На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

«Господь очень близко»
С игуменией Дивеевского монастыря Сергией (Конковой) беседовали Мария Владимирова и Валерия Колбикова


Версия для печати
01.11.06, 15:42

- Матушка игумения, Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская обитель - монастырь особенный, известен он во всем мире и со всего мира едут сюда паломники. Можно ли в связи с этим говорить об особой миссии этого монастыря?
- Преподобный Серафим - всенародный святой, родной и любимый. Благодатное его житие и мирное устроение духа, его жажда горнего мира все более и более притягивают, становятся необходимыми в наши дни, потому что в нем мы чувствуем лучшее, что есть в человеке. «Житие и подвиги преподобного Серафима Саровского дают нам пример того, как должно жить христианину, как научиться любить Бога и ближних, как обрести навык преодоления соблазнов и искушений, как стяжать благодать Святого Духа». Эти слова Святейшего Патриарха Алексия позволяют понять, почему люди едут к нам отовсюду. Как говорится, к пустому колодцу за водой не ходят - и если сюда едут, значит здесь люди получают утешение и помощь.
А сам батюшка Серафим говорил про нашу обитель: «Счастлив тот, кто пробудет у убогого Серафима в Дивееве от утра до утра, ибо Матерь Божия каждые сутки посещает это место». То есть Дивеево - место, отмеченное особым присутствием Царицы Небесной, удел, взятый Ею под Свое особое покровительство.

- Кто-нибудь подсчитывал, сколько паломников приезжает к вам в Дивеево?
- Точную цифру, наверное, никто не знает, потому что не все приезжающие обращаются в наш паломнический центр. Знаю точно, что на 1 августа, день памяти преподобного Серафима Саровского, собирается до 20-30 тысяч паломников. Но дело даже не в количестве, а в том, что поток верующих не оскудевает в течение всего года. Самые напряженные месяцы начинаются сразу после Пасхи - это апрель, май, июнь, июль, август, и продолжаются они вплоть до наступления холодов.

- Как монастырь справляется с приемом такого количества людей?
- В периоды большого наплыва людей нам приходится вызывать на помощь сестер из наших скитов и подворий. В общей сложности у нас 480 сестер, из них 350 заняты на послушаниях, связанных с приемом приезжающих в Дивеево людей. А непосредственно в паломнической службе задействовано всего пять сестер. Сейчас на въезде в монастырь строится здание нового паломнического центра. В его конференц-зале паломники смогут не только послушать рассказ о монастыре, но и посмотреть видеофильмы. Мы проектируем новую паломническую трапезную, поскольку в летний период приходится кормить людей на улице, а в зимний - в маленьком помещении под храмом Александра Невского. А по примерным подсчетам наших сестер из паломнической трапезной летней порой в выходные дни там обедает до трех тысяч паломников.
Мы стараемся сделать все необходимое, чтобы приезжающие в нашу обитель могли помолиться не только утром (акафист читается в 7.30 утра), но и днем. Поэтому по благословению нашего правящего архиерея - владыки Георгия - акафист перед мощами батюшки Серафима теперь совершается трижды: утром и в промежутке между службами - в 13 и 14 часов.

- Там, где собирается большое количество людей, всегда присутствует коммерция, торговля, складывается своеобразная бизнес-индустрия, которая использует святыни. Не грозит ли такая проблема Дивееву?
- Не грозит: сестры коммерцией не занимаются. Мы просто стараемся сделать так, чтобы приезжающие к нам могли увезти с собой что-нибудь на память: книгу, икону, святое маслице или сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима. И если этим не будет заниматься монастырь, то кто-то со стороны уж точно сделает на этом настоящий бизнес. Мы попросили убрать с территории Канавки всю частную торговлю, ведь люди приходят сюда молиться, а им предлагают сувениры - это неправильно. Мы не забываем об истинной цели христианской жизни, которая состоит в стяжании духа мирного. К этому должен стремиться каждый христианин.


Канавка Божией Матери

- А не мешает ли монашеской молитве такое обилие паломников?
- Мы стараемся брать пример со святых. Скажем, блаженный Василий Московский вырабатывал «внутреннего человека», ходя по базарам, где плясали и пели, где был шум и гам. Так же и мы: нас Господь здесь поставил, и мы должны здесь вырабатывать своего «внутреннего человека». Конечно, это непросто в наше время - постоянные звонки, множество людей. Мы все время находимся в напряжении. Но это показывает различие между нами и святыми: они по базару ходили и там спасались, а мы, живя в обители, все время хотим уединиться. А ведь только тому, кто приобрел внутреннюю молитву, уже ничего не страшно и для того, чтобы молиться, не нужно закрываться на ключ. Ну, а у нас есть скиты - там тишина и уединение.

- Где находятся монастырские скиты и чем там занимаются сестры?
- Наш хозяйственный скит Флора и Лавра находится в двух километрах от монастыря. Туда перевели скотный двор, который раньше был в Дивеево. Скит находится недалеко от села Осиновка, где жила первоначальница нашей обители матушка Александра. Она приняла монашеский постриг во Флоровском монастыре Киева, в память об этом храм в скиту и был освящен в честь мучеников Флора и Лавра. Там живет 15 сестер, которые отвечают за обеспечение монастыря молочными продуктами. На территории скита находится монастырское кладбище, на котором сейчас строится храм в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
Покровский скит в селе Канерга начинался так. В декабре 1991 года Мне предложили взять бездействующую начальную школу и разобрать ее на пиломатериалы - в монастыре тогда дров не было. Я приехала и увидела деревянную колокольню, на которой непоколеблемо стоял крест. Храм был разобран жителями этого села очень давно, еще в советское время, а вот колокольня стояла. Я говорю: «Да здесь, похоже, скит нужно восстанавливать. Смотрите, крест как будто взывает».
Школу мы разбирать не стали, а законсервировали ее, для того чтобы потом восстановить. И только спустя десять лет я узнала, что школа, которую мы купили за 10 тысяч рублей, была зубоврачебным корпусом Дивеевского монастыря. А около Канергской церкви жили сестры Дивеевского монастыря после разгона обители. Очевидно их молитвы и привели к тому, что скит был нами создан. И если раньше Канерга была умирающей деревней, то после восстановления храма там стали селиться люди и даже попросили меня выделить им под школу дом. Так что сейчас решаем эти вопросы с администрацией.
Недалеко от Канергского скита, в селе Автодеево, находится еще один наш скит, Никольский. Местные жители долго молились о том, чтобы мы восстановили их церковь. «Канергу Вы взяли, а нас не хотите брать», - заявили они в 1992 году. На что я им отвечала: «Мы приехали Дивеево восстанавливать - вот наша главная задача». «А Автодеево созвучно Дивеево, возьмите наш храм на восстановление», - не сдавались жители. И пришлось взять. Когда Патриарх летом 1992 года посетил скит, он назвал его сразу, не раздумывая, Никольским - в честь святителя Николая. При восстановлении храма узнали, что в нем служил иерей Михаил Критский. Он был расстрелян в 1920 году за помощь Дивеевским сестрам. На обвинение он ответил властям так: «Дивеевским сестрам я стал помогать из чувства ответственности перед Богом на Страшном Суде». Когда мы делали отмостку храма, была обнаружена могила отца Михаила. Так что ничего случайного не бывает, и ни один скит не взят нами просто так. Сейчас в Никольском скиту живет около 30-ти сестер. 21 октября состоялось освящение главного придела храма Никольского скита в честь Святой Живоначальной Троицы, в нем сохранились росписи старинного Дивеевского письма.
Еще один скит, Знаменский, находится в пяти километрах от Никольского. Там тоже жили сестры Дивеевского монастыря, когда он был закрыт, и молились они в сельской церкви, которая сохранилась. Это было родовое имение Чаадаевых, и родители Петра Яковлевича Чаадаева, который был близок Пушкину, построили большой храм с пятью престолами в честь небесных покровителей членов семьи. Сейчас в Знаменском скиту 20 сестер. Есть земельные угодья - около ста гектаров земли, скотный двор на 15-20 голов.
Всего у нас 11 скитов и 3 подворья.

