19 января (1 февраля) 391 года скончался Макарий Великий – один из известнейших подвижников древности, стоявший у истоков христианского монашества. Одна из историй про него особенно актуальна сегодня: ученик преподобного встретил языческого жреца, обругал его и подрался с ним, а преподобный Макарий добрым словом обратил жреца в христианство.
Он прожил долгую жизнь. По свидетельству автора «Лавсаика» - епископа Еленопольского Палладия – преподобный «жил девяносто лет и из них шестьдесят провел в пустыне». Скорее всего, сведения эти не являются очень уж точными. Античные и средневековые авторы обожали красивые круглые цифры и часто использовали их скорее в символическом, чем в математическом или историческом значении. Древние агиографические тексты, сохранившие множество занимательных и поучительных новелл из жизни подвижника, доносят до нас портрет аскета, умудренного опытом и сохранившего крепость тела, чья слава, если такое выражение позволительно применить к отшельнику, гремела по всей египетской пустыне.
Почти все сведения о жизни преподобного Макария мы находим в патериковых новеллах. Форма подробного жития от предсказаний о рождении святого, до описания посмертных чудес у гроба праведника в древности была не слишком распространена. Формирование агиографического канона и появление привычных для нас агиобиографий завершилось в Византии лишь к Х веку, так что при разговоре о древних египетских подвижниках почти всегда приходится иметь дело с тем, что принято называть новеллами или историческими анекдотами.
Это небольшие назидательные тексты, в центре которых находится либо один афоризм святого, либо случай из его подвижнической жизни. Очень часто в патериковой новелле используется занимательный сюжет, чтобы читатель смог легко воспринять сложные богословские или иные максимы, вкладываемые агиографом в уста святого. Вот для примера типичная история о Макарии Великом, содержащаяся в «Изречениях египетских отцов»: «Говорил авва Макарий: "Тот, кто будет наполнять утробу свою хлебом и водой, дает ключ от своего дома грабителям"».
«Изречения…» – первый патерик, составленный не позднее V века. Написанные на греческом языке и посвященные инокам, спасавшимся в египетских пустынях, они скоро стали популярными, переведены на многие языки, включая славянский и почти сразу стали образцом для последующих отечников. На Руси текст был известен как Азбучный, Египетский, Алфавитный патерик, а в современной России как Древний патерик. Текст «Изречений…» или по-гречески Апофтегм представляет собой набор афоризмов и отдельных эпизодов, сгруппированных тематически или в алфавитном порядке.
Любой читатель, желавший узнать, что сказал святой, например, о борьбе с блудом, мог найти имя подвижника в разделе по алфавиту.
Преподобный Макарий в этом памятнике не только говорит наставления, но учит на собственном примере. Однажды ученик аввы Макария встретил жреца, несшего вязанку дров, и поздоровался с ним: «Эй ты, демон, куда ты бежишь?». Оскорбленный язычник избил грубого монаха до полусмерти и пошел по своим делам. Вскоре он встретил святого, произнесшего: «Привет тебе, привет, трудолюбец». Удивленный язычник спросил, чем же он заслужил подобное приветствие. Ответ отшельника был краток: «Я увидел тебя утруждающимся, но ты не знаешь, что ты утруждал себя впустую». Пораженный жрец обнял колени святого, рассказал ему о случае, произошедшем раньше, и попросил сделать его монахом.
Незатейливая история о пользе вежливости чуть ниже подтверждалась афоризмом Макария Египетского: «Говорил авва Макарий: "Злое слово иных добрых делает злыми, и точно так же доброе слово иных злых делает добрыми"». Тексты стояли в рукописи рядом, и читатель легко находил связь между занимательной новеллой и мудрым изречением.
Примерно в это же время – в IV- V веке о святом рассказывает и епископ Еленопольский Палладий – автор Лавсаика. Он был собеседником святителя Иоанна Златоуста и оставил описание своих встреч с подвижниками, среди которых был и преподобный Макарий.
В Лавсаике мы также не найдем почти никаких биографических сведений, кроме цитаты, приведенной в начале нашей статьи, да упоминания о том, что святой в 40 лет получил власть над духами. Повествование Палладия о святом Макарии лишь упоминает о нескольких случаях экзорцизма, помощи брату, искушаемому сребролюбием, да рассказывает о борьбе с чародеем, превратившим женщину в лошадь. Последняя история – в чистом виде сказочное повествование, подобное рассказу о том, как преподобный Павел Фивейский беседовал с кентаврами, а преподобный Симеон Столпник исцелил «жену» ужасного змея, страдавшую от нарыва.
