Сотрудница одной фирмы, одевающаяся всегда с большим вкусом, решила однажды сходить в храм. Она попросила своего сослуживца, человека воцерковленного, сходить вместе с ней. Какого же было его удивление, когда, встретив ее в метро, он не узнал стильную женщину: она была одета в старушечью кофту, бесформенную юбку и замотана в платок неопределенного цвета. Поскольку отношения у них были дружеские, он не удержался и спросил, с чем связана столь резкая перемена? На что она ответила: «Так я же иду в храм, а модно одеваться -- это грех!» Можно ли православным хорошо и модно одеваться? Может ли интерес к моде мешать духовной жизни? И должен ли быть у православного свой стиль?
«Стиль "Клуша" мы выбираем сами»
Пелагея ТЮРЕНКОВА, заместитель главного редактора журнала Dolce Vita, автор сайта «Православие и мир»:
-- Откуда берется мода? Считается, что ее придумывают модельеры. Корифеи этого бизнеса два раза в год представляют публике свои творения на «Модных неделях», а сидящие в зале редакторы глянцевых журналов ищут в коллекциях что-то общее. Если хотя бы пять кутюрье предложили женщинам юбку-карандаш, то она будет внесена в список того, без чего не может обойтись дама, «одетая по последней моде». Однако если сравнить одежду модели, вышагивающей по подиуму, и наряд соседки-модницы, вряд ли можно будет найти хоть что-то общее.
Модно одеваться и иметь свой стиль -- это разные вещи. Одеваться модно может любой, у кого достаточно средств. Быть стильными удается не всем. Причем материальное состояние здесь -- не самый главный фактор. И это на руку православным женщинам. Ведь во всем следовать моде мы не можем, так как очень часто она диктует нам неприемлемые вещи (мини, декольте, вызывающую прозрачность и т. п.), а постоянное ношение определенных вещей уже формирует наш стиль.
Кто она, хорошо одетая женщина? Именно так я отзовусь о той, которая не надевает одно и то же каждый день и умеет пользоваться аксессуарами (шарфы, украшения, заколочки). А еще -- но это мое личное мнение -- имеет хорошую сумку и туфли.
Сейчас многие говорят о православном стиле: длинная юбка и платок. Убеждена, что этот стиль очень хорош! Нет для женщины ничего более красивого, чем одежда «в пол». А самый модный аксессуар нынешнего сезона -- платок!
Стиль в одежде есть у каждой из нас. Правда, женщина, стиль которой, к примеру, «баба на чайник» или «клуша», никогда в этом не признается, прикрываясь отговорками типа «я вообще не думаю об одежде, главное -- душа!». Однако, хотела она того или нет, она уже выработала свой стиль и следует ему.
«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»
Александр КАБАКОВ, писатель:
-- Мода и стиль -- не одно и то же, но это и не противоположные вещи. В каждой моде можно найти что-то для себя. Мода меняется, а твой стиль остается, и ты на него, как на стержень, нанизываешь все преходящее.
В одежде главное -- ее уместность на конкретном человеке. За границей довольно легко отличить гарвардского или кембриджского профессора от бизнесмена, бизнесмена -- от государственного служащего и т. д. Люди там одеваются в соответствии со своей социальной ролью. А у нас, поскольку хорошая одежда стала доступна многим недавно, люди одеваются в соответствии со своим кошельком.
Когда женщина в сапогах на высоченном каблуке идет по лужам и ледяным колдобинам -- это нелепо. Такая обувь придумана для тех, кто передвигается только на машине. А наши женщины этого не понимают и смотрят с презрением на иностранок, которые ходят в удобной обуви на низком каблуке. А как одеваются многие наши девушки! В Европе, уж извините, так только проститутки выглядят. У нас абсолютно не развит язык одежды. А ведь это очень важно: прилично, уместно и достойно выглядеть.
Одеваться хорошо в храм -- русская традиция. Когда русские люди шли в церковь, они надевали свою лучшую одежду. И это естественно: молитва -- праздник. Но опять же нужно понимать, как одеваться в храм. Красиво, но торжественно, а не вольно.
Аксессуары также должны быть уместными. Часы за двадцать-тридцать тысяч долларов на руке крупного бизнесмена -- нормальное явление, но такие же часы на руке чиновника -- свидетельство того, что он вор.
Я стараюсь одеваться как, на мой взгляд, подобает пожилому человеку, занимающемуся литературой. Сотруднику крупной компании нужен строгий костюм, а кто, как я, работает в редакции и ходит в издательства, может себе позволить джинсы с курткой или вельветовые брюки с твидовым пиджаком.
Не думаю, что свой стиль, соответствующий достатку и социальному положению, мешает духовной жизни. Это разные, непересекающиеся жизненные сферы.