- А сестрам где больше нравится - в монастыре или в скитах?
Обыкновенно мы с 12-го июля забираем сестер из скитов в монастырь для подготовки к празднику преподобного Серафима Саровского.
Праздник проходит - и они уже в первых числах августа начинают проситься обратно, потому, что где их Господь призвал, туда они и хотят вернуться. Эти сестры любят приехать сюда, помолиться, пройти по святой Канавке, но всей душой стремятся обратно. Очень любят свои скиты.

- Они туда сразу и поступают?
- Не всегда. Но практика показала, что на время испытательного срока сестер лучше помещать в маленький коллектив - там они быстрее раскрываются. В большом коллективе легче затеряться, а в скиту - все на виду. Поступают к нам в монастырь со всей России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстане. Есть инокиня из Польши, была послушница из Сербии.

- Современные монахини отличаются от тех, что были в прежние времена?
- Конечно, отличаются. Современное поколение жило и росло в богоборческой атеистической среде, и это не может не наложить свой отпечаток на человека. Но то, как осуществляется приход человека к вере, - это таинственное действие Духа Святого на душу человеческую. Во все времена Господь Сам избирает на служение, и если человек воспринял этот призыв, Господь одаривает его всем.
Одна монахиня в нашем монастыре была из абсолютно неверующей семьи. Более того, мать девушки была мусульманкой. Родители постоянно приезжали в обитель и забирали дочь домой. И вот однажды она пришла ко мне и говорит: «Матушка, я уйду в другой монастырь. И никто не будет знать - в какой». И ушла. Вот так человек откликается на призыв Бога, и его уже ничего не может остановить - ни родные, ни лишения, ни трудности.

