Есть знаменитая фраза Короленко: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Разве это не так? «Слова эти звучат красиво, но я не уверен в том, что тут есть вся правда о природе человека», — считает психолог Михаил Завалов.
Культ позитивных эмоций
Нужно ли нам стремиться к счастью? Ответ на этот вопрос зависит от того, что я под этим словом понимаю. Обычное чувство счастья во многом зависит от стабильного благополучия. «У меня все хорошо, мне хватает денег на ближайшее время, я вкусно поел, вокруг меня приятные люди, меня не терзают невзгоды» — вот счастье. Среди прочего, это отсутствие сильных негативных эмоций. Да, мы все стремимся к такому состоянию, и в нем нет ничего плохого. Только я подозреваю, что это не вся картина, не все, что нужно человеку для полноты жизни.
Порой врачи дают пациентам благие советы вроде: «Главное: не надо расстраиваться. Избегайте всякого негатива. Вам жизненно необходима диета положительных эмоций». Я опасаюсь, что подавляющее большинство людей не следует этим рекомендациям. Иначе им было бы нужно не следить за новостями, выставить из дома ближних или изолироваться в отдельной комнате. Отказаться от негативных эмоций можно только ценой отказа от значительной части жизни, потому что жизнь пестра.
Более того, как показывают исследования, негативные переживания обладают куда большей силой, чем позитивные. Грубо говоря, если один раз меня обругал начальник, меня мало утешит тот факт, что ранее он десять раз меня похвалил: негатив перевесит. Мы так устроены – и, быть может, не напрасно, а потому, что негативные эмоции нам нужны. Прежде всего, это индикатор проблемы – сигнал «что-то не так». И они же, вызывая дискомфорт, настойчиво вынуждают нас меняться. На положительных эмоциях мы зацикливаемся, стремясь сохранить статус-кво. Только отрицательные чувства толкают нас на поиск нового: заставляют поменять работу, объясниться с другом или задаться вопросом о том, как я понимаю жизнь. Похоже, без негативных эмоций человек просто не может расти. Хотя это трудно понять в мире дешевого оптимизма.
По статистике в США на первом месте среди всех прописываемых лекарств составляют антидепрессанты, которые принимают 11% людей от 12 лет и старше. Я не сомневаюсь в том, что в некоторых случаях эти лекарства нужны, но подозреваю, что многие люди глотают их, чтобы поддерживать чувство счастья, ничего не меняя в жизни. Как бы там ни было, антидепрессанты – хороший символ умонастроения эпохи. Существует культ счастья – и не только в Америке, — который становится мощным мотиватором поведения и организует всю жизнь. Хорошо зарабатывай (без этого условия никак нельзя, тем более что тут важное место занимает особое счастье шопинга), заботься о здоровье тела (диеты и фитнес), получай радости секса, а если все это не веселит – прими антидепрессант и не парься. На мой вкус, такой культ счастья слишком похож на наркотик.
Счастье за глухим забором
Счастье статично, оно слишком зависит от внешних событий — и потому носит временный характер по самой своей природе. Такое «счастье» во многом строится на страхе потери. «Только бы все было не хуже, чем вчера». Это как привычка к комфорту – жить в определенной зоне и не высовываться или пытаться не обращать внимания на то, что вокруг. Так, богатые люди у нас строят высокие и глухие заборы и стараются не спускаться в метро и жить в особой среде, окруженной охранниками, не замечая окружающих. Такое счастье за забором возможно только ценой потери: нужно изолировать себя от мирового зла, от половины своих переживаний, от дурных воспоминаний и неприятных людей – и конечно, никогда не думать о смерти.
