Позицию академика Андрея ВОРОБЬЕВА комментирует диакон Михаил ПЕРШИН, председатель комиссии по духовно-нравственному просвещению и миссионерской работе Всероссийского православного молодежного движения, несколько лет преподающий биоэтику студентам-медикам.
Интервью академика Воробьева -- это не только горькие слова о том, что происходит сейчас в России, но и болевые уколы в нашу христианскую совесть. Поэтому первая моя реакция -- благодарность.
Надо бередить раны -- пусть они болят: только в этом случае мы начнем их лечить. Надо задавать неудобные вопросы -- иначе атрофируется умение на них отвечать.
Соглашусь, что Церковь не все сказала, что могла бы сказать, о действиях властей. Приведу только одну цитату, которую редко вспоминают в наши дни: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5, 4).
Но когда Патриарх все же поднимает эти «неудобные» вопросы (практически в каждом выступлении), именно эти суждения почему-то «забывают» процитировать средства массовой информации. Так произошло, например, с освещением в СМИ деятельности XI Всемирного русского народного собора (март 2007 года).
Уважаемые академики в своем письме отметили только тот факт, что Собор констатировал все возрастающий интерес школьников, учителей и высшей школы в целом к дисциплинам, изъясняющим логику и этику Православия, -- но при этом прошли мимо главной темы этого форума: «Богатство и бедность: исторические вызовы России».
Я могу понять, почему в общероссийских СМИ за редким исключением не упоминались ключевые позиции итогового документа Собора: «Порочный курс на личное обогащение в ущерб интересам государства и народа чужд исторически сложившемуся российскому общественному укладу. Не имеет перспективы и ставка на замену олигархической модели бюрократической системой управления. Обе они не в состоянии решить проблемы коррупции, включая расхищение государственных средств, инфляции, сокращения населения, кризиса социального обеспечения, науки, образования. …Правительство пока не дает понятного ответа на вопрос, почему сегодня средства стабилизационного фонда находятся за рубежом, что ставит Россию в зависимость от уровня политических отношений со странами, где эти средства размещены. В итоге возникает угроза экономического шантажа и потери суверенитета страны».
Но я не могу понять, почему эта тревога о России не была расслышана авторами письма, в числе которых был и уважаемый Андрей Иванович? Казалось бы, полное совпадение позиций -- но… Неужели нужен был только повод обратиться к «городничему» с требованием запретить теологию и основы православной культуры? Знакомились ли составители письма с текстом итогового документа Собора?
Да, не все Церковь говорит вслух, что хотелось бы услышать. Но и в том, что сказано -- очень много общей нашей боли, и хорошо бы всем, разделяющим эту боль, быть вместе. А не то как в притче про веник -- переломают по прутику.
В суждениях уважаемого академика удивляет непоследовательность: все-таки Нагорная проповедь (заповеди, общечеловеческие ценности в формулировке Андрея Ивановича) или ДНК делают нас людьми? Если только ДНК -- тогда какой спрос с генетических марионеток? Если исполнение долга, тогда откуда в мире атомов и генов представления о добре и свободе?
Человек свободен в несвободном мире, значит, и источник этой свободы должен быть внекосмичен и личностен. Вот почему, по мысли Канта, факт свободы человека указывает на бытие Бога. Если Бога нет, тогда все позволено.
Мне кажется, именно здесь заключено то противоречие между нравственной позицией уважаемого академика и его готовностью оправдать преступления набором хромосом. А что делать с остальными преступниками? Тоже все списать на биохимию? Никакая предрасположенность человека к преступлению не отменяет его ответственности за содеянное.
Но Кант не только нашел шестое доказательство бытия Божия, за что в булгаковском романе его предлагал сослать на Соловки Иванушка Бездомный. Именно кантовские формулировки категорического императива легли в основу «Вопросов хирургической деонтологии» Н.Н. Петрова, вышедшей в 1930-е годы в СССР. Кантовские максимы Петров переложил для медиков так:
-- «хирургия для больных, а не больные для хирургии»;
-- «делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека».