- А как Вы сами, матушка, этот призыв почувствовали?
- У меня было на монашество благословение духовника, насельника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Серафима (Шинкарева). «Духовник над духовниками» - так назвал его Патриарх Алексий I. Прожил он 94 года и после того, как пришел в монастырь, 36 лет ни разу не выходил за его пределы. Даже свою родную сестру-монахиню не пошел хоронить за стены Лавры. Он был носитель Святого Духа, несмотря на то, что имел всего три класса церковно-приходской школы. Можно было прийти к нему в келью с вопросом, посидеть там немного и, не задавая его, получить ответ. Батюшка в это время, не переставая, молился.
Моя мама как-то сказала ему: «Я хотела бы, чтобы моя дочь была определена. Чтобы я знала, где она будет». Я тогда училась в медицинском институте, и не имела намерения поступать в монастырь. Отец Серафим ответил: «Она будет монахиней». Мама была женщиной глубоко верующей, жизнь свою закончила схимницей, но она воскликнула: «Это очень одиноко, батюшка». Батюшка возразил: «Вот мне не одиноко, и ей не будет одиноко».
Долго мои родители, особенно мама, не благословляли меня в монастырь. И только через 12 лет с благословения отца Серафима и родителей я попала в Рижский Свято-Троицкий Сергиев монастырь. А оттуда - уже в Преображенскую пустыньку, филиал Рижского монастыря.
Мне было тогда 23 года, и это место пленило меня своей тишиной и молитвенностью. Там все было неземное. Необыкновенным человеком был духовник пустыньки архимандрит Таврион (Батозский). Он 25 лет провел в лагерях, а когда вышел на волю, то понял, что в «мирской» жизни себя уже не представляет. Он дал мне в благословение иерусалимского письма икону Божией Матери «Знамение». Точно такую же икону я получила позже от игумении, когда принимала иноческий постриг.
В это время у меня и появилось желание оставить мир. Помню, я плакала, что мне никогда не поступить в монастырь, потому что требовалось отработать полученное в институте высшее образование. Это был 1969 год, хрущевское время. В итоге десять лет я отработала стоматологом в городе Александрове Владимирской области, куда попала по распределению. Но каждый отпуск я проводила в монастырях.
Спустя три года после окончания института я подала документы в ординатуру института повышения квалификации врачей в Москве. Но духовный отец сказал: «Хватит с тебя, деточка, учиться. Пустое это дело». И через десять дней документы вернулись по почте с припиской: «Вы не прошли по конкурсу потому, что прописаны не в Москве, а в Московской области». Я ведь родом из-под Сергиева Посада.
На самом деле ординатура мне уже была ни к чему: я стала зав.отделением, и практики, причем самой сложной, было уже предостаточно. И вдруг через десять лет присылают мне из института, где я училась, именное направление в ординатуру, а я туда не хочу. Я ведь пока училась, открыто исповедовать свою веру не могла - боялась, что лишат повышенной стипендии или отчислят из института. И очень скорбела, когда слышала евангельские слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов в этом мире грешном и прелюбодейном, того постыжусь и Я, когда приду во славе Своей». Господь дал мне решимость надеть крест и больше никогда его не снимать. Я ходила в монастырь, весь город знал об этом, но ходил ко мне лечиться. А тут Господь словно сказал: иди и свидетельствуй в том месте, где ты училась.
Пошла я к духовнику советоваться насчет ординатуры - думала, он благословит вместо этого в монастырь. А он говорит: «Хорошее это дело, деточка. Иди, учись. А в монастырь тебя вряд ли примут». Я все-таки отправилась в Пюхтицкий монастырь, но слова моего духовника опять сбылись: ответ был отрицательный.
Через два года я успешно закончила ординатуру и мне предложили остаться на кафедре. «Если останешься, веру потеряешь», - сказал духовник. Конечно, отказаться от такого предложения было безумием, но я отказалась и поехала в Рижский монастырь.
Прожила три года в монастыре, а потом меня внезапно направили в Преображенскую пустыньку благочинной. Как же я поеду, думаю, ведь скит сельскохозяйственный, а я зерна от зерна не отличаю! Приехала я туда и первым делом пошла на кладбище. И вспомнила, что 12 лет назад горевала о том, что мне никогда в монастырь не поступить. Вспомнила проповедь отца Тавриона: «Кто положил на сердце свое работать Господу, да не отступит от этой мысли, и в свое время Господь свершит это».
И Господь действительно это совершил. Через 12 лет. Помню, я тогда пришла домой и сказала маме: «Я теперь мясо не буду есть». Родители меня долго не отпускали в монастырь, говорили: «Не для того мы тебя растили, чтобы на старости лет остаться одним». И все-таки отпустили, это произошло на праздник Иверской иконы Божией Матери. Моя мама через несколько лет скончалась в этот же день. Вот такие совпадения. Родители умерли здесь, в Дивеево, и похоронены рядом друг с другом на монастырском кладбище. Перед смертью оба они были пострижены в схиму.

- А потом Священный Синод определил Вам быть игуменией восстанавливающегося Дивеевского монастыря. Как Вы думаете, почему выбор выпал на Вас?
- Не знаю. Может, потому что в пустыньке я была благочинной. Там все было отстроено: священнический дом, гостиница, сестринский корпус. Все налажено, отношения со всеми хорошие. Место это стало для меня родным, и отправиться в другую обитель - это как прыгнуть в воду, не зная броду.
А в Дивеево я была в студенческие годы с папой. Помню заветный чугунок, большую икону преподобного Серафима в доме монахини Евфросинии (Лахтионовой). Нас водили по Канавке, заросшей репейником и бурьяном, мы ездили на источник в Цыгановку, но тогда даже и мысли не возникло, что я здесь когда-то буду еще.
Господь не за что-то, а для чего-то поставил меня игуменией. Чтобы показать Свое могущество в человеческой немощи. И я полностью предалась в руки Божьи.

- Как распознать Божию волю о себе, как соотнести с ней свою волю?
- Мы все - от послушницы до игумении - находимся в послушании. То есть, над каждым из нас есть старшие: просите у них совета - и по вере вашей дастся вам. Мы можем обратиться к правящему архиерею, а миряне - пойти к старцу. Но если ты спрашиваешь совета, то нужно исполнять то, что будет тебе сказано в ответ, а иначе нет смысла спрашивать. Можно также внутри себя задать Господу вопрос, помолиться и получить на него ответ. В экстремальных ситуациях читают три раза «Отче наш» и просят Господа открыть Его волю. Такое тоже возможно.

