На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Антипасха: первый день обновленного мира


Версия для печати
12.05.13, 00:29

В древнехристианском богословии воскресный день считался и первым днем седмицы -- днем начала творения Божия, и одновременно восьмым днем, то есть днем будущего Царства, в котором времени уже не будет, а есть вечность. Антипасха, восьмой день после Воскресения Христова, являет собой само Царство Божие, первый день обновленного Христом нового мира. Рассказывает протоиерей Василий СЕКАЧЕВ



Уверение Фомы. Фрагмент антепендиума алтаря Кафедрального Собора в Салерно. 1090-1130г ; Салерно, Епархиальный музей. Фото: Ruicon.ru

Мы празднуем сегодня первое воскресение после Пасхи, Фомино воскресение, которое также называют Антипасхой. Мы именно празднуем, потому что Богослужение совершается по чину двунадесятого праздника.

На Всенощном бдении, стихиры пелись только праздника, на утрени было особое величание, сегодня на Литургии антифоны пелись тоже только праздничные. Парадокс: воскресная служба текущего гласа Октоиха отменялась. И мы будем праздновать праздник Антипасхи всю седмицу до следующей субботы.
Что же такое Антипасха? Это от греческого «ἀντι», «анти» - то есть «вместо», «напротив». «Напротив Пасхи», то есть по прошествии восьми дней, как бы на другом берегу.

В древней Церкви на литургии Великой субботы обычно совершалось крещение готовившихся весь Пост к этому таинству оглашенных. Иногда это происходило даже на саму Пасху. И потом восемь дней новокрещенные ходили в белых одеждах, были постоянно в храме, каждый день причащались Святых Таин и снимали свои белые одежды в восьмой день, то есть на Антипасху. Поэтому и вся пасхальная седмица называется Светлой.

Светлая седмица и у нас самих, если мы тоже бывали в храме и радовались Воскресшему Христу, причащаясь Святых Таин, – обновила крещальные одежды.

И вот мы достигли другого берега. Что же на нем?

На нем блаженная вечность. Через Воскресение Христово все творение, весь мир обновились. В древнехристианском богословии воскресный день считался и первым днем седмицы - днем начала творения Божия, о котором мы знаем из Книги Бытия, - и одновременно восьмым днем, то есть днем будущего Царства, в котором времени уже не будет, а есть вечность. Поэтому Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, являет собой само Царство Божие, первый день обновленного Христом нового мира.
Поэтому снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение: хотя внешние признаки приобщения к Таинству снимаются, его внутренний смысл (просвещение Светом истинным) остается в сердце крещенного навсегда. Ведь Христос сказал: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21).

А апостол Фома, получается, наоборот: всю неделю после Воскресения Христова он провел в недоумении, в сомнении. В первый день, когда Христос воскрес и явился Своим ученикам, Фомы не было с ними, и он усомнился, как возможно воскресение. Усомнился и потