На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Путешествие на родину императора Константина


Версия для печати
03.06.13, 07:14

В этом городе родился и правил император Константин Великий. Здесь жил в ссылке святитель Афанасий Александрийский и родился Амвросий Медиоланский. Здесь хранится одна из величайших святынь христианства — Хитон Господень. Здесь пострадали тысячи мучеников. Город, в котором была решена судьба христианства — не Рим и не Константинополь, а маленький немецкий Трир.



Северная столица


Мы привыкли, что к христианским святыням надо ехать на Восток. Европа воспринимается постсоветскими россиянами скорее как сказочная страна уюта, комфорта и шопинга, соединенного с осмотром достопримечательностей и перетеканием из кафешки в кафешку. Однако «священные камни Европы» — штамп XIX века — имеют вполне прямое буквальное значение. Стоит лишь немного отклониться от общепринятого туристического маршрута — и эпоха легионеров, императоров, мучеников окружает и завораживает тебя.

Посреди самой что ни на есть буржуазной, глобалистской и бюргерской Европы (час до Люксембурга, три — до Страсбурга), в сельской германской глуши, где, извиваясь, рассекает вулканические холмы река Мозель, среди затянутых туманами лесов Айфеля, пересеченных гладкими шоссе со специальными переходами для оленей и уловителями для неосмотрительно скатившихся со склона ежиков, лежит город, который когда-то чуть не стал Вторым Римом.

Трир — в качестве родины Карла Маркса вызубренный учениками советских немецких спецшкол — еще и родина святого императора Константина. Со времен императора осталось немного: мощные Черные ворота — самые большие из сохранившихся античных ворот в мире, царский дворец-базилика, цирк, термы да мост. Город маленький, холмистый лес подступает близко, и, мысленно добавив к клочьям тумана дымы от костров и полевых кухонь, конское ржание, бряцание доспехов, впечатляешься размахом империи, дотянувшей свою власть с берегов Тибра в эти промозглые места, да и гораздо дальше на север.

Местные жители звались треворами (отсюда и название города). Уже к концу II века Трир был по тогдашним меркам очень большим городом. При Диоклетиане его называли Северным Римом.

Сонная маленькая площадь на холме в стороне от центра. Январский мелкий дождик пропитал сыростью плющ на серых стенах и мох на надгробьях монастырского кладбища. С арки ворот аббатства святого Матфия меланхолично склоняются фигуры епископов, благословляющих город в долине. Мощи епископов, первых трирских святых, лежат здесь же, в крипте храма.

Епископская кафедра в Трире — самая древняя в Северной Европе, она датируется 250 годом. Первые святители Трира — святой Евхарий и святой Валерий, пришли сюда проповедовать Христа по благословению апостола Петра, явившегося им во сне. Поначалу дело шло трудно, но потом образовалась весьма многочисленная община, за 35-40 лет перед диоклетиановыми гонениями в Трире выросло целое поколение первых христиан. Когда к власти приходит Диоклетиан, их ждет мученичество.


Вид на Черные ворота

Аббатство святого Матфия

С арки ворот аббатства святого Матфия меланхолично склоняются фигуры епископов, благословляющих город в долине

«Мы христиане, но не изменники!»


На зеленой лужайке перед церковью Святого Павлина на Тебеершрассе — каменный кельтский крест. Лужайка — все, что осталось от местного Марсова поля, места учений, парадов и торжественной присяги легионов на верность императору. Когда пришло время выбирать между императором и верностью Христу, тут пролилась мученическая кровь.

Диоклетиан был талантливый администратор, политик и реформатор. Именно как ответственный руководитель он и попытался «системно решить проблему христиан». Ведь христиане проявляли демонстративную нелояльность, явный и опасный экстремизм: отказывались воздать императору божеские почести. Заручившись согласием государственного совета, император издает ряд все более и более жестких эдиктов против христиан и наконец предлагает им на выбор: принести жертву изображению императора или умереть. Гонения, разумеется, начинаются с армии.

Войско, стоявшее в Германии по берегам Рейна и Мозеля, было тогда фактически христианским — сюда в конце III века передислоцируется легион из египетских Фив, состоявший их христиан-коптов. В момент выхода эдикта часть Фивейского легиона — около 3 тысяч человек — находилась на границе Швейцарии и Германии. Только что здесь границу прорвали варвары, легион ведет тяжелые сражения и побеждает.

И вот к воинам, только что вышедшим с победой из боев, приходит судебный отряд и сообщает указ императора. Нужно пройти через формальную процедуру — подтвердить верность религии отцов. Всего-то вылить бокал вина и высыпать несколько зерен на жертвенник. Тот, кто не хотел принести жертву, объявлялся изменником Риму. А это не просто смерть — бесчестье для солдата.