Эти новеллы при всей их неисторичности дают читателю возможность прикоснуться к народным верованиям простых египтян или византийцев, для которых вера в сглаз, порчу и существование чудовищ была ближе и важнее, чем богословские рассуждения о природе Святой Троицы или искупительной жертвы Христа. Ранние византийские патерики могут служить столь же ценным источником по бытовой фольклористике, как и жизнеописание блаженной Матроны Московской, составленное З.В. Ждановой. Другое дело, что в патериках рассказы о кентаврах и колдунах не составляют основного содержания памятника, а первый вариант жития Матроны почти целиком состоит из историй о чудесах и фантастических легенд. Впрочем, вернемся к преподобному Макарию Египетскому.
Преподобный Макарий Великий, Египетский. Владимирский Успенский собор, Андрей Рублев. 1408 г.
Не позднее 410 года пресвитер Руфин Аквилейский пишет «Жизнь пустынных отцов», где можно найти и рассказ о Макарии Египетском. Отшельнику посвящена глава, где с небольшими вариациями описываются эпизоды, которые можно найти и у Палладия. Самое интересное для нас сообщение Руфин оставляет в конце повествования: «Много и другого рассказывали нам о Макарии, но нет возможности записать всего, да другие его деяния, сверх того, уже общеизвестны».
Финальная фраза автора «Жизни пустынных отцов» показывает, что верующие почитали преподобного Макария еще при жизни, поскольку слава о его подвижничестве широко распространилась по всей египетской пустыне.
К сожалению, современный читатель часто плохо себе представляет, что такое первые египетские монастыри. Обычно воображение рисует нам песчаный пляж без моря или унылую каменистую местность, на бескрайних пространствах которой там и сям стоят одинокие пещерки отшельников, выложенные из камней, или прорубленные в мягком известняке. На самом деле к концу IV века в Египте существовали огромные монастырские комплексы. Монашество развивалось стремительно. Как писала А. И. Еланская, первый монастырь был основан преподобным Пахомием Великим в 320 году, а уже к середине IV века в Египте было 20 тысяч отшельников. Отныне иноки стали играть одну из ведущих ролей в истории Церкви. В Александрии без согласия отшельников невозможно было избрать епископов или высказать мнение по тому или иному богословскому вопросу. Далеко не все аскеты стали святыми, но сила их была столь значительной, что они превратились в подобие армии, которую могли вести за собой вожаки, как это было во время волнений монофизитов.
Наше представление о пустыне также слишком идеалистично. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Пустыня, как бы она не казалась пустой на карте, населена гиенами, дикими кошками, тиграми и львами, всеми возможными зверьми, на которых мы без страха смотрим в зоологическом саду. Но если встретишься с ними на природе, в их глазах видишь свою смерть – смерть в их челюстях, смерть в их численности, смерть в их голоде, смерть в их дикости, неприрученной человеческой любовью».
Читая знаменитую патериковую новеллу об авве Герасиме и льве, с умилением слушая рассказ о том, как лев помог авве Зосиме похоронить тело преподобной Марии Египетской, мы не должны забывать о сотнях монахах, которых съели хищники. Любое житие, в том числе и мученическое, - это рассказ о победителе, о человеке спасенном, а потому в них не так много можно найти повествований об отступниках, грешниках, о тех, кому не удалось стать святым, несмотря на иночество или сан.
Подвиг Макария Великого тем и славен, что он получил «олимпийскую медаль» по спасению души и стал успешным «тренером» новых поколений подвижников. Но гораздо больше людей, участвовавших в соревнованиях, не дошли до финиша или не попали в число призеров.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Иосиф Волоцкий – святой инквизитор? Строгий аскет и талантливый писатель, святой, который поддерживал сожжение заживо «жидовствующих» и много лет ухаживал в своей келье за парализованным отцом, – об одном из самых удивительных подвижников Руси рассказывает доктор церковной истории Владислав ПЕТРУШКО.