На презентации православной весенне-летней коллекции магазина «12 праздников» в Государственном Кремлевском дворце 20 февраля 2008 г.
«В здоровом интересе к моде я не вижу ничего плохого»
Протоиерей Александр СОРОКИН, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых г. Санкт-Петербурга, председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, редактор журнала «Вода живая»:
-- Может ли интерес к моде мешать духовной жизни? Смотря что подразумевать под модой и что под духовной жизнью. Если духовная жизнь, как некоторые думают, это когда очи поднимаешь горе и не замечаешь, что творится вокруг, то такой духовной жизни будет мешать не только мода, а вообще все. В здоровом интересе к моде я не вижу ничего плохого. Один человек интересуется модой, другой автомобилями, третий садоводством. Другой вопрос, если мода (или автомобили, или садоводство) является главным интересом человека; тогда это называется идолопоклонство, и это уже грех.
Бывает, что женщина работает в фирме, где существует дресс-код, и ей необходимо быть в курсе моды и хорошо одеваться. Тут многое зависит от ее мироощущения. Если человеку хочется одеваться красиво -- я не вижу в этом чего-то страшного. Если женщина чувствует, что ей невмоготу постоянно об этом думать и бегать по магазинам в поисках модной одежды, наверное, не стоит себя заставлять.
Иногда спрашивают: нужно ли наряжаться на литургию? На литургию хорошо одеваться не буднично, ведь литургия -- это праздник. К сожалению, у нас в России «одеться празднично» часто значит ярко и броско. Но неправильно было бы одеваться в храм, как на бал.
Плохой вкус -- это, конечно, не грех, потому что «грех» -- понятие не вкусовое, а нравственное. Но все-таки вкус нужно в себе воспитывать. В Евангелии сказано: «…Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое…» (Мф. 6, 17) -- то есть выгляди празднично. И когда Спаситель говорит о лилиях, которые Господь одевает лучше, чем Соломон одевался, -- ведь Он тоже рассуждает тут с точки зрения красоты и вкуса.
Я в принципе против специального православного стиля в одежде. Здесь можно привести в пример часто цитируемый документ раннехристианских времен -- письмо к Диогнету: «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь, ничем не отличную от других… Но... следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни…»
Мне кажется, особенный стиль одежды, который порой отличает сегодняшних православных от других людей, -- это свидетельство внутренней слабости православных, которую они возмещают внешними знаками отличия -- неброскими мрачными тонами, чтобы подчеркнуть свое «смирение», но, как правило, это не имеет никакого отношения к настоящему смирению.
Есть мнение, что когда человек много сил тратит на внешнее, например, на то, чтобы хорошо одеваться, то у него не остается этих сил на внутреннюю жизнь, на своих близких. Но вот я знаю некоторых сестер милосердия, которые много душевных сил вкладывают в служение больным -- и при этом одеваются с большим вкусом и выглядят очень красиво.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Как победить грех О том, как научиться видеть свои грехи, с чего начинать борьбу с ними и как при этом не впадать в духовную ипохондрию, мы поговорили с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая в Кузнецах, ректором ПСТГУ.
Еда и еда – почувствуйте разницу В России теперь продают много продуктов – изобилие такое же, как в развитых странах. Только вот о качестве этой еды мы не привыкли задумываться, нас больше волнует количество. Продают в супермаркете пластиковые помидоры – мы едим покорно, написано на хлебе, что он с консервантами – все равно покупаем, пахнет мясо антибиотиками – все равно берем. А что же натуральная еда? Ее у нас считают уделом сверхбогатых. Она, мол, доставляется на самолетах из Европы... Значит, простому человеку впору смириться и есть то, что предлагает массовый ретейл? Нет. Обычному человеку надо подружиться с фермерами и есть то, что нравится!
Отец Артемий Владимиров: Злая жена дается за блуд в молодости Чем еще опасен блуд помимо отвращения к старикам, брезгливости к младенцам, потери смысла жизни, бесчувственности, рабства привычке, печали и неверия в идеал, рассказал протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ
Почему блуд – это грех? Церковь считает блуд смертным грехом, а современное общество считает беспорядочные связи естественными и даже изысканными, на девственность же смотрит с насмешкой. Так было и в античной Александрии, из которой происходила Мария Египетская — блудница, ставшая образцом покаяния. Накануне дня ее памяти, 14 апреля, о страсти блуда рассказывает протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ.
Уроки нравственности: Дорого. Долго 27 марта журнал «Русский репортер» проводит дискуссию на тему "Кто в России устанавливает моральные нормы?" В том, что общие моральные нормы есть сегодня в России, сомневается библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ. Когда количество вопросов, на которые в обществе нет единого ответа, падает ниже некоторой черты – начинается война всех против всех и общество как таковое заканчивается.