Командир легиона Маврикий пытается спорить: к чему новая демонстрация лояльности, когда его воины только что подтвердили верность императору своей кровью? Но судья стоит на своем. Тогда Маврикий складывает оружие: «Мы христиане, но не изменники!» — и предается палачам. Это трудно представить: ведь легион мог оказать очень серьезное сопротивление! Упрямцев еще пытались уговаривать. Потом казнили каждого десятого — не сработало. Еще одна децимация, и наконец, добив оставшихся, карательный отряд отправляется по гарнизонам из Швейцарии на север, пока не достигает Трира.

Было уже понятно, что с остатками легиона будут проблемы. Легион построили на Марсовом поле и потребовали подтвердить верность присяге языческой жертвой. Христиане отказываются, и снова начинаются казни. Как римских граждан, легионеров казнили мечом, тела грузили на повозки, везли к реке и сбрасывали в воду. Кровь текла рекой, так что вода в Мозеле покраснела. Вслед за военными стали проверять гражданских, казни продолжались три дня. К ответу призвали буквально всех — среди убитых тогда мучеников было восемь сенаторов от Трира.

Часть мощей святых мучеников уцелевшим христианам удалось выкупить или выловить в реке, их собрали и тайно похоронили на т. н. Северном кладбище. Это место и отмечает каменный крест XII века у церкви Святого Павлина.

Храм Святого Павлина снаружи кажется совсем небольшим и очень скромным. Но как часто бывает в христианстве, содержимое здесь больше внешнего. Сперва, войдя в эту барочную католическую церковь, ахаешь от восторга: она огромная, светло-праздничная, вся устремленная ввысь, летящая. А потом спускаешься в святая святых — подземелье, и там, за узорной решеткой — алтарь, восемь гробниц сенаторов-мучеников, а по стенам — ниши, где за стеклом, украшенные листьями лавра, символом воинской чести и победы, кости и черепа мучеников-легионеров. Разрозненные косточки мощей выложены узорами, напоминающими детские «секретики» — свидетельство чуждой скепсиса, нерассуждающей любви к святыне.

Когда Диоклетиан отрекся от власти, его соправителя Галерия постиг странный недуг — его стали есть черви. Сам он увидел в этом наказание за мучения христиан, в которых особенно усердствовал, и гонения были остановлены, и даже последовал указ, чтобы последователи Христа молились за здоровье императора, но ему это уже не помогло.

Храм Святого Павлина снаружи кажется совсем небольшим и очень скромным

Своды Храма Святого Павлина



Сим победиши: Константин


А потом произошло чудо, повернувшее историю. В Трире была решена судьба христианства.

Для удобства управления огромной империей Диоклетиан установил тетрархию: при каждом из соправителей-императоров, носивших титул августа, состоял правитель-цезарь. Таким цезарем Британии и Галлии, с основной ставкой в Трире, при соправителе Диоклетиана Максимине был отец Константина Великого Констанций Хлор. Возводимого в цезари император-август усыновлял, условием возвышения был развод с прежней женой и брак с одной из дочерей августа. Для Констанция Хлора это означало разлуку с Еленой, матерью его сына. Однако сына правитель официально признал и на смертном одре передал ему власть. Константина поддержали легионы. Типичный римлянин: среднего роста, крепко сбитый, с детства в седле, он отлично знал жизнь солдат и был близок им. Шел 306 год, Константину в это время было 34. Гонения на христиан в Трире сразу же прекращаются — ведь мать Константина Елена уже была христианкой.

Через шесть лет, в 312-м, интересы Константина сталкиваются с интересами императора Максенция, правящего в Риме, и он решает вступить в борьбу. Язычник Константин приносит жертвы богам и обращается к оракулам — те предсказывают плохой исход авантюры. Но Константин все же решается на поход и с галльскими легионами Трира отправляется на Рим.

Именно там, под Римом, в решающую ночь перед сражением Константин видит сон: он слышит голос, голос говорит ему, что нужно на щитах и шлемах его легионеров начертать крест: «Сим победиши». Наутро Константин отдает такой приказ — и побеждает. Эта победа изменяет не только судьбу империи, но и всей европейской цивилизации.