Под этим названием -- «деонтология», то есть учение о долге -- кантовский идеализм вошел в практику советской медицины. И поэтому я полностью разделяю убеждение Андрея Ивановича в том, что в России, равно как и в других цивилизованных странах, врачевание -- это прежде всего ответственность. И конечно же, ничего общего с ним не может иметь эвтаназия. Убийство и самоубийство при содействии медперсонала -- вне медицины, это преступление.
Все медицинские знания призваны служить императиву милосердия. Врач исполняет долг -- этим все сказано. Поэтому он должен быть профессионалом. И поэтому он должен быть человеком.
Фашистские врачи испытывали на военнопленных яды, подвергали их переохлаждению, прививали им тиф, сифилис и другие инфекционные заболевания. И все это в «благих целях». Шестьдесят лет назад в конце августа 1947 года 1-й Военный Трибунал США, действующий по договоренности с союзниками и по приказу американской администрации в Германии, вынес приговор по делу этих «медиков».
Нюрнбергский Кодекс -- первый в истории международный «Свод правил о проведении экспериментов на людях», подвел черту под традициями европейской медицины. Еще в начале XX века на Западе на смену христианской морали пришел ценностно-мировоззренческий плюрализм. И как результат отказа от нравственных координат -- фашизм и те выверты в современной жизни Запада, о которых говорит Андрей Иванович.
Вот почему в наши дни нет никаких гарантий, что врач не ошибется, направляя, по Гиппократу, лечение пациента ко благу. Мораль расслоилась: благо для одного не обязательно благо для другого. Скажем, врач полагает, что прерывание беременности -- это лучшее, что можно сделать, если диагностирован синдром Дауна. А мать готова умереть, но дать жизнь своему ребенку, каким бы больным он ни был.
Полагаю, что именовать больного, пусть даже до его рождения, уродом, это первый шаг к оправданию бесчеловечности. Точно также в недавнем прошлом людей делили на расы или классы, чтобы со спокойной душой истреблять «не тех».
К сожалению, уходит в прошлое то глубочайшее доверие к врачу, которое делало его поистине отцом для больного. Для того, чтобы оградить больных от возможного произвола (а врачей -- от исков), и появились правовые ремни безопасности -- Нюренбергский Кодекс, Хельсинская Декларация и целый ряд других международных актов и соглашений.
Высшей ценностью они провозглашают соблюдение прав и достоинства человека, а главным принципом -- информированное согласие, то есть, право пациента получать всю информацию о заболевании и вместе с врачом принимать решение о лечении.
Именно с этих позиций -- прав и достоинства человека -- можно подвергнуть критике суждение уважаемого директора Гематологического института о том, что его пациенты не вправе пригласить священника в палату, чтобы помолиться, исповедоваться, собороваться и причаститься. Такое право у пациента есть, и оно закреплено в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статья 30): «При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения».
Уважаемый академик упрекает священников в том, что они вмешиваются в медицину. Но этот упрек обратим: а допустимо ли врачу, в свою очередь, вмешиваться в церковную жизнь пациентов? Если помимо тела у человека болит душа, может ли врач ее исцелить? Если грехи давят, может ли врач их отпустить? Не может -- тогда пусть следует клятве Гиппократа, в которой есть и такая позиция: не оперируй, если ты терапевт. Делай свое дело и не мешай другим.
Почему священник посещает больных в «спецодежде»? Только потому, что его служение предполагает совершение таинств. До больницы священник может добраться в обычной одежде, но у постели больного он -- при исполнении. Во время исповеди епитрахиль -- это своего рода скальпель и одновременно обезболивающее и ранозаживляющее средство. Никого же не возмущает спецодежда хирурга в операционной. Другое дело, что ничто не мешает священнику поверх своей «спецодежды» надеть белый халат и выполнять все остальные режимные требования администрации.
Андрей Иванович упрекает христиан в том, что они дерзают сметь свое суждение иметь относительно абортов. Но детоубийство -- это не вопрос только веры; в конце концов, верующих не так уж много. Прежде всего, это вопрос нравственного сознания.
Невозможно отрицать тот факт, что при аборте уничтожается не просто сгусток биомассы, а новая уникальная человеческая (ДНК!) жизнь на эмбриональной стадии ее развития. Так что проблема «не убий» встает здесь во всей своей остроте.