Украинский «эрудит» — учитель Московской Руси Уже 20 лет Россия и Украина пытаются жить порознь. Попытка эта не новая. Между тем историк Н. И. Костомаров более ста лет тому назад говорил о «двух российских народностях», которые отдельно друг от друга не могут полноценно существовать. Убедительное подтверждение тому — житие святого Димитрия Ростовского, уроженца Малороссии. 10 ноября Русская Православная Церковь празднует день преставления святителя
Как жили древнерусские монахи под руководством преподобного Феодосия 27 августа церковь вспоминает одного из основателей Киево-Печерского монастыря – преподобного Феодосия Печерского. Его житие и летописные источники дают нам возможность проследить за первыми шагами русского монашества и посмотреть, как был устроен иноческий быт.
Русские жертвы Катыни 15 июля 2012 года в Катыни Патриарх совершит освящениe храма Воскресения Христова. Смотрите наш фоторепортаж из мемориального комплекса «Катынь», сделанный этим летом.
Князь Владимир: человек, который крестил Русь Как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы? Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? По летописям можно восстановить только внешнюю канву событий. Как произошел внутренний переворот в душе князя Владимира, до сих пор остается загадкой.
Митрополит Филипп: «Бога ради, живите любовно» Митрополит Филипп, управлявший Русской церковью на протяжении всего двух лет, почитается ею, как один из главных святых. Он был гениальным организатором и молитвенником, — в нем две традиции русской Церкви — нестяжателя Нила Сорского и Иосифа Волоцкого — соединялись без конфликта. Во времена, когда правда Божия попиралась, творилась ложь и Церковь должна была ее обличать, он стал голосом Церкви и ее мучеником
Тайна святого Кирилла: кто придумал Глаголицу? Проповедь Евангелия славянам на их родном языке началась с создания святым Кириллом первой славянской азбуки, кириллицы. Но кириллица не единственная древняя славянская азбука. О происхождении другой азбуки, глаголицы, не утихают споры
Cвященноисповедник Афанасий (Сахаров): когда время не имеет значения Службу Всем святым в земле Русской просиявшим составил священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Его собственная жизнь -- тюрьмы, ссылки, уход в катакомбы и воссоединение с Московской Патриархией в 1945 году, -- пример того, какими сложными путями Бог ведет человека к святости
Святой узник: фоторепортаж из кельи патриарха Тихона 18 ноября Церковь вспоминает избрание свт. Тихона (Белавина) на патриаршее служение. Мало кто знает, но в Москве существует келья-музей первого после двухсотлетнего синодального перерыва российского патриарха. Эта келья расположена в Донском монастыре, где с 1922 года почти до самой смерти под стражей содержался святитель Тихон.
Князь Михаил Черниговский: первый святой, пострадавший в Орде Монголы не всегда карали за отказ пройти через священный огонь, но в этот раз Батый устроил русскому князю жесткую проверку на лояльность… Что стояло за убийством святого, воля хана или интриги русских завистников?
Митрополит Петр: Камень, на котором стоит Москва Не в удобном месторасположении — на перекрестке торговых потоков и водных артерий — секрет возвышения Москвы над более славными и древними городами Руси. А в завете святителя Петра, первого митрополита Московского: быть Москве до тех пор, пока стоит Успенский собор и «мои кости в нем положены будут»
Путешествия преподобного Сергия Радонежского Многие думают, что преподобный Сергий Радонежский никуда не выходил из своего монастыря. Это не так. «Игумен земли Русской» не раз отправлялся в путь – мирить князей, благословлять строительство новых монастырей, уходить от ссоры с братией
Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев? Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность
Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником 18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. После литургии старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий из ковчежца, стоящего пред Владимирской иконой Божией Матери. На жребии было написано: «Тихон, митрополит Московский». В переводе с греческого имя Тихон означает — «судьба».
Почему забывают новомучеников? 1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбище
Лев Толстой и св. Иоанн Кронштадтский: медийные персоны своего времени Известный критик Павел Басинский, несколько лет назад выпустивший замечательную биографию «великого писателя земли русской» «Лев Толстой: Бегство из рая», продолжает свои толстовские штудии. Его новая книга, «Святой против Льва», представляет собой сравнительное — по плутарховскому образцу — жизнеописание Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Бутовский полигон: лекарство от коммунизма Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь — после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.