- В святые места люди часто приезжают в надежде на чудо, жаждут исцеления, помощи в трудных жизненных ситуациях. А как Вы определите это понятие - «чудо»?
- Я считаю чудом преображение человеческой души, которое происходит при соприкосновении со святыней. Например, человек приехал в монастырь на день-два в паломническую поездку или приехал навестить подругу-монахиню - и остался в обители на служение.

- Люди хотят явных чудес. А чудо преображения души человеческой сокрыто от глаз и не для всех явно.
Недавно к нам приезжал посол из Франции. Что его привело сюда, за тридевять земель, в Дивеево? Он хотел непременно побывать у мощей батюшки Серафима. Мы с ним встретились, и он рассказал, что крестился десять лет назад после посещения Афона. То есть, произошла встреча со святыней, коснулась души человеческой благодать Святого Духа - и эта душа преобразилась, стала все воспринимать по-другому. Душа получила дар веры. В Святом Писании сказано, что если будет у нас веры с горчичное зерно, то сможем мы горы переставлять.
Очень часто люди приходят к вере в экстремальных условиях. Например, человек безнадежно заболевает, и он, как к последней соломинке, обращается к Богу. Но когда человек получает укрепление в вере или исцеление, то его уже ничем не свернешь с этого пути - он становится глубоко верующим человеком. Бывает такая глубина веры, какая была, например, у Марии Египетской, и тогда человек, даже не приезжая в монастырь из-за дальности дороги, присылает платочек и просит приложить к мощам преподобного Серафима, а через некоторое время пишет нам, что получил исцеление от застарелого, мучившего его недуга.

- Матушка Сергия, перед Вами проходят судьбы разных людей. Как меняется их жизнь после встречи с Богом?
- Когда-то в Рижскую пустыньку, где я была благочинной, пришла молодая женщина - в брюках, в кофточке распашонкой. После экскурсии подходит ко мне и говорит: «Мать Сергия, вот Бог мне дает все, чего я только ни попрошу: дочь у меня растет, муж - моряк дальнего плавания. Захотела я - поступила учиться, захотела - отец подарил мне машину». Я ей говорю: «Господь, может быть, вам все авансом дает. Вам нужно познать Его волю - что хочет Он, а не что вы хотите. И жить надо по-евангельски: если с мужем не венчаны, то надо повенчаться, соблюдать посты, ходить в храм, приступать к таинствам». «Да, - говорит, - мы не венчаны и постов не соблюдаем, но чувство благоговения перед Богом и благодарности за все у меня есть».
Она предложила мужу повенчаться, а он не хочет. Это были 70-е годы, и он боялся, что его с дальних морских рейсов снимут, если о венчании узнают. Жена купила кольца, стала ходить в храм, соблюдать посты. Повесила кольца на гвоздик за икону и молится Божьей Матери, чтобы Она все устроила. Приплывает муж из очередного рейса и говорит: «Ладно, Светка, пойдем венчаться»!
Приходит она ко мне опять и рассказывает, что ее родители и сестра ничего о Боге слышать не хотят. Вскоре ее сестра Раиса заболела рассеянным склерозом и оказалась полностью обездвиженной. Все друзья от нее сразу отошли, муж оставил. Только мать за ней ухаживала, но ее силы были уже на исходе. Тогда Света попросила разрешения привезти сестру к нам в пустыньку, чтобы кто-то из сестер за ней поухаживал, пока мать немного отдохнет. Стали сестры опекать Раису, стали учить молиться. Через три недели приезжает мать и спрашивает: «Как тебе здесь»? А она отвечает: «Мне так хорошо, как никогда в жизни не было. Можно я здесь останусь?». А у нее пролежни, она не может руку поднять - полностью парализована. Мать заплакала. Раиса осталась в монастыре, прожила еще полтора года и была похоронена на монастырском кладбище, что является особой честью, а мать ее пришла к вере. Вот так все промыслительно получилось.
После этого я говорю Свете: «Осталось теперь твоего отца к вере привести». «Что Вы, матушка, это невозможно». Тем не менее, отца перед смертью соборовали и причастили.
Но самое интересное, что муж Светы уже давно не моряк, а протоиерей Сергий. Они часто они бывают у нас.

