На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

В Туле разгорелся скандал вокруг «православной» крупы


Версия для печати
22.06.11, 17:32

Тульские предприниматели разместили образ великомученика и целителя Пантелеимона на пачках с крупой. «Данный продукт изготовляется и сортируется «в присутствии» иконы великомученика, освященной в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре» - уверяют производители. Наместник монастыря считает, что подобного рода «нововведения» являются либо выгодной коммерческой уловкой, либо неразумным поступком и собирается обратился в прокуратуру.

Хотели как лучше

Скандал разгорелся после того, как производитель продуктов питания ООО «Тула Продукт» разместил на упаковках крупы собственного производства стикер иконы святителя Пантелеймона, святого, особо почитаемого в русской Церкви, и по совпадению небесного покровителя единственного в Туле мужского монастыря находящегося в черте города. Размещение священного изображения и упоминание монастыря на продуктовой упаковке вызвало протест со стороны православной общественности города и руководства Свято-Пантелеимонова монастыря.

«Иконе не место на упаковке. Кроме того, может сложиться впечатление, что монастырь начал приторговывать крупами. А это не так. – Объяснил нашему корреспонденту причину недовольства настоятель монастыря архимандрит Клавдиан. – В Москве, и в Московской области сразу стали ходить слухи о том, что в каком-то тульском монастыре можно достать какую-то «чудодейственную» крупу. Люди стали приезжать и спрашивать. Очень хорошо, конечно, что монастырь стал пользоваться такой популярностью. Но не за крупами же в монастырь нужно приезжать! Для того, чтобы люди не обманывались насчет «чудесных» свойств этого продукта и чтобы не падала тень на деятельность монастыря – мы и обратились в прокуратуру».

На волне скандала в региональные СМИ был разослан пресс-релиз за подписью генерального директора ООО «Тула продукт» Сергея Силаева, в котором подробным образом описывались причины размещения изображения иконы великомученика на упаковках с крупой. «Говорят, что Святой Целитель Пантелеимон помогает людям излечиться от различных недугов. Именно поэтому иконы с ликом этого святого притягивают к себе стольких верующих, да и неверующих – Сообщал пресс-релиз. – Именно из этих соображений, работники компании «Тула-Продукт» решили повесить в своем производственном цехе икону Святого Целителя Пантелеимона. Сказано – сделано! Икону приобрели в церковной лавке знаменитого Богородичного Пантелеимонова Щегловского Монастыря г. Тулы». Через три месяца руководство компании заметило, что после покупки иконы сотрудники стали «реже болеть и почти не простужаться» и решило «сообщить о присутствии иконы потребителям продукции фирмы: круп, сахара рафинада и т.д.» Для этой цели был изготовлен стикер с изображением Св. Пантелеимона и надписью: «Изготовлено и складировано в благодатном присутствии образа Святого Целителя Пантелеимона, освященного в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском Монастыре г. Тулы». Священноначалие монастыря руководство фирмы поставить в известность не посчитало нужным: продавщица в церковной лавки заверила, что эта икона освящена, так же, как и все, что продается в монастыре – уверяют сотрудники предприятия. А стало быть, надпись на стикере всего лишь констатировала факт: «икона освящена» – и никого не вводила в заблуждение. Стикер с изображением Св. Пантелеимона стали наклеивать на пакеты с продукцией, которая реализовывалась через обычные магазины и супермаркеты. «Уже через несколько недель, – продолжает автор пресс-релиза, – на предприятие стали поступать многочисленные сообщения от потребителей о том, что они стали себя лучше чувствовать, и что у них стали пропадать различные недуги. Не поступило ни единого сообщения о том, что чье-то самочувствие ухудшилось от употребления продукции предприятия. Предприятие сожалеет, если данный фактор каким бы то ни было образом затронул религиозные чувства потребителей и приносит им свои искренние извинения».

Почему нельзя?

«Если у производителей и было желание помочь людям, то нужно было получить благословение в епархии и спросить, как именно это можно сделать. В любом случае, не в такой форме, как это получилось в итоге. – Комментирует протоиерей Максим Троеглазов, председатель Отдела Тульской епархии по связям со СМИ. – В таком виде это очень похоже на один из вариантов шарлатанства, когда из невежества людей извлекается коммерческая выгода. Даже странно, что люди могут верить в то, что действительно можно поесть какой-то горох или крупу и тем самым спастись или исцелиться. Считающие так, совершенно не понимают сути христианства. Главное – это работа над собой, старание и приложение усилий, чтобы изменить себя к лучшему, борьба со своими грехами. А здесь отношения к Церкви совершенно неправильное, потребительское: дескать, поем горох и спасусь. А что ты сам сделал для своего спасения, какую работу провел, какой свой грех победил? Вот и получается, что Церковь многими воспринимается просто как еще один институт, оказывающий определенный вид услуг. Это совершенно неправильно и в корне неверно. Не говоря уже о том, что подобного рода случаи – это результат глубочайшего религиозного невежества. Съел что-то – и спасся. Так не бывает. Нужно работать». «Это обычная коммерция, – уверен отец Максим. – Никакие стикеры в храмах освящаться не могут. Все это не имеет никакого отношения к Церкви». Священник считает, что столь распространенная сегодня «православная бижутерия» (например, женские браслеты с иконами, стикеры и т.п.) только рассеивают внимание и лишают благоговейного отношения к святыне. «У меня даже в машине икон нет, я когда молюсь во время езды, все равно смотрю на дорогу» – подчеркивает он.

Чтобы повысить продажи производители часто пытаются оформить свою продукцию «по-православному»: на православной символике, например, не редко спекулируют производители вин и кагоров, на их этикетках можно увидеть не только христианскую символику или силуэты храмов, но и репродукции икон. Почему такое использование священных изображений объясняет иконописец и доцент кафедры теологии Тульского государственного университета Юрий Земцов: «Икону не стоит использовать в рекламных целях, икона для другого предназначена. Икона – это святыня. У иконы есть несколько функций, первая из которых – коммуникативная. Икона призвана обеспечить общение с тем, кто на ней изображен, с личностью того, кто на ней изображен. Эта функция достижима благодаря тому, что личность изображенного особым образом на иконе присутствует. Сами понимаете, что выбрасывать упаковку с иконой в мусорное ведро – жуткое кощунство. Икона предназначена для того, чтобы молиться перед ней. Молиться на тот образ, который на ней. И больше ни для чего икону нельзя применять».

Дмитрий Борисов, Тула

Версия для печати

Тэги: Иконы  Нравы 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
В Туле разгорелся скандал вокруг «православной» крупы

Тульские предприниматели разместили образ великомученика и целителя Пантелеимона на пачках с крупой. «Данный продукт изготовляется и сортируется «в присутствии» иконы великомученика, освященной в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре» - уверяют производители. Наместник монастыря считает, что подобного рода «нововведения» являются либо выгодной коммерческой уловкой, либо неразумным поступком и собирается обратился в прокуратуру.

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.