О том же свидетельствует нравственное сознание. Как только женщина понимает, что беременна, она осознает себя матерью. А материнство всегда двухсубъектно: это всегда еще и ребенок. И между ними возникают совершенно особые отношения. По чеканной формулировке И.В. Силуяновой, для нравственного сознания как матери, так и всех окружающих людей, этот еще не родившийся малыш становится объектом моральной рефлексии и субъектом моральных прав.
О том же свидетельствует нравственное сознание. Как только женщина понимает, что беременна, она осознает себя матерью. Между нею и ребенком возникают совершенно особые отношения. Косвенным подтверждением тому служит постабортный синдром. Никому и в голову не придет впадать в депрессию после удаления бородавок, папиллом, злокачественных образований и т.п. Вроде бы такие же сгустки биомассы, размеры которых могут быть примерно теми же, что и в случае аборта. Но диаметрально противоположны совестные реакции на удаление опухоли и изничтожение ребенка.
Не стоит забывать и о мощном противоабортном движении. И в то же время что-то не слышно о массовых акциях около парикмахерских, в которых человека тоже лишают части его тела.
Стало быть, аборт -- это не обычная медицинская процедура. Здесь имеет место именно нравственный протест, поскольку речь идет о человеческой жизни, которая превращается в разменную монету пользы, экономии, комфорта и т.д. И в этом отношении аборт ничем не отличается от эвтаназии.
Я готов согласиться с Андреем Ивановичем в том, что при внематочной беременности нет практически никаких шансов выносить ребенка, а угроза жизни женщины крайне высока. И тогда прерывание беременности -- это вынужденная мера. Но это случается редко. В таких случаях верующая женщина не отлучается Церковью от евхаристического общения, хотя и исполняет особое молитвенное правило о погибшем ребенке.
В заключение -- о теологии. Есть ее предмет (иррациональные миры религий) и есть методология (рационализация, логическое осмысление религиозного знания и опыта). Есть научные традиции, которые прервались в России, но сохранились на Западе. Россия участвует в Болонском процессе. И эти соглашения требуют от России признавать статус дипломов по теологии, которые выдают западные вузы. Если мы хотим отдать нашу систему образования на откуп тем дипломированным специалистам, которые будут приезжать в нашу страну из-за рубежа, то лучший способ для этого -- запретить отечественным теологам учиться и защищаться.
И последнее. По точному наблюдению Андрея Ивановича, при всех идейных расхождениях мы остаемся в едином пространстве этики. Если всерьез продумать все следующие отсюда выводы, обнаружится, что у нас гораздо больше точек соприкосновения, чем может показаться на первый взгляд.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Пресс-секретарь РПЦ: Патриарха ознакомят с просьбой о ходатайстве за «Pussy riot» 20 июня, накануне очередных слушаний по делу о «Pussy riot» в интернете появилось открытое письмо к Патриарху, с просьбой ходатайствовать об освобождении участниц хулиганской выходки в храме. Письмо подписали более 300 человек в том числе филолог Александр Кравецкий, телеведущий Александр Архангельский, поэт и публицист Ольга Седакова, библеист Андрей Десницкий.
И вновь продолжается бой! На Чистых прудах состоялся митинг атеистов. 14 июня в Москве на Чистых Прудах состоялся митинг под названием «Атеизм 2011», собравшиеся протестовали против клерикализации общества и «экспансии» РПЦ. Корреспонденты «Нескучного сада» побывали на митинге и пообщались с пришедшими туда атеистами.
А умище-то куда девать: почему верующие оказались глупее атеистов По интернету ходит рассказ о результатах исследования, проведенного в США, согласно которому неверующие люди обладают несколько более высоким интеллектом, чем верующие. Сложно понять, насколько более высоким — но можно предположить довольно правдоподобные объяснения этому, считает публицист Сергей ХУДИЕВ.
