На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Запретил ли 6-й Вселенский собор исследовать Писание?


Версия для печати
18.03.13, 15:06

Все, что нужно, о Писании уже сказали отцы Церкви, а мы, православные, обязаны просто повторять за ними, чтобы не впасть в ересь. Такое мнение встречается часто. Можно ли исследовать Писания и как, размышляет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Шестой Вселенский Собор (миниатюра Хроники Константина Манасии)

Впервые я услышал об этом правиле от своего друга, по образованию математика – отсюда и такое название, «шесть-девятнадцать». Дескать, 19-е правило 6-го Вселенского собора напрочь запрещает занятия библеистикой: всё, что нужно, о Писании уже сказали отцы церкви, а мы, православные, обязаны просто всё повторять за ними, чтобы не впасть в ересь. С тех пор я слышу такое регулярно.

Но прежде, чем соглашаться или спорить, стоит прочесть текст этого правила, причем целиком, а не только вторую его половину, как делают обычно:

«Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отцов; и если будет исследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение».

Что же здесь сказано? Да очень просто: священники должны постоянно проповедовать в храмах, особенно по воскресным дням, и проповедовать по Писанию, и толковать его в пределах, положенных отцами, чтобы никакой «отсебятины». Не видел, кстати, что об этом правиле напоминали тем, к кому оно обращено, к священникам, которые или вовсе не проповедуют, или избирают совсем иные сюжеты – а жаль.

В то же время из этого правила никак не следует ни запрет на самостоятельный анализ текста, ни предписание ограничиться повтором или пересказом того, что уже было сказано отцами (хотя нередко так это правило и толкуют), хотя бы уже потому, что отцы – понятие широкое и расплывчатое; далеко не все вопросы ими были рассмотрены и далеко не все из рассмотренных решались единогласно. Сколько раз мне доводилось убеждаться, что на ключевые, казалось бы, вопросы (например, что такое «дерево познания добра и зла» из книги Бытия) у отцов нет общепринятого мнения, да и вообще они нередко выражаются они с крайней степенью неуверенности, добавляя: «одни считают так, другие – иначе, но не это тут главное».

Наконец, это правило совершенно справедливо ставит толкование Писания в зависимость от цели, контекста, аудитории: здесь речь идет о проповеди в храме, соответственно, о духовном и нравственном толковании. Оно, действительно, не меняется с течением времени – но разве возможно только оно? Разве Писание – не бездонный источник, из которого каждое новое поколение черпает ответы на свои собственные вопросы? Сказать, что любые ответы даны были десять-пятнадцать веков назад, и с тех пор ничего не добавилось и добавиться не могло, означает, по сути, заявить: Православие было живо когда-то, а теперь перед нами его мумия, которую мы должны тщательно оберегать, да и только.

Сегодня часто можно услышать ссылки на consensus patrum, единогласное мнение отцов… но только говорят о нем в основном те, кто с отцами знакомился по краткому сборнику цитат. Если собрать все вопросы, по которым все отцы высказывались единогласно, у нас получится примерно Символ веры. Всё дальнейшее уже будет предметом спора.

Отцы не только не вынесли окончательного суждения по всем вопросам, они еще и не располагали многими данными, которые открыты нам сегодня: археологическими находками, текстами из Угарита и Вавилона и т.д. Если бы всё это существовало во времена отцов, то наверняка было бы введено ими в оборот, поскольку они свободно пользовались достижениями нехристианской культуры своего времени. И если мы сегодня ограничимся повторением сказанного отцами, закрывая глаза на эти новые материалы, то мы скорее как раз нарушим их традицию.

Иными словами, 19-е правило 6-го Вселенского собора не задает единого образца на все времена и на случаи жизни, а задает некий вектор, которому должен следовать церковный человек в своем отношении к Писанию. Впрочем, есть и будут люди, для которых приемлемы только те толкования, которые встречаются у отцов; если же между несколькими отцами существуют противоречия, то необходимо следовать более авторитетным. Самостоятельный анализ при таком подходе только усложняет задачу: если он приведет исследователя к другим выводам, их все равно придется отвергнуть, а если они подтвердят сказанное отцами, то они ничего не добавят. Кто желает поступать так – на здоровье, но не надо навязывать своего решения другим.

Да и есть ли у рядового прихожанина доступ к трудам этих самых отцов? Они по объему превосходят Библию в тысячи раз, большая часть их творений никогда не переводилась на русский, да и в переводах их читать бывает намного сложнее, чем библейские повествования. И если предполагается, что рядовой прихожанин слишком духовно неопытен, чтобы понимать Писание – то как же он поймет комментарии отцов, когда их намного больше и они намного сложнее? Да и как это вообще – читать комментарии на текст в отрыве от самого текста? Вы когда-нибудь пробовали прочитать, скажем, примечания к книге, не заглядывая в саму книгу?

В результате получается, что призыв «толкуйте Библию только по отцам» обычно подразумевает: «…а поскольку отцов вы знаете плоховато, то я за них вам сейчас всё объясню в единственно правильном ключе, и не сметь со мной спорить!» В свое время именно это слышал в свой адрес благочестивый монах по имени Мартин Лютер… ну, а дальнейшее известно. Не стоит повторять ошибки его оппонентов (как и его собственные).

Стоит взять том того же Иоанна Златоуста, чтобы убедиться – он не просто размышляет над Писанием, он им живет, и призывает к тому же своих слушателей. И он в этом следует призыву самого Писания, например, словам апостола Павла, обращенным к Тимофею: «ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3:15-17). Заодно отметим, что здесь Павел говорит про Ветхий Завет, потому что Новый просто не был тогда еще записан.

Существует ли опасность, читая Писание, понять его неправильно? Безусловно. Но для того и существует Церковь, чтобы исправлять ошибки, чтобы люди могли делиться понятым и уточнять свое понимание. А вот впасть в ересь – это нужно постараться, это результат не одного-двух недопониманий, а упорного и сознательного отказа от церковного вероучения.

В частности, отказ от центрального места Писания в церковной жизни, о котором так много говорили и отцы, и само Писание, тоже ведь можно считать ересью, и о ней Павел тоже предупреждал Тимофея несколькими строками ниже: «от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4:4). Да не только к басням, к бесконечным брошюркам со списками грехов и рецептами куличей, с рассказами о чудесах и святынях, с советами старцев и свидетельствами их почитательниц – ко всему тому, что может быть хорошо и уместно, но лишь тогда, когда не заслоняет собой главного текста Церкви – Писания, а с ним и отцов как его хранителей, комментаторов и просто людей, стремившихся его читать и жить в соответствии с ним.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь  Священное Писание 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.