Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Однако если посмотреть на икону внимательно, рассмотреть ее детали, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Андрей Рублев. Рождество Христово
Рождество Христово — праздник великого обновления мира, день спасения и всеобщей радости навечно. С самых ранних времен Церковь славит Господа и в песнопениях, и в живописных произведениях. Иконопочитание развивалось практически параллельно со сложением богослужебного чина и распространением веры. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. В середине III века по Р.Х. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят, и сомневаются в том, чего не видят».
Величайшее событие — приход на землю Сына Божия в Вифлеемской пещере — Церковь торжественно представляет в величественной композиции, основные черты которой сложились к VI – VII векам и которая была распространена вплоть до XVII века. Она хорошо известна: в центре — пещера, где лежит в яслях Младенец, рядом с Ним — Богоматерь, тут же животные: вол и ослик, над пещерой — звезда. А вокруг дополнительные сцены: благоговейно сосредоточенный Иосиф, волхвы с дарами, пастыри и ангелы, славящие Господа, омовение Младенца. Такую композицию мы называем каноническим изображением праздника. Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». Таким образом, в канонической иконографии Рождества Христова отчетливо выражено литургическое значение образа. Икона должна помогать верующему человеку в его духовном делании. И при взгляде на подобный образ во время богослужения особенно вдохновенно поются в верующем сердце радостные рождественские песнопения.
Однако древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении (оно находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу II века), показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество. Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду. В III веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу. Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. В IV веке в катакомбах Севастиана появляется спеленутый Младенец, рядом — Богоматерь и двое животных. Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены.
Основная мысль всей этой иконографии достаточно понятна: изображения наглядно свидетельствуют о тайне воплощения Слова Божия, которая и есть тайна человеческой истории и, по мнению некоторых мыслителей, ее смысл. Он в том, что приходит новый Адам — предвечное Слово Божие, и жизнь человечества приобретает смысл в соединении с Ним и в познании тайны бытия, как тайны божественной любви. «Новые чудеса поражают меня страхом, — говорит уже упомянутый св. Григорий Неокесарийский. — Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Сидящий в славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. Бесстрастный, Бестелесный, Непостижимый влачится человеческими руками…» В жизнь человечества вошло совершенно новое, ранее небывалое понимание всех вообще связей и отношений и внутри человечества, и вне его: и в отношениях человека с Богом, и в отношениях с ангельским миром, и друг с другом, и с материальной, наименее совершенной природой. «Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися…», — воспевается в службе навечерия.
Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия. Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. И ангелы, и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа. Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере; но вся природа — Его храм! Пещера превращена в хлев, там животные; но в шестой день миротворения, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры… «И увидел Бог, что это хорошо…». Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. Теперь Он пришел, в зраке раба, приняв собственный образ и подобие, в мир падшего человека и падшей с ним природы, и пещера наполнилась невыразимым светом Божественной любви к роду человеческому и ко всей природе — видимой и невидимой.
Как это выразить в звуке, как это выразить в образе? Церковь долго не приступала к изображению этой великой и таинственной Вифлеемской пещеры, пока не было разработано учение о богочеловечестве Спасителя на вселенских соборах V , VI и VII веков, где были ниспровергнуты, в первую очередь, ереси монофизитства и несторианства.
Итак, мы рассматриваем каноническую иконографию Рождества Христова как свидетельство Церкви о спасительной тайне Боговоплощения. Но в творчестве существует художественная свобода. Иконописец имеет в своем распоряжении ряд изобразительных элементов: прежде всего, это образы Богомладенца Христа и Божией Матери, также образ Иосифа, ангелов, пастырей, волхвов, служанок; затем, это природные образы: земля, пещера, вол и осел, овцы, космические символы — звезда и небесный сегмент, из которого она исходит в световом луче. Из всех этих составляющих художник творит образ в рамках литургического назначения его произведения. Он творчески располагает их, сопоставляет, вводит во взаимодействие с целью наиболее полного и глубокого выявления значения и смысла события. Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. Все стало знаком обновления мира. Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. Но для нас существенно, что как бы ни понимался в разных культурах символ пещеры, отныне в ее мрак внесен Божественный свет. Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир…». Она представлена либо мирно возлежащей, либо торжественно сидящей; иногда Ее глава отвернута как бы в сторону от Младенца; но она обращена к приносящим дары персидским путешественникам, и не только к ним, но и ко всем, приносящим дары Богу. Она обращена к человечеству, имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый. А внизу — сцена омовения Новорожденного. Она вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей. Во многих случаях иконописцы придают лику Младенца особую выразительность, иногда у Него строгий, либо наоборот бесстрастный взгляд, иногда с оттенком скорби. Вообще лики на иконе всегда несут в себе покой, поскольку мудрость пребывает в тишине и покое.
К вершинам художественного воплощения образа относится, как нам представляется, фреска XIV века (1360-1370-е годы) в церкви Перивлепты в Мистре (Греция).
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Страшный суд: композиция иконы 10 марта будет отмечаться третья подготовительная к Великому посту неделя – о Страшном Суде. Обычно Страшный суд изображается на западной стене храма, но знаем ли мы, что есть что на этой сложной фреске? Престол уготованный, огненная река, лоно Авраамово, милостивый блудник, море и земля отдают мертвецов... Что значат все эти образы?
Богослужебные тексты для общего народного пения: Сочельник и РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (6-7 января) Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения к утреней службе в Рождественский сочельник (6 января), Рождественскому всенощному бдению и Божественной литургии (6 — 7 января)
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
Троеручица: странная икона Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА
Почему так много икон Богородицы? Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе
Святыни Европы: Первейзе Еще до середины XX века в Бельгии о Православии почти никто не слышал, а если и слышал, считал сектой. Сегодня единственный мужской православный монастырь страны во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Московского Патриархата) — один из главных паломнических центров для всех бельгийских христиан
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Святыни Европы: Ченстохова Главная святыня Польши — чудотворный образ Ченстоховской иконы Божией Матери (празднование 19 марта и 9 сентября н. ст.). История иконы полна чудесных случаев исцелений, избавлений и помощи, а также не менее чудесных случаев защиты от кощунников
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Иконография казни Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы
Воздвижение Креста Господня: тайны явного Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются
Икона и мир. Можно ли совместить канон с творчеством? Мы привыкли рассуждать об иконе с точки зрения святоотеческого богословия и иконописного канона. Но икона существует не только в церковном контексте, но и в культурном пространстве своего времени. Хотим мы этого или нет, современный мир не может не влиять на церковное искусство. А мы часто продолжаем говорить об иконе так, словно со времен Андрея Рублева ничего не изменилось
Иверская икона: народ впервые помолился перед возвращенным образом Впервые после передачи Иверской иконы Божией Матери из Исторического музея в Новодевичий монастырь, люди получили возможность соборно помолиться перед чудотворным образом. Народный молебен на Васильевском спуске в день своего тезоименитства возглавил Святейший Патриарх Кирилл
Иверская и другие: перед какой иконой будут молиться на Васильевском спуске? 24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Поруганные святыни показали журналистам Сегодня в Храм Христа Спасителя привезли пять изрубленных топором икон из Великого Устюга и пострадавший от вандала с ножом поклонный крест из Невинномысска. Святыни вынесут для поклонения на молебне в защиту веры, который состоится 22 апреля
Иконография Воскресения Христова На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.