Кроме того, даже при полном внешнем благополучии у живых людей неизбежны кризисы – хотя бы кризис скуки и бессмысленности. Хотя никто не назовет кризис счастьем, это свойство всего, что живет и развивается. Мы так устроены: без кризисов не происходит обновления. Попытка удержать все, «как было вчера», обречена на неудачу. Это особенно заметно в отношениях между людьми.Скажем, если я попытаюсь навсегда законсервировать первое чувство влюбленности, мне неизбежно придется констатировать, что оно кончилось. Это программирует крах отношений и тормозит их развитие.
Такое «счастье» слишком похоже на бегство, а потому его недостаточно. Это не полнота жизни. Тут нет места для приключений, смелости, риска и готовности нести потери. Тут нет открытости миру и даже нет желания делиться – если я отдам часть своих благ другим, мне «счастья» останется меньше. И потому смею думать, что предназначение человека лучше описывает другой термин. Это то, что не так сильно зависит от внешних событий и не предполагает закрытости и строительства заборов; это то, что ближе к полноте жизни. Это называется словом «радость» — не как эмоция (иначе слова апостола Павла «всегда радуйтесь» были бы бессмыслицей, потому что чувства всегда мимолетны), а как позиция. Радость ближе к стрессу, чем к блаженству после обеда, это вызов, свобода и движение. Радость не бывает «точно такой же, как вчера», она всегда новая. Бывает «старая печаль» или «привычная скорбь» — но не радость, в которой есть новизна жизни. Даже большая жертва может приносить человеку радость, хотя вряд ли она приносит «счастье».
Радость посреди боли
Больше двадцати лет я встречаюсь с умственно отсталыми людьми. В них самих и в их семьях всегда живет великая боль. Когда-то родители с нетерпением ожидали ребенка, а потом открыли, что он не такой. Врачи настойчиво предлагали его «оставить» — чтобы он не мешал счастью родителей. Затем многих матерей, не отказавшихся от особого ребенка, оставили мужья. С этим ребенком тебе нигде не рады: от детской площадки до музея, кафе или (нередко) храма. Только глупец скажет: как здорово, что на свет появляются, скажем, дети с синдромом Дауна. Но, общаясь с такими людьми, ты делаешь удивительное открытие: они способны приносить особую радость. И ты начинаешь понимать, что боль и радость могут существовать вместе, даже одновременно. Они не исключают друг друга, хотя многим кажется, что это не так, что тут есть только «или-или». Но это не так. Скажем, я не раз встречал людей, которые способны шутить на похоронах близкого. Не из попытки отстраниться от трагедии, не из цинизма и не из дурного христианского оптимизма (типа «смерти нет»), а потому что нормальный человек переживает все вместе и знает, что при подлинной скорби не обязательно надевать траурное выражение лица, в котором больше социальных «правил хорошего тона», чем правды.
И затем можно понять еще один, даже более удивительный секрет: именно открытость к боли открывает тебя и для радости. Так и память о смерти может не убивать, а обострять радость от встреч, книг и событий жизни – именно потому, что они могут оказаться последними. А общение с бедными, которым уже нечего терять, парадоксальным образом учит радоваться жизни. Тут чем больше страдания, тем больше утешения. И наоборот – попытайся исключить из восприятия полюс скорби и тьмы — и там останется слишком мало места для радости на фоне бегства от всего плохого и заботы «как бы чего не случилось».
Загадка радости
Вот как я понимаю христианскую психологию полноты жизни за пределами оптимизма и пессимизма: нужно больше переживать оба полюса – и боли, и радости. Если я не боюсь терять и не хочу защищаться от неприятного, я в большей мере доступен и радости тоже. Отчасти это понятно: настоящий свет сияет ярче на фоне мрака. Наша жизнь, извне и изнутри, неизбежно несет с собой боль. В конце концов, мы живем в несовершенном мире, где много зла – в том числе в нас самих. И можно не бояться смотреть на зло вокруг себя и в себе, а одновременно видеть больше проблесков Царства уже сейчас. Свет важнее мрака, но на его фоне мрак становится вопиюще черным, однако и свет во тьме сияет ярче. А зацикленность на «счастье» — это попытка создать нечто серое и среднее. Радость — это не дешевый оптимизм с вечно приклеенным ко рту «смайликом», это и не мрачный мазохизм с культом страдания ради страдания, но нечто третье. Смею думать, это ближе к вере в Воскресение, на пути которого стоит Крест.
