Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Стихира в Неделю сыропустную: плач Адама

№0'0000 Жизнь в Церкви  15.03.13 08:49 Версия для печати. Вернуться к сайту

Мы привыкли, что в церковных песнопениях содержатся обращения от нашего имени ко Святой Троице, ко Христу, к Богородице, к ангелам и святым. В стихире «Раю всечестный, краснейшая доброто» гимнограф влагает в уста Адама просьбу о заступничестве перед Создателем, обращенную к… Эдему, из которого наши прародители были изгнаны за непослушание и нераскаянность. Рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ


Сотворение человека, жизнь Адама и Евы в раю, изгнание их из рая. Первая половина 19 века. Неизвестный художник. Из собрания Государственного Исторического музея

В Неделю сыропустную, «Господи, воззвах», 3-я стихира:
Раю всечестный, краснейшая доброто,
богозданное селение,
веселие некончаемое и наслаждение,
славо праведных, пророков красото,
и святых жилище,
шумом листвий твоих Содетеля всех моли,
врата отверсти ми, яже преступлением затворих,
и сподобитися древа животнаго прияти, и радости,
еяже прежде в тебе насладихся.

Греческий текст:
Παράδεισε πάντιμε,
τὸ ὡραιότατον κάλλος,
θεόκτιστον σκήνωμα,
εὐφροσύνη ἄληκτε,
καὶ ἀπόλαυσις,
δόξα τῶν Δικαίων,
Προφητῶν τερπνότης,
καὶ Ἁγίων οἰκητήριον,
ἤχῳ τῶν φύλλων σου,
Πλάστην τὸν τῶν ὅλων ἱκέτευε,
τὰς πύλας ὑπανοῖξαί μοι,
ἃς τῇ παραβάσει ἀπέκλεισα·
καὶ ἀξιωθῆναι,
τοῦ ξύλου τῆς ζωῆς μεταλαβεῖν,
καὶ τῆς χαρᾶς,
ἧς τὸ πρότερον,
ἐν σοὶ κατετρύφησα.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Рай драгоценный,
совершеннейшая красота,
Богом созданная обитель,
радость непрестанная и наслаждение,
слава праведных, пророков услада, и святых жилище,
шумом листьев твоих Создателя всех умоляй
открыть мне врата, которые я преступлением затворил,
и удостоить меня приобщения к древу жизни,
и радости, которою я прежде в Тебе наслаждался.

Эта стихира, звучащая на великой вечерне в Неделю сыропустную (Прощёное воскресенье), довольно необычна. Мы привыкли, что в церковных песнопениях – стихирах, тропарях, кондаках, молитвах – содержатся обращения от нашего имени ко Святой Троице, ко Христу, к Богородице, к ангелам, к святым. Иногда мы обращаемся ко Кресту Христову – но мы понимаем, что и в этом случае наша молитва в конечном счете направлена к самому Спасителю.

Здесь же, в приведенной выше стихире, мы видим, что гимнограф влагает в уста нашего прародителя Адама просьбу о заступничестве перед Создателем – просьбу, обращенную к раю, к Эдему, из которого Адам и его жена были изгнаны за непослушание и нераскаянность.

Греческое слово παράδεισος заимствовано из персидского, где оно означало «нечто, окруженное стеной», в частности, сад. Это значение сада, парка перешло и в греческий язык. В русском языке слово рай указывает прежде всего на Царство Небесное, на место пребывания спасенных душ; в греческом же оригинале стихиры рай, парадиз – это в первую очередь чудесный сад, среди деревьев которого так недолго ходили наши прародители. Однако, как мы увидим далее, значение Царства Небесного здесь также присутствует.

Адам, изгнанный из Эдема и сидящий, как говорится в другой стихире, напротив его врат, обращается к нему, называя его достойным всякого почитания, совершеннейшей красотой, селением, созданным самим Богом, непрестанной радостью и наслаждением – всем тем, чего ныне он, Адам, лишен. И вместе с тем прародитель прозревает в Эдеме и иное предназначение, имеющее отношение к его потомкам: рай – это жилище святых, слава праведных и услада пророков.

Обращая, таким образом, свой взор в недавнее прошлое и в далекое будущее, наш праотец взывает к Эдему как к одушевленному существу с просьбой о заступничестве перед их общим Творцом. Адам надеется, что рай, наполненный почти что разумными деревьями, умолит Бога шумом их листьев открыть ему врата, которые были затворены из-за преступления им Господней заповеди, и удостоить его приобщения к Древу Жизни.

За поэтическим приемом – олицетворением райского сада – скрывается важная в догматическом отношении мысль: грехопадение первых людей имело трагические последствия для всего творения – животных, растений, планет и звёзд. Судьба самого Эдема нам неизвестна – вероятно, он был изъят из действия законов мира сего. Однако весь физический мир претерпел необратимые (до конца времен) изменения. Здесь достаточно вспомнить слова апостола Павла: «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22).

Но в то время как вся тварь по сию пору стенает из-за преступления, некогда совершённого людьми, то самим людям уже даровано спасение: рай ныне открыт для нас смертью и воскресением Сына Божия; и мы знаем, что Древо Жизни, вкусить плодов которого стремится и Адам, и его потомки, – это сам Христос. И приобщение к этому Древу нам, по милости Божией, доступно в таинстве евхаристии.

Но Великий пост – это как раз путь через всю человеческую историю, от врат утраченного Эдема до врат обретенного Небесного Царства, это путь подвига и покаяния, воздержания и самоограничения. И в дни Великого поста полная литургия, знаменующая Христову победу над смертью и диаволом, будет совершаться лишь в субботу и воскресенье – дни, которые, по сути дела, и не являются постовыми. В великопостные же будни ради подкрепления наших немощных сил по средам и пятницам на вечерне будет совершаться причащение преждеосвященными Дарами.

Если у кого-то есть возможность побывать на всех службах первой седмицы Поста – это был бы незабываемый опыт. После многочасовых служб в полутемном храме, после многочисленных поклонов и продолжительных чтений Псалтири – субботняя и, тем более, воскресная служба будут восприняты не как нечто рядовое и привычное, а как без всякого преувеличения праздник. Праздник, после которого мы, набравшись сил, будем продолжать наш непростой путь к Воскресению Христову.