между Православием и англиканской церковью, имел большие перспективы. Англикане казались наиболее расположенной к такому диалогу деноминацией в западном христианстве. Насколько сегодня реально вернуться к такому диалогу?
– Полагаю, что не следует оставлять надежду на успех того диалога, который был начат в конце XIX века, но при этом нужно оставаться реалистами. Западное общество и Англиканская Церковь с тех пор существенно изменились. Вернуться в прошлое невозможно.
Сегодня в христианском мире возникают новые разделения и в нынешних условиях Священноначалие Русской Православной Церкви остается открытым к сотрудничеству и дальнейшему развитию диалога с теми церквями и общинами, которым дорого общехристианское Предание и которые стремятся к его сохранению.
Очень хочется надеяться, что постепенно официальная позиция Англиканской Церкви по богословским, экклезиологическим и нравственным вопросам будет пересматриваться в пользу возвращения к неискаженному Преданию Церкви.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Июльский номер «Нескучного сада». Выполнима ли миссия в современном мире? Новый номер журнала «Нескучный сад» о миссии и миссионерах. Тема номера — апостолы и мы. 2000 лет назад ученики Господа разошлись по миру, рассказывая о Христе. Сегодня новые миссионеры окружены не только язычниками или иноверцами, но еще атеистами и агностиками. Насколько на самом деле далеки мы от апостолов? Может быть, существует универсальный рецепт успешной миссии?
Александр Дворкин: я искал свободу в контркультуре, а нашел ее в Церкви В чем разница между православной жизнью в России и в Америке, можно ли преодолеть советское наследие в церковной жизни, как бунтарь-контркультурщик перевоплотился в главного охранителя Церкви от сект и расколов и как относиться к макаронному монстру, рассказал "НС" Александр ДВОРКИН. Его книга "Моя Америка" будет представлена на Московской книжной ярмарке, открывающейся 4 сентября
Стоит ли убивать во имя веры? Четыреста сорок лет назад, 24 августа 1572 года в Париже и во всей Франции произошли события, получившие затем имя «Варфоломеевской ночи». В ночь накануне дня святого Варфоломея католики устроили по приказу Карла IX и его матери Екатерины Медичи расправу над протестантами-гугенотами.
Протодиакон Андрей Кураев ответил ФЕОРу на его обвинения Федерация еврейских общин России выступила с требованиями наказать известного миссионера и публициста отца Андрея Кураева, за слова, сказанные им в интервью «Новой газете». Протодиакон считает, что ФЕОР не учел контекста его слов.
«Истинной религией монголов была власть» Мы побеседовали с научным консультантом фильма "Орда", автором нескольких книг по истории Орды (последние из них — «Хан Узбек: между империей и исламом (структуры повседневности)» и «Золотая Орда: между Ясой и Кораном (начало конфликта)» — вышли только что в издательстве «Евразия»), петербургским исследователем Александром ЮРЧЕНКО.
Татарский муфтий пострадал за хорошее отношение к христианам? Утром 19 июля был убит заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов, а глава Духовного управления мусульман Татарстана Илдус Файзов получил ранения «Нескучный сад» поинтересовался у руководителя миссионерского отдела Казанской епархии протоиерея Сергея Титова, как сегодня в Татарстане строятся отношения между православными и мусульманами
Роман Силантьев: Причина терактов – ваххабизация Татарстана Покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство его заместителя, сотрудника духовного управления мусульман республики Валиуллы Якупова стало главной новостью уходящей недели. Что значат эти громкие теракты, мы поинтересовались у православного исламоведа Романа Силантьева
Как миссионерство сочетается с веротерпимостью? Может ли искренне и горячо верующий человек смириться с тем, что кто-то верит иначе, чем он? При этом не менее искренне и горячо, но — иначе. Не является ли веротерпимость проявлением недопустимого равнодушия, а может быть, даже и вероотступничества? Размышляет протоиерей Игорь ГАГАРИН
Стамбул: четыре жемчужины Царьграда 29 мая 1453 г. под натиском турецкой армии пал Константинополь. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все
Православие в Киргизии: с оглядкой на «большую Россию» Киргизская епархия — это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?
Технологии Святого Духа Исследуя жизнь апостолов и первых христиан, мы неизбежно придем к выводу, что они владели лишь одной, увы, не столь распространенной ныне технологией — технологией Святого Духа. Идите и научите все народы, а Я пребуду с Вами до скончания века, говорит им Христос. И они пошли и проповедовали везде, при божественной помощи и подкреплении их миссии различными знамениями. Что ж, хорошо им было. Но разве это невозможно и сейчас?
Как относиться к решениям Второго Ватиканского собора? Делегация Русской Православной Церкви посетила Рим, чтобы поздравить католиков с пятидесятилетием открытия Второго Ватиканского собора. Этот собор стал ключевым событием в новейшей истории Католической церкви. Какие документы и решения он принял? Можно ли сравнивать их с решениями Поместного собора Русской Православной Церкви 1917 года?
Египту угрожает межрелигиозная катастрофа? Представитель московского патриарха в Африке архимандрит Леонид (Горбачев) из Египта рассказал о причинах межрелигиозного насилия в Египте, новом президенте, и перспективах для местных христиан
Экономический кризис: Греция, Германия и Православная Церковь Статья греческого автора Христоса Тагаракиса анализирует антиправославные публикации в западной прессе: за что ругают Греческую Церковь? Почему Греческое государство платит священникам зарплату из бюджета и почему храмы не облагаются налогом?
Критики Церкви остаются ее духовными чадами, убежден Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что православие сыграло решающую роль в создании русского государства, и пожелал всем далеким от церковной жизни людям поскорее присоединиться к Церкви, чтобы иметь возможность по-настоящему понять ее суть
Миссия или религиозная пропаганда? В 1905 году в России вышел указ о свободе вероисповедания. Православие больше не было господствующей религией. Условия для миссии радикально изменились. Как показала дискуссия перед Собором 1917-1918 годов, свободе вероисповедания, без опоры на власть, в Церкви обрадовались не все. Почему?
Не наша миссия? Андрей ДЕСНИЦКИЙ: “Я приезжаю в этот город в «ближнем зарубежье» по делам. Сажусь в маршрутку, где над водительским местом висят изречения из Корана или икона, в зависимости от национальности водителя. Устраиваюсь в гостинице в двух шагах от православного храма, где покоятся мощи святителя Луки, и иду есть чебуреки в национальное кафе «Мараканд». Так исторически сложилось, что здесь бок о бок живут православные и мусульмане. И сам город тоже носит два имени: греческое Симферополь, «Город пользы», и крымско-татарское Акъмесджит, «Белая мечеть». В XIX веке на картах так и писали оба имени”
Уроки Ватикана: чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви? Сегодня исполнилось 50 лет с момента открытия Второго Ватиканского собора Католической Церкви (1962-1965), который привел к самым радикальным реформам в ее истории. Одной из главных задач было явить «открытую миру Церковь» путем «современного изложения религиозных истин». Одним из результатов — упреки Церкви в том, что она стала слишком современной, обмирщенной. По мнению протоиерея Максима КОЗЛОВА, первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, главной ошибкой была иллюзия, что общество в большинстве своем готово жить по-христиански.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.