Чревоугодие: еда вместо Неба Когда говорят «вот чревоугодник», то сразу представляется не человек, а туша. Но и худосочные постники могут стать пленниками пищи. О страсти чревоугодия мы попросили рассказать старшего преподавателя нравственного богословия Богословского факультета ПСТГУ Андрея Владимировича Лукина и протоиерея Алексия Потокина, священника храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно.
Епископ Пантелемон (Шатов): Как победить раздражительность Великий пост - время начать наконец всерьез бороться со своими страстями. Особенно въедливая страсть, которая так часто отравляет нашу жизнь, - это раздражительность. Как ее победить, объясняет епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
Реабилитация наркозависимых: Забыть наркотик, вспомнить все Наркомания — страсть в самой запущенной форме. Но если у человека есть решимость бороться с болезнью, тогда есть шанс ему помочь. В Новосибирской области есть православные общины по реабилитации наркозависимых, которыми руководит протоиерей Александр НОВОПАШИН.
Церковь об ЛСД: Почему психоделический опыт – грех У меня есть знакомые, в том числе и православные, которые считают, что ЛСД поможет им в духовной жизни и откроет что-то новое. Мы уже спросили об этом нарколога, теперь спрашиваем игумена Мефодия (Кондатьева), руководителя координационного центра Русской Православной Церкви по противодействию наркомании. Он считает, что в человеке существует намеренное ограничение, ломать которое запрещено.
ЛСД: куда приводят трипы Я не встречал доступного и убедительного объяснения – почему употребление ЛСД запрещено. Зато много раз слышал, что ЛСД не вызывает зависимости и безвреден для физического здоровья, а один православный мне даже сказал, что ЛСД помогает ему в духовной жизни. С помощью профессионала я решил развеять этот туман и понять – что не так с ЛСД
Существуют ли колдуны? 30 миллиардов долларов тратят ежегодно россияне на колдунов и экстрасенсов, 2/3 женщин в нашей стране обращались к гадалкам. Действительно ли существует магическое воздействие, или это приемы шарлатанов и чем вредно обращение к магии, рассказывает иеромонах Иов (ГУМЕРОВ)
Как увидеть в себе действие страстей И с чего начать с ними бороться, рассказывает протоиерей Георгий Бреев, главный духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
Преподобный Амвросий Оптинский: Веселый больной В этот день 200 лет назад родился Александр Михайлович Гренков, известный всем православным христианам как преподобный Амвросий Оптинский. В возрасте 35 лет он становится фактически полным инвалидом. При этом прп. Амвросий – прозорливый старец и подвижник – отличался необычайно добродушным, веселым нравом.
Сказать «нет» или дать обет Попробуйте провести эксперимент. Произнесите в самой что ни на есть православной, благочестивой среде слова «обет трезвости» — и тут же поднимется шум, завяжется спор… Что такое? Быть может, дело в том, что мы не так много знаем об этом явлении?
Непонятный грех В сегодняшнем обществе отношение к добрачным связям и гражданскому браку абсолютно лояльное. Однако Церковь говорит, что блуд — смертный грех, такой же, как воровство или убийство. Воровство и убийство приносят страдание, а тут люди любят друг друга — возражает общество. Но Церковь почему-то упорно повторяет: один мужчина и одна женщина вместе навсегда, а прочее — грех. Почему?
Пожирательница души «Зависть -- двигатель прогресса, -- заявляют некоторые, -- ведь если бы ее не было, мы бы так и сидели в каменном веке. А так посмотрел, как у соседа -- сам еще лучше сделал, увидел достижения другого -- сам к чему-то стал стремиться». Однако Сальери его зависть не помогла -- а мир потерял Моцарта.
Ложь с любовью или честность без любви Первого апреля никому не верю... Парадоксальным образом, чтобы признаться во лжи, нужно быть достаточно честным. Жизнь постоянно ставит нас перед трудным выбором: сказать «вежливо» или «как я думаю и как есть на самом деле». В чем здесь проблема?
Гей-непарад «Я показывал миру воров и проституток … которые стремились попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не хотела принимать в храмах падших», — говорил пастору Шлагу агент Клаус в «17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в песок. Одна из них — гомосексуализм: этот грех распространяется все шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов
Неравная битва: можно ли победить страсти? Святые отцы много писали о том, как зарождаются и живут в душе человека разрушительные чувства и греховные желания. Но как увидеть в себе действие страстей и с чего начать с ними бороться? Рассказывает протоиерей Георгий БРЕЕВ, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.