И конечно, даже если теоретически это звучит красиво, на практике это не дешевая радость: в нее входит согласие терпеть боль. Но она прекраснее, надежнее и больше «счастья».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Как не бояться старости Каждый раз, преодолевая очередную круглую цифру, мы страшимся: а что там дальше — после 50, 60, 70? Иной раз кажется — там только болезни, бессилие и одиночество. Есть ли в старости что-то хорошее? Можно ли подготовиться к ней? Как с ней справляться?
Деньги и счастье Почему человек так зависим от денег? И бедным, и богатым их всегда не хватает. Как научиться довольствоваться тем количеством, которое есть? Размышляет клирик храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий ПОТОКИН
Какие блага дарит благодарность? Похоже, нам гораздо естественнее считать, что судьба перед нами в долгу, чем испытывать благодарность за то, что имеем. Я никогда не встречал молодых людей, довольных своей внешностью. Или, за исключением одной пенсионерки, не видел тех, кто бы искренне говорил: «Я получаю достаточно денег». Благодарность мы испытываем разве что в тот момент, когда ожидаемое бедствие проходит мимо. Почему так?
Влюбленность: Универсальный аванс Ко дню всех влюбленных мы продолжаем попытки разобраться, что же такое влюбленность. На этот раз на наш вопрос отвечает известный библеист, переводчик и православный публицист Андрей Десницкий
О двух путях О предательстве Иуды, о непостижимости судеб Божиих, о том как грешники становятся праведниками и как призванные к святости нисходят во глубину ада сказал в своей проповеди на Литургии Преждеосвященных Даров в больничном храме, в Великую среду епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
От влюбленности к любви Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться». На Красную горку на этот вопрос отвечает протоиерей Игорь ГАГАРИН, автор книги «Любить, а не искать любви»
Любить с широко открытыми глазами Елена САНАЕВА -- яркая актриса. Сразу вспоминается ее Лиса Алиса из «Приключений Буратино…». Но она предпочла другую главную роль -- супруги Ролана Быкова. Намеренно ушла в его тень, чтобы быть любящей женой и товарищем в работе. А в последние его годы, когда он тяжело болел, стала самой главной его опорой. После его смерти все свои силы направила на сохранение и публикацию наследия мужа. В таких примерах единомысленного и верного супружества будто приоткрывается завеса над тайной слов апостола: «И будут два в плоть едину»
Не надо бояться многодетности Всем ли по силам многодетность в малогабаритных городских квартирах? Почему многодетной семье бывает иногда проще с усыновленными детьми, чем бездетной паре? Кто и как будет поддерживать многодетные семьи? Отвечает настоятель храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
Тайна счастливых семей Собирались как-то батюшки в одном большом московском храме, чтобы обсудить устройство приходской жизни. Говорили о том, что основой прихода должны быть счастливые семьи. И стали вспоминать, сколько таких благополучных семей есть в их приходе, где каждое воскресенье причащается несколько сотен человек. И знаете, сколько насчитали счастливых семей? Хватило пальцев одной руки. Почему так? Рассуждает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.