Константин становится правителем всей Западной части империи, а после того, как в 313 году побеждает восточного соправителя Лисия, — единовластным императором. И в этом же году свои знаменитым Миланским эдиктом он объявляет амнистию христианства: отныне христиане становятся равноправными и не подвергаются гонениям, христианство признано официально. Жители Трира до сих пор досадуют, что эдикт назван Миланским (он был обнародован в Милане на свадьбе сестры Константина), хотя готовился этот эпохальный документ здесь, в Трире.

Что было потом: настоящий реформатор, Константин стремится основать новую столицу, долго выбирает для нее место, колеблясь между Авиньоном и своей вотчиной Триром, пока, наконец, не основывает в 330 году на Босфоре Константинополь. Трир постепенно уходит в тень, теряет былую славу и к нашему времени становится тихим провинциальным городком. Вот разве что Черные ворота — знаменитые Порта Нигра из почерневшего от копоти и времени известняка, видевшие и триумф Константина, и много чего еще, — теперь красуются во всех учебниках истории и архитектуры.

Черные ворота - вход в римскую крепость 2 века нашей эры

Город святой Елены и митрополит Никодим


На центральной площади Трира уютно даже дождливым зимним днем: четырехэтажные желтые, розовые и палевые домики теснятся один к другому, с переливами бьют часы на ратуше, даже островки грязного подтаявшего снега не портят сказочную картинку. Сказка эта родная, христианская: на колонне посреди площади крест, в медальоне креста — Агнец. С угла над площадью нависает мрачноватый серый собор в тяжеловесном романском стиле. Это самая первая христианская церковь в городе и одна из первых в мире. Землю для нее подарила сама царица Елена (по другой версии, царица просто уступила общине часть своего дворца).

Здесь собирается христианская община и сюда, как указывает трирская летопись XII века, святая Елена привозит из Иерусалима часть Хитона Господня. Христиане Святой земли встречали царицу с ликованием. Власть, которая только что систематически и по всей империи истребляла верных, не только прекращает гонения и дает им полную свободу, но и сама становится христианской — иначе как чудо это не воспринималось, и для Елены открывались все хранимые в тайне реликвии. В том числе христиане Иерусалима передали святой царице и часть Хитона, который достался воинам у Креста Спасителя. По преданию, в Трире пребывает часть того самого несшитого, а цельнотканого Хитона, о котором воины, охранявшие Крест, бросали жребий (см. Ин. 19: 23-24).

Позднее, чтобы сохранить святыню, ее со всех сторон обшивают футляром из шерстяной ткани в виде рубахи. До 1512 года Хитон хранился в соборе в закрытом ковчеге (а во времена войн и смут даже замуровывался в стенах церкви). Но когда сторонники Реформации, уже бушевавшей в Европе, стали подвергать сомнению и оскорблять церковные реликвии, тогдашний император Максимилиан настаивает на том, чтобы для посрамления протестантов Хитон был открыт и ему было совершено поклонение. Об этом общеевропейском событии 500-летней давности есть своего рода репортаж очевидца: гравюра Альбрехта Дюрера «Поклонение императора Максимилиана святому Хитону».

А самое яркое современное свидетельство о поклонении Хитону, как это ни странно, связано с Россией и Русской Церковью. По крайней мере, самое яркое для местных жителей, привыкших, что на святыню следует смотреть издалека (а иногда достаточно и просто знать, что она хранится где-то здесь в храме, не видимая никем из прихожан). Связано оно с фигурой митрополита Никодима (Ротова), который посетил Германию в 1973 году в качестве главы тогдашнего Отдела внешних церковных сношений Русской Церкви. Узнав, что в Трире хранится Хитон Господень, митрополит Никодим попросил открыть святыню, чтобы поклониться ей. Хранители были в затруднении: с одной стороны, Хитон не принято открывать чаще чем раз в столетие, с другой — как отказать такому высокому гостю? Тем более Русская Церковь переживает гонение! Думали два дня и наконец придумали. Раз в год Хитон осматривают специалисты-реставраторы, и вот пусть русский епископ заходит в собор, а тут как раз как бы случайно Хитон осматривают ученые — никому не обидно! Хранитель Хитона профессор Франц Рониг до сих пор вспоминает, как в назначенный день митрополит Никодим с шестью спутниками пришел в часовню Хитона, русские торжественно пропели тропарь Кресту… «И тут, — восклицает хранитель, — митрополит как бросится к Хитону, схватил его руками, прижал ткань к лицу и стал целовать! Мы чуть не умерли!»