Врач = атеист? Зачем Церковь освящает банк? Банк никогда не был другом человека. Это банки устроили дефолт и не вернули людям деньги. <i>Бедным </i>людям. Нечего там делать Церкви. У меня нет противостояния с Церковью. Я вырос в религиозной семье, воспитан в русской культуре, часть которой – Православная Церковь. Но я убежденный атеист. Как врач я не могу не быть атеистом
Религиозные марксисты Мы завершаем дискуссию, начатую интервью с одним из 10 академиков-атеистов, директором Гематологического центра РАМН Андреем Ивановичем ВОРОБЬЕВЫМ комментарием известного церковного проповедника прот.Димитрия СМИРНОВА
Невеселая наука? В полемике христиан с атеистами сказано новое слово Убеждение в том, что дарвинизм не совместим с верой в Бога, свойственно не только атеистам, но и многим христианам, включая и вполне авторитетных. Многим, но не всем. И один из таких редких одиночек, кто, веруя в Единого Создателя, готов не только примириться с выпавшей на нашу долю эволюцией, но и аргументированно вписать ее в классическое богословие, — профессор богословия Джорджтаунского университета, директор Центра по изучению науки и религии Джон Хот.
Антиклерикализм информационных поводов Во всем мире религия возвращается в общество. Почему это возвращение вызывает такое раздражение в нашей стране? Философ и социолог Дмитрий Узланер говорит о том, что именно раздражает антиклерикалов: Церковь сближается с государством минуя общество.
Июльский номер «Нескучного сада». Выполнима ли миссия в современном мире? Новый номер журнала «Нескучный сад» о миссии и миссионерах. Тема номера — апостолы и мы. 2000 лет назад ученики Господа разошлись по миру, рассказывая о Христе. Сегодня новые миссионеры окружены не только язычниками или иноверцами, но еще атеистами и агностиками. Насколько на самом деле далеки мы от апостолов? Может быть, существует универсальный рецепт успешной миссии?
Городской старец Городской старец — так называли современники отца Алексия Мечева, настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках. Во времена оскудения веры и начала гонений, когда пустели храмы, в Москве рождается приходская община, похожая на первоапостольские. Завет отца Алексия был один: делать свое дело, исполняя заповеди о любви к Богу и ближнему. И Бог Сам разберется с катаклизмами.
Протодиакон Андрей Кураев: мы не должны подражать Пакистану и Саудовской Аравии Отец Андрей Кураев пояснил, почему, с его точки зрения, не стоит преследовать хулиганок, спевших кощунственную песню на амвоне храма Христа Спасителя. «Когда люди рассуждают о расправах, я думаю, что то поругание, которое происходит в храме их души, гораздо серьезней, чем тот безобразный танец на амвоне храма Христа Спасителя», — убежден известный миссионер и публицист
Критики Церкви остаются ее духовными чадами, убежден Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что православие сыграло решающую роль в создании русского государства, и пожелал всем далеким от церковной жизни людям поскорее присоединиться к Церкви, чтобы иметь возможность по-настоящему понять ее суть
Миссия или религиозная пропаганда? В 1905 году в России вышел указ о свободе вероисповедания. Православие больше не было господствующей религией. Условия для миссии радикально изменились. Как показала дискуссия перед Собором 1917-1918 годов, свободе вероисповедания, без опоры на власть, в Церкви обрадовались не все. Почему?
Невыносимый Ленин Разговоры о том, чтобы вынести тело Владимира Ленина из Мавзолея и похоронить в закрытом гробу ведутся с начала девяностых. Больше половины населения уже высказалось за похороны, но «вождь и ныне там». Что нам мешает его похоронить?
Бессмертие для атеиста Душа по природе своей христианка, говорил Тертуллиан, имея в виду, что зерно веры есть в каждом человеке, даже атеисте. Биофизик Симон ШНОЛЬ как раз из таких — материалистов с душой христианина. Сын репрессированных родителей, он с благодарностью вспоминает свою непростую жизнь, а десять заповедей считает кодексом чести любого приличного человека. Почему не все порядочные люди приходят к вере? Ответа на этот вопрос, наверное, нет. Но и не задаваться им тоже невозможно
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Сторонников Pussy Riot окропили Крещенской водой у здания Мосгорсуда У здания Мосгорсуда произошло столкновение защитников панк-группы PR и православных активистов. С утра в Мосгорсуде рассматривалось жалоба на арест участниц Pussy Riot, которая была отклонена. В результате полицией были задержаны защитники панк-группы и православный противник освобождения, координатор молодежных проектов конгресса Русских общин Александр Босых.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.