Протоиерей Артемий Владимиров: как шутили святые Над чем смеялись святые Григорий Богослов, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник, и где грань, за которой шутить нельзя, рассказывает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, настоятель храма Всех святых в Красном селе
Смех – не грех Есть ли ограничение на шутки в пост, как не осуждать и не обижать шуткой, что значит «посмеяться над бесами» – протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, настоятель храма Всех святых в Красном селе, продолжает размышлять о православном юморе и рассказывает свой любимый анекдот про ласточку
Столичные градоначальники и Церковь: от начала ХХ века до Великой Отечественной войны Накануне выборов мэра Москвы продолжаем вспоминать, как относились к Церкви московские градоначальники. В этой части рассказ о великом князе Сергее Александровиче, Владимире Джунковском, трагических событиях 1917 г., о новых хозяевах Москвы, большевистских деятелях Викторе Ногине, Льве Каменеве и Николае Булганине
Ирина РАТУШИНСКАЯ: «К моменту ареста я уже понимала, как опасно сломаться» В уже застойные восьмидесятые ее посадили за пять аполитичных стихотворений. За ее освобождение ходатайствовали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Потом ее лишили советского гражданства, но в Лондоне она стала духовным чадом владыки Антония Сурожского. А сейчас с мужем и детьми она, «не пиарясь», живет в Москве, пишет стихи и прозу. Ирина РАТУШИНСКАЯ — в интервью «НС» о том, чему можно научиться в мордовских лагерях и как владыка Антоний научил ее детей слышать ангелов
День защитника отечества: есть ли в православных рыцарское начало? Мне не хватает в православной проповеди об идеалах, о том, какими должны быть православные, – мужчины-рыцаря. Есть глава, хозяин, кормилец, но нет рыцаря, и нет рыцарства. Для меня оно предполагает не только защиту, но и вдохновение. Мужчины – женщиной. Как в Дон-Кихоте
Лекарство от православного неофитства Психотерапевт, писатель Ирвин Ялом ничего не писал о Православии. Но у него есть книга — художественная — в которой просто и в тоже время достаточно глубоко обсуждаются важные темы современности, так или иначе отраженные в нынешней церковной жизни, а может быть именно в ней отраженные с особой актуальностью. Называется книга «Шопенгауэр, как лекарство»
Григорий Распутин: «оклеветанный старец»? В 2012 году на экраны выходит российско-французский фильм о Распутине с Жераром Депардье в главной роли. За сто лет, прошедшие со дня смерти «старца», его образ претерпел кардинальные изменения. Тот, кого в 1912 году выставляли «мистическим распутником», сегодня изображается человеком драматической судьбы, а подчас и вовсе святым. Какой же из образов ближе к истине?
Как полюбить людей: первые шаги для чайников Бывает так: стоишь в метро и видишь вокруг себя одни только унылые и серые без просвета лица. Они скучны, всегда чем-то недовольны и лишены благообразия. Да, можно восхищаться удивительными словами апостола Павла о любви, но сама мысль о том, что можно любить этих окружающих тебя людей, кажется верхом абсурда. Или нет?
Влюбленность – это кризис! 14 февраля – день всех влюбленных. Церковь очень мало говорит о влюбленности, у святых отцов про это практически ничего не написано, а мнение некоторых современных духовников иногда звучит слишком категорично: «Влюбилась — кайся!» Что же это такое — влюбленность? Страсть, грех, с которыми нужно бороться, или Божий дар, который есть первая ступенька на пути к любви?
Любовь не ищет своего Семья – живой организм, и у нее тоже случаются болезни. Распространенная болезнь, которой болеют всей семьей, — созависимость. И не только в семьях, где есть алкоголики и наркоманы, но и там, где люди контролируют друг друга, «мучаются» друг с другом, принудительно опекают ближних, забывая о себе и страдая от неблагодарности. Кажется, это ведь просто любовь, просто забота — хотя и такая своеобразная?
Православный интернет и его обитатели: Анна Данилова Сайт «Православие и мир» — один из самых популярных и посещаемых во всем православном сегменте. При этом делается он очень небольшим ресурсом: деньги — практически только те, что пожертвуют читатели, постоянных сотрудников всего три человека. Но, наверное, для существования и мощного развития этого интернет-портала вполне хватает личностного ресурса: ведь главный редактор — молодая женщина — работает по 20 часов в сутки
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.