И надо признать, что, если бы не русские паломники, всенепременно стремящиеся осязать и облобызать святыню, многие христианские реликвии Европы были бы доступны верующим, в том числе и католикам, гораздо реже. По свидетельству сотрудников Православного паломнического центра апостола Фомы, основанного в Трире выходцами из России, именно настойчивое стремление русских молиться у порою подзабытых самими католиками мощей: царицы Елены в Париже, мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии в Эшо, главы пророка и Крестителя Господня Иоанна в Амьене — сделало эти святыни более почитаемыми и в местной католической общине. Но это уже совсем другая история…

В подземной церкви Собора святого Петра находится глава святой царицы Елены



В центре собора святого Петра, в особой часовне за алтарем, хранится Хитон Господень

В крипте церкви аббатства святого Матфия находятся гробницы первых епископов Трира святителей Евхария и Валерия



Святыни Трира

Собор Святого Петра. В центре храма, в особой часовне за алтарем, хранится Хитон Господень. Из храма виден укрепленный высоко в часовне Хитона крест, который находится прямо над ковчегом со святыней, которая в обычное время скрыта от глаз посетителей (что не редкость для католических церквей). Ковчег из красного дерева окован серебром и запечатан печатью епископа, который один имеет право его открывать.

В подземной церкви собора находится глава святой царицы Елены. Долгое время на родине святой царицы ее мощей не было! Умерла св. Елена, скорее всего, именно здесь, но ее мощи были перенесены в Рим. В VIII веке значительная их часть оказалась во Франции. Наконец на рубеже XIV-XV веков по просьбе Трирского епископа часть мощей - глава - была передана городу. Для главы был сделан ковчег в форме того византийского собора, который здесь был первоначально. Скульптурным изображением св. Елены ковчег был украшен уже в XX веке, в руках у святой царицы гвозди от Креста Христова. Святыня открывается один раз в году, 18 августа. Иногда, по просьбе Православного паломнического центра св. Фомы, расположенного здесь же, в Трире, 3 июня, в день памяти св. Елены по православному календарю, в крипте служится литургия и главу также открывают.

Аббатство святого Матфия. В этом бенедиктинском монастыре хранятся привезенные царицей Еленой из ее паломничества в Святую землю мощи апостола Матфия, избранного по Вознесении Спасителя на место Иуды Искариота, В крипте церкви — гробницы первых епископов Трира святителей Евхария и Валерия, а также, в золоченом ковчеге под стеклом, мощи (кости) святого Матерна, третьего епископа Трира.

Храм Святого Павлина. Назван в честь святого Павлина — этот святой IV века был учеником святителя Афанасия Великого, борца с ересью арианства. В 358 году Павлин стал епископом Трира и в этом же году был смещен арианами и убит. В центральном алтаре храма хранятся мощи св. Павлина (глава). В крипте церкви — мощи Трирских мучеников: воинов Фивейского легиона и восьми сенаторов.

2012 год: Высокое паломничество к Хитону Господню


Трирский Хитон — это святыня Страстей Господних. К ней, как и к Туринской Плащанице, несколько раз в сто лет, совершается Высокое паломничество — когда Хитон открывают для поклонения, и можно не только молиться, но видеть святыню. В 1810 году перед святыней молилось 200 тысяч паломников, в 1844 году — больше миллиона, а в 1933 году — больше двух миллионов человек. Последний раз ее открывали в 1996 году. В 1891 году исследованием Хитона занимался профессор Виллемс. Опытные специалисты изучали его также в семидесятых годах прошлого столетия. По словам хранителя Хитона профессора Франца Ронига, исследовать самую древнюю часть святыни, плотно обшитую в естественный тканый ковчег, очень трудно. Весной 2012 года, в честь 500-летия первого общенародного поклонения Хитону, Высокое паломничество объявлено вновь. Ожидается более миллиона верующих с разных концов мира.
Организацией паломничества для российских верующих занимается Паломнический центр апостола Фомы в Европе (St. Thomas - TdF" GmbH)
Тел: +49 6502 30 96
Факс: + 49 6502 30 96
+ 49 176 621 39 404
Сайт: http://thomas-tdf.de
http://palomnik-foma.ru

Перекресток святых


Трир связан с памятью еще нескольких великих святых. Здесь с 335-го по 337 год жил в ссылке святитель Афанасий Великий, борец с ересью арианства. Святитель Афанасий знакомится с префектом Трира и благословляет его новорожденного сына, названного Амвросием. Ребенок вырастет и станет святым Амвросием Медиоланским, епископом Милана. В IV веке город также навещает еще один очень известный святой — святой Мартин Милостивый, или Мартин Турский.

Текст: Юлия ДАНИЛОВА
Фото: Екатерина СТЕПАНОВА

Версия для печати

Тэги: Святые  Святыни  Паломничество 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.