На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

«Радуйся, живоносный Кресте»: Рай и битва


Версия для печати
05.04.13, 20:21

В стихире Крестопоклонной недели «Радуйся, живоносный Кресте» два ряда образов: райский и военный. Они несут два контрастных смысла: уже обретенного вечного блаженства – и битвы, которая еще не кончена. Комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.
Крестопоклонная неделя, икона Распятия
Распятие. Мозаика конхи апсиды базилики Сан-Клементе в Риме. XII в.

В Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную –
на великой вечерне, 2-я стихира на Господи воззвах.

Радуйся живоносный Кресте,
Церкве красный раю,
древо нетления, прозябшее нам
вечныя славы наслаждение:
имже бесовстии отгоняются полцы,
и ангельстии свеселятся чинове,
и совокупления верных празднуют.
Оружие непобедимое,
утверждение нерушимое, верных победо,
священников похвало,
Христовы ныне страсти и нам подаждь достигнути,
и велию милость.

Греческий текст
Χαίροις ὁ ζωηφόρος Σταυρός,
τῆς Ἐκκλησίας ὁ ὡραῖος παράδεισος
τὸ ξύλον τῆς ἀφθαρσίας τὸ ἐξανθῆσαν ἡμῖν
αἰωνίου δόξης τὴν ἀπόλαυσιν,
δι' οὗ τῶν δαιμόνων ἀποδιώκονται φάλαγγες
καὶ τῶν Ἀγγέλων συνευφραίνονται τάγματα,
καὶ συστήματα τῶν πιστῶν ἑορτάζουσιν,
ὅπλον ἀκαταγώνιστον
κραταίωμα ἄρρηκτον τῶν Βασιλέων τὸ νῖκος
τῶν Ἱερέων τὸ καύχημα,
Χριστοῦ νῦν τὰ πάθη καὶ ἡμῖν δίδου προφθάσαι,
καὶ τὴν Ἀνάστασιν.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Радуйся, живоносный Крест,
Церкви прекрасный рай, древо нетления,
произрастившее нам вечной славы наслаждение;
Тобою бесовские полчища отгоняются,
и веселятся Ангелов воинства,
и собрания верных празднуют.
Оружие непобедимое, твердыня нерушимая,
царей победа, священников похвала, –
ныне даруй и нам достигнуть
Христовых страстей и воскресения.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ: Через Крест – к Пасхе

Великий пост длится шесть недель (седьмая неделя – Страстная – это, по сути, уже предпразднство Пасхи). В начале поста многие христиане усердно молятся, выстаивают продолжительные службы, проявляют строгое воздержание относительно пищи. Но 40 дней – немалый срок, и через две-три недели наступает утомление, нередко хочется расслабиться, дать себе поблажку. И в этот момент Церковь напоминает нам о Кресте, о смерти Христа — но — и о Его победе, о Воскресении. Это важное напоминание, поскольку Великий пост – это не замкнутая на себя аскеза, а наш путь к Пасхе через пустыню собственных страстей. И посреди этой пустыни мы видим Крест Господень – как источник живительной воды.


Ольга Седакова: Крест: бесам – поражение, ангелам — радость, верующим – праздник.

Радуйся, живоносный Крест,
Церкви процветший1 рай,
древо бессмертия, произрастившее нам
вечной славы наслаждение;

Тобою отгоняются бесовские полчища,
и ангельские веселятся воинства,
и собрания верных празднуют.

Броня непобедимая, твердыня нерушимая,
христиан2 победа, священников слава, –

ныне даруй и нам достигнуть Христовых страстей
и великой милости3 .


SUB SPECIE POETICAE

— Эта стихира, хвалебное песнопение Кресту, несет в себе все черты хвалебной литургической поэзии, о которых мы писали в связи со стихирой «Совет превечный». Это такой же великолепный «словесный венок». Он тоже построен в форме приветствия («Радуйся»). В отличие от «Совета превечного», это песнопение заканчивается молитвой-просьбой.

Кресту посвящено множество песнопений и молитв. Литургические песнопения не устают славить Крест Христов как центр мироздания и центр духовной жизни христиан, связывая его с новыми и новыми образами и символами.

В нашей стихире два ряда образов: райский и военный. Они несут два контрастных смысла: уже обретенного вечного блаженства – и битвы, которая еще не кончена.

Первые четыре стиха уподобляют Крест, орудие позорной казни, Раю и Древу Жизни в Раю. Образ Креста как Рая (возвращенного Рая, Нового Рая) – древнейшая тема христианской мысли. Ее воплощает изумительная мозаика в древнем римском храме Св. Климента, где была утверждена славянская литургия4 . Рай в нашей стихире предстает в традиционном образе сада, цветущих деревьев, сладостных плодов. Но прежде всего – это область Жизни (вечной жизни, бессмертия), того, что принес в мир Христос: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин.10, 10). С изгнанием из Рая в мир вошла смерть. Крест именуется «живоносным», несущим жизнь: это та смерть, которая попрала смерть («смертию смерть попра»). На Кресте Христос обещает разбойнику: «Говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк.23, 43). Крест именуется Древом Жизни – тем древом, от которого Адам в «первом Раю» не вкусил. Эта бессмертная, нетленная Жизнь есть одновременно Слава.

Три срединных стиха вносят новую тему: действенность Креста. Она тройственная. Для бесов – это поражение, для ангелов — радость, для верующих – праздник. Интересно, что все три мира описываются тут как собрания: у бесов это «полчища» (т.е. беспорядочные множества); у ангелов – «воинства», стройно организованные ряды, «чины»; у верующих – «собрания», иначе говоря – «церкви». В практике благочестия Крест, его начертание и крестное знамение – самое сильное орудие против нечистой силы.

Два следующие стиха говорят об этой бранной силе Креста, уподобляя его надежной броне (славянское «оружие» — доспехи, щит) и нерушимой крепости. Косвенно это открывает характер «невидимой брани»: это не открытая великая битва Добра и Зла, некий Армаггедон, и тем более не завоевательный поход, а оборонительная война против врага, который постоянно нападает извне, снаружи.

Кончается собственно хвалебная песнь Кресту темой победы и прославления в земной (цари) и духовной (священники) брани.

Завершает хвалу прошение, которое вписывает прославление Креста, Поклонение ему в богослужебное время: это просьба в середине Великого Поста о том, чтобы нам было дано достичь его конца, Страстной и Воскресения.

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ, Ольга СЕДАКОВА

Версия для печати

Тэги: Богослужение  Язык богослужения 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.