Католики празднуют Пасху 31 марта, а православные 5 мая. Почему такая большая разница в сроках, как считается дата празднования Воскресения Христова?
Почему христиане празднуют пасху в разные дни? Этот вопрос часто смущает тех, кто приходит в Церковь. В последние годы мы все громче слышим голоса, призывающие всех христиан праздновать Светлое Христово Воскресение в один день. Но возможна ли такая ситуация в наши дни?
Вопрос о времени исчисления Пасхи волновал христиан с первых веков своего существования. Внешне правила вычисления даты Воскресения Христова очень просты:
Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступило после дня весеннего равноденствия. В начале IV века, когда на I Вселенском соборе было зафиксировано это правило, в Риме весеннее равноденствие наступало 18 марта, в Александрии 21 марта.
И Рим, и Александрия в тот момент считали Пасху по юлианскому календарю, по которому до сих пор живет Русская Православная и ряд других Поместных Православных Церквей.
Юлианский календарь, до сих пор поражающий воображение своей простотой, был введен Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры. Он должен был решить расхождение между традиционным египетским календарем, в котором всегда было 365 дней в году, и периодом прохождения Солнца между двумя точками равноденствия (момента, когда центр Солнца пересекает небесный экватор). Он составляет 365 дней 5 ч. 48 м. 46 с. Юлианский календарь предложил исправить это расхождение, добавляя каждые 4 года 1 дополнительный день. Такой год стал называться високосным и длиться 366 дней. Юлианский календарь при всей своей простоте содержал в себе одну ошибку. Раз в 128 лет расхождение между реальными точками весеннего и зимнего равноденствия и календарной датой по юлианскому календарю составляло 1 день. Иными словами, каждые 1280 лет точка равноденствия будет смещаться на 10 дней. Рано или поздно мог бы настать момент, когда на календаре у нас в России было бы первое января, а за окном бы весело щебетали птицы, а в далеком будущем мы бы встречали новый год по юлианскому календарю, купаясь в реке. Иными словами, за простоту юлианского календаря далеким потомкам приходится расплачиваться празднованием Рождества Христова летом.
Александрийская пасхалия, которой мы пользуемся до сих пор, считает датой весеннего равноденствия 21 марта, и это достаточно условная дата, как видно из предыдущего абзаца. За период прошедший с 325 по 2013 год Александрийская пасхалия стала отставать от реальной точки весеннего равноденствия на 13 дней (в 2013 году оно было 20 марта по новому стилю, то есть 7 марта по юлианскому календарю), так что православные смотрят на первое полнолуние после 21 марта по юлианскому календарю, а католики – по григорианскому. И здесь скрыта первая причина для расхождения дат празднования Пасхи.
Но существуют и иные предпосылки для разного вычисления дня Пасхи, поскольку лунный календарь короче солнечного и составляет всего 354 дня. Лунный месяц всегда длится 29, 5 суток, то есть полнолуние происходит каждые 29 с небольшим дней. Иными словами, первое полнолуние после 21 марта может наступить в разные дни, что приводит к перемещению и дня Пасхи. Согласно Александрийской пасхалии период, в котором нужное полнолуние может произойти колеблется от 21 марта до 18 апреля (29 дней лунного месяца). Есть некоторая вероятность, что луна не попадает в этот цикл поскольку лунный период между полнолуниями чуть больше чем 29 суток, но для простоты рассуждений мы ей пренебрежем, как и некоторыми параметрами – важными для вычисления даты Пасхи, но не показывающими причину разницы между православными и католиками.
Теперь посмотрим на мартовские и апрельские полнолуния в 2013 году. 27 марта по новому стилю (то есть по григорианскому календарю, по которому католики считают Пасху после реформы Григория XIII в XVI веке, о которой мы скажем немного ниже) происходит первое полнолуние после точки равноденствия 21 марта, но по юлианскому календарю 21 марта еще не наступило, а потому Православные Поместные Церкви ждут следующего полнолуния, которое произойдет 25 апреля по новому стилю. Иными словами, православная Пасха в 2013 году не могла наступить раньше 28 апреля – первого воскресенья после полнолуния, но здесь в силу вступают дополнительные параметры вычисления пасхалии, по которым Пасха переходит на 5 мая по новому стилю, которыми в данной ситуации мы тоже можем пренебречь.
Вернемся к папе Григорию XIII, который 4 октября 1582 года постановил прибавить 10 суток и считать следующий день 15 октябрем. Сделал он это для того, чтобы исправить ошибку юлианского календаря (1 день в 128 лет) и вернуть «правильную» с астрономической точки зрения пасхалию. Нетрудно заметить, что за время, прошедшее с момента григорианской реформы, расхождение между календарями достигло 13 дней. Произошло это вот почему. В Григорианском календаре последний год века не является високосным, если он без остатка делится на 400. В юлианском же календаре високосные годы строго следуют один раз в 4 года. В результате, к 2100 году расхождение между календарями достигнет не 13, а 14 дней, и нашим потомкам придется праздновать Рождество уже не 7, а 8 января по новому стилю.
Осталось ответить на один вопрос. Почему же Православные Поместные Церкви, живущие по новому стилю, празднуют Пасху в один день с теми, кто живет по юлианскому календарю. Дело в том, что они пользуются не григорианским, а новоюлианским календарем, который будет совпадать с григорианским до 2800 года, но дату Пасхи вычисляют по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю, то есть одновременно с нами.
Точно также в этом году поступят и католики на Святой Земле, которые будут отмечать Пасху не по григорианской, а по юлианской пасхалии. Такое решение приняла в октябре прошлого года ассамблея католических епископов-ординариев Святой Земли. Исключение – католики в Иерусалиме и Вифлеем.: они сохранят григорианскую пасхалию, поскольку иначе будет нарушен режим «статус кво» в богослужениях у главных христианских святынь. В течение двух лет на православную пасхалию перейдут все местные католические общины, к этому времени Ватикан одобрит или отвергнет результаты эксперимента.
Остается ответить на вопрос, почему в 30 процентов случаях православная и католическая Пасха могут совпадать, как это было, например, в 2004 году. В тот год полнолуние приходилось на 5 апреля понедельник (по юлианскому календарю 23 марта). И в Григорианской и в Александрийской пасхалии это было первое полнолуние после 21 марта, и 11 апреля, в ближайшее воскресение к этому дню, православные и католики вместе отмечали Пасху.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Светлая седмица. Артос и другие пасхальные обряды Вся Светлая неделя представляет собой словно бы затянувшееся празднование первого дня Пасхи. Каждый день совершаются те же пасхальные богослужения, только крестный ход переносится на конец Литургии.
Радоница: Пасхальное поминовение усопших Вторник второй недели после Пасхи называется Радоницей. Это слово восходит к словам «род» и «радость». Именно в этот день мы делимся пасхальной радостью с нашими усопшими родственниками.
Неделя Антипасхи “Антипасха”, "Фомино воскресенье", "Красная горка" -- у первого воскресенья после Пасхи много названий. Что значит каждое из них, как развивалось его богослужение и почему с этого дня разрешаются венчания.
Кем были фарисеи времен Христа? Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?
Родительская суббота: живые и мертвые Профессор кафедры патрологии и систематического богословия ПСТГУ протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО рассказал, в чем суть адских мук, и как живые могут помочь мертвым
Великий Акафист Божией Матери: Неседальная песнь субботы Впереди суббота пятой недели Великого Поста. В пятницу, накануне, на праздничной утрене уже субботнего церковного дня, читается Великий Акафист Божией Матери. Такой день бывает только один раз в Церковном году. Это праздник Похвала Божией Матери или, как еще называют этот день день, Суббота Акафиста
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Новый год в храме Зачем в новогоднюю ночь идти не в гости к друзьям, а в храм на Божественную Литургию, рассказывает насельник Сретенского монастыря иеромонах Иов (ГУМЕРОВ). + АДРЕСА московских храмов, в которых будет служба в ночь на 1 января
Рождество: почему мы празднуем его не как все люди? Разные календари -- разные и смыслы дают они времени. Например, привычный сейчас способ измерения недель: от воскресенья до воскресенья -- это не просто семидневка, и даже не только напоминание о том, что в воскресенье хорошо бы пойти в церковь, неделя несет и глубокий богословский смысл -- Воскресение, которым все начинается и кончается. Понятно желание коммунистов-богоборцев ввести вместо семидневной недели -- пятидневную. Понятно также и желание нехристиан считать годы не от Рождества Христова, а от «нашей эры»
Неделя о мытаре и фарисее: не фарисеи ли мы? Православная Пасха в этом году – одна из самых поздних, 5 мая, поэтому трехнедельный подготовительный период к Великому Посту начинается 24 февраля, с Недели о мытаре и фарисее.
Неделя о мытаре и фарисее: Приближение начинается На всенощном бдении сразу же за радостным пением «Воскресение Христово видевшее», ликование внезапно оборвется, погаснут светильники, храм погрузится в темноту и начинает звучать совсем иная песнь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Подготовка к Великому Посту начинается
Масленица – северная вакханалия? После Недели о Страшном Суде начинается Масленница, семь дней обжорства и плясок, завершающиеся сожжением чучела. Что языческого в Масленнице? Что говорили о ней святые отцы?
На реках Вавилонских: ненавистные младенцы В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН
Литургия Преждеосвященных Даров: особенности богослужения Рассказываем, почему Литургия Преждеосвященных Даров бывает только Постом, почему Дары освящаются заранее, Почему в древности она служилась вечером и почему не принято причащать на ней младенцев
Благовещение в Крестопоклонную: есть ли послабление поста 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на Крестопоклонную неделю Великого поста. Что это значит для нас, и как изменится порядок богослужения? Старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ Илья Красовицкий говорит, что церковный Устав не отменяет ослабление поста, но литургия продлится дольше.
Великий Акафист Божией Матери: галерея В России существует несколько икон, иллюстрирующих Великий Акафист Божией Матери.
Эти иконы, в центральной части, имея изображение Богородицы на престоле, в клеймах
отражают содержание Акафиста "по-икосно" и "по-кондачно", целиком охватывая буквальный смысл и значение праздника Похвалы. Одна из таких икон 16 века, хранящаяся в Русском Музее, представлена вниманию наших читателей.
Мария Египетская: святая грешница 21 апреля празднуется память преподобной Марии Египетской. Почему бывшая блудница вошла в троицу святых, символизирующих великопостное "училище благочестия", вместе с двумя великими православными молитвенниками и мистиками - свт. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником?
Неделя жен-мироносиц: Воскресение – это страшно Почему сюжеты о посещении гроба Господня женами-мироносицами в разных Евангелиях так сильно отличаются, комментирует библеист архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургской духовной академии.
Неделя о расслабленном: кто хочет быть здоров? В купальне Вифезда множество больных ждали чудесных исцелений. Но Христос, подойдя к одному из них, почему-то все равно спросил: «Хочешь ли быть здоров?». Что Он имел в виду?
Преполовение Пятидесятницы: о чем говорил Спаситель в праздник Кущей Преполовение св. Пятидесятницы относится к числу малых Господских праздников. Он отмечается Православной Церковью в среду четвертой седмицы по Пасхе и длится восемь дней (до отдания в среду пятой седмицы по Пасхе). Название говорит о том, что пройдена ровно половина пути от Пасхи до Троицы. Почему же для нас так важно отметить этот момент особым праздником?
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.