На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Должна ли церковная архитектура быть современной?


Версия для печати
22.02.13, 14:52

Молодые церковные архитекторы представили свои работы и выслушали критику. По их мнению церковная архитектура должна отражать современный культурный контекст – как может выглядеть этот контекст? Об этом «НС» подготовил краткий отчет и фотогалерею самых интересных работ.

Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Северный вариант. Фото quadraturacirculi.breezi.com

«Новое поколение не чувствует разрыва с традицией и поэтому обращаются с ней более свободно» — считает известный искусствовед и историк церковного искусства Ирина Языкова. Вместе с десятком крупнейших церковных архитекторов 21 февраля она приняла участие в работе круглого стола посвященного современной храмовой архитектуре и состоявшемся в помещении храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на территории Федерального научно-клинического центра гематологии. Организаторами встречи стали редакция журнала о церковной архитектуре «Храмоздатель» и архитектурная мастерская Андрея Анисимова, чьи молодые архитекторы представили участникам круглого стола собственные работы, отражающие их видение того какой может быть современная храмовая архитектура в XXI веке.

Собственно «современный контекст» церковной архитектуры и стал центральным вопросом, вокруг которого развязалась бурная дискуссия. В своем докладе оппонент молодых архитекторов председатель Комиссии Союза архитекторов России Михаил Кеслер критически высказался о целесообразности использования приемов современной светской (в первую очередь западной) архитектуры в области храмового зодчества: «Исторически эволюция церковной архитектуры, происходила в рамках церковной же культуры. Новые храмы продолжали каноническую традицию предыдущих веков, а не подражали секулярной архитектуре, родившейся в рамках культуры светской. Очень плавный переход от стиля к стилю происходил естественным путем.– Не смотря на это, он подчеркнул, что бездумное копирование старых образцов не может стать единственным выходом. — Проектировать нужно не просто подражая средневековым памятникам, а используя все традиционные приемы строить современные храмы. В понятии канона нет ничего строго закрепленного, но есть каноническая традиция. Не нужно ничего специально выдумывать, дух творчества и эксперимента, желания заявить о себе, естественный в архитектурном институте не слишком подходит для церковного зодчества».

За авангардные проекты молодых архитекторов вступились старшие товарищи и крупные специалисты, настроенные к современной архитектуре более благосклонно: «У нас в стране произошел разрыв традиции, наше, старшее, поколение хотело традицию восстановить, ликвидировать этот разрыв, отсюда и наш консерватизм. – Считает известный историк церковного искусства Ирина Языкова. — Новое поколение должно сделать шаг вперед. В их работах нет шума, они приходят к лаконичным чистым формам, и это нормально».

«Для ребят это только начало пути, они очистили форму от признаков стиля, что будет дальше покажет время, --подчеркнул руководитель мастерской Андрей Анисимов. -- Мы не можем запретить внутри нашего коллектива мыслить как-то иначе, нежели это принято, хотя большинство храмов мы проектируем в традиционном стиле. Проекты наших ребят – это плод серьезной работы, они берут за основание традиционные церковные формы, архетипы и пытаются предложить современное их решение».

В ходе дискуссии прозвучали и замечания относительно излишнего символизма некоторых решений молодых архитекторов (так храм-спираль, по мысли автора должен символизировать схождение Святого Духа). По мнению ряда участников, кроме символики формы архитектор обязан учитывать и ее «естественную характеристику». Архитектура может быть неуютной , агрессивной (как ломанные, перекошенные очертания некоторых современных католических храмов, построенных в авангардном стиле). Традиционные формы отобраны церковным коллективным сознанием именно потому, что для храма они наиболее подходят, как для помещения куда человек приходит молиться, вне зависимости от всякого символизма и смелости замысла архитектора.

Своеобразный итог подвел сибирский священник Андрей Юревич, архитектор по образованию: «Все мы приехали сюда не в каретах, а на машинах, мы сидим не в камзолах, а в современных пиджаках. Нам нужна современная храмовая архитектура, ведь она – это язык которым мы обращаемся к Богу, и этот язык не обязательно должен быть архаичным. Нет той грани которая отделяет допустимое от недопустимого в храмовой архитектуре. Уместное от неуместного. Эту грань проводит сам архитектор, -- убежден он. -- Но ратуя за движение вперед мы должны осознавать для себя и границы, не в стилях, а в духе. Каждый человек, который занимается христианской архитектурой должен жить напряженной христианской жизнью, ибо сегодня мы имеем множество примеров, когда обычные традиционные храмы строят люди неверующие, и зачастую это заканчивается профанацией».

Нужно отметить, что сам храм, в чьем помещении проходила встреча – является ярким образцом синтеза консервативного подхода к церковной архитектуре и творческого эксперимента.

Внешний экстерьер храма выполненный в русле русской школы церковного зодчества (и во многом напоминающий памятники церковного модерна начала века, вроде храмов Щусева) контрастирует с подчеркнуто византийским интерьером, греческим низким иконостасом в виде парапета с колоннадой. Вместо привычной нам сплошной стены алтарной преграды здесь имеются только отдельно стоящие опоры, несущие каменный архитрав с иконами деисусного чина, иконы же нижнего ряда покоятся в нишах между колоннами, так, что в зазорах между иконами можно разглядеть подробности алтаря.

Фото quadraturacirculi.breezi.com:


Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Северный вариант.


Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Южный вариант.


Миссионерский храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Горный вариант.


Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Вид от главного входа


Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Вид с юга


Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Внутренний двор


Церковно-молодежный центр. Архитектор: Макаров Д.Е. Интерьер собора


Проект городского храма. Архитектор: Земляков И.С.


Проект городского храма. Архитектор: Земляков И.С. Интерьер


Проект храма 40 Севастийских мучеников. Архитектор: Земляков И.С.


Проект храма 40 Севастийских мучеников. Архитектор: Земляков И.С. Вид свода центрального купола


Проект сельского храма. Архитектор: Макаров Д.Е. Вид с севера


Проект сельского храма. Архитектор: Макаров Д.Е. Панорама



Образ балканского храма. Малый храм для Русского Юга. Архитектор: Земляков И.С.


Образ балканского храма. Малый храм для Русского Юга. Архитектор: Земляков И.С. Фрагмент, барабан


Образ балканского храма. Малый храм для Русского Юга. Архитектор: Земляков И.С. фрагмент, крест


Образ деревянного зодчества. Малый храм для Русского Севера. Архитектор: Земляков И.С.


Образ деревянного зодчества. Малый храм для Русского Севера. Архитектор: Земляков И.С.


Скитский храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Приходской храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Приходской храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Приходской храм. Архитектор: Макаров Д.Е. Интерьер


Монастырский храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Монастырский храм. Архитектор: Макаров Д.Е.


Проект храма на воде в поселке Лозенец (Болгария). Архитектор: Макаров Д.Е.


Проект храма на воде в поселке Лозенец (Болгария). Архитектор: Макаров Д.Е.


Проект храма на воде в поселке Лозенец (Болгария). Архитектор: Макаров Д.Е.

Дмитрий РЕБРОВ.

Версия для печати

Тэги: Церковь  Церковное искусство 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.