- Жизнь монашеская немыслима без чтения святых отцов. Кто из них Вам ближе, матушка Сергия?
- Я очень люблю Иоанна Лествичника и Игнатия Брянчанинова. Когда мне было 16 лет, я прочла первый раз «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника и плакала на каждой странице, потому что до этого была в полной уверенности, что живу правильно. И вдруг увидела свое абсолютнейшее несовершенство. Думаю, что именно Иоанн Лествичник призвал меня в монашество. А вообще, ничего случайного в жизни не бывает. Ты прочел когда-то книгу, душа прилепилась к этому святому, а потом ты получаешь от него «знаки внимания», как я их называю. Например, тебе кто-то дарит иконку, маслице от этого святого, как благословение. Если ты молишься какому-то святому, он тоже тебе может посылать «знаки внимания», не говоря уже о Самом Господе.



"А сам батюшка Серафим говорил про нашу обитель: «Счастлив тот, кто пробудет у убогого Серафима в Дивееве от утра до утра, ибо Матерь Божия каждые сутки посещает это место»..."

- Что бы Вы могли посоветовать читателям журнала «Нескучный сад» и вообще всем православным?
- Помнить слова преподобного Серафима Саровского: тем, кто в миру живет, достаточно читать его правило трижды в день - три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево радуйся», один раз «Символ веры». Это как лекарство, которое должно приниматься по одной столовой ложке три раза в день.
У преподобного Иоанна Лествичника есть замечательные слова: «Бей ратников силой Иисусовой». То есть надо не планировать, что купить или как построить, а предавать все в руки Божии.
Я, например, будучи игуменией, познала сильнейшую свою немощь, и в этой немощи мне открылась сила Божия. Вот один из примеров. У нас в том месте, где находится святая Канавка, проходила канализация. Я не представляла, как можно решить проблему с переносом канализации в другое место, но душа болела, поскольку происходило осквернение святыни. В 1992 году нам сделали проект выведения канализационных сетей из Канавки, но на этом все и закончилось. Прошло какое-то время - и вдруг появляется человек, протягивает мне пять тысяч долларов и говорит: «Матушка, я хочу, чтобы эти деньги пошли на освобождение Канавки от канализации». И вот, за полтора месяца по тому самому проекту канализация наконец была выведена с территории Канавки.
Так что Господь все устроит, если мы будем осознавать свою немощь и если будем к Нему обращаться за помощью. Как говорил батюшка Серафим: «Я здесь ни единого камушка не переставил без воли Царицы Небесной». Так что основа монашества, его фундамент - это отсечение своей воли. А если делаешь наоборот, то Господь вразумляет.
Господь нам, с нашим высокоумным горделивым рассуждением на каждом шагу устраивает проверки, и мы все получаем двойки. Господь зла не творит, но иногда попускает его для нашего же блага. Не зря в Священном Писании сказано: «Не противьтесь злу». Для нас «непротивление», конечно, - небывалая высота, на самом же деле, это тот уровень христианина, которого мы просто не можем достигнуть. Не всякий может ударившему его в правую щеку, подставить и левую. Это говорит о том, что у нас не хватает веры.
Даже святые Апостолы просили: «Господи, умножь в нас веру»! А что мы можем без помощи Божией в нынешней обстановке, когда кругом разбросаны соблазны мира века сего? Что нам нужно просить у Господа? Одного - укрепления веры. Господь очень близко, и Он о каждом промышляет, хотя нам это сложно понять. А просить нужно со смирением - так, как просил прокаженный: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». И Господь тут же простер руку и сказал: «Хочу, очистись». А мы-то не просим, мы требуем, чтобы Господь устроил так, как мы хотим. Ничего хорошего из такой молитвы не выйдет. Мой духовник говорил так: «Деточка, проси, у Бога, чтобы Он дал только то, что полезно для твоей души».

Версия для печати

Тэги: Монашество  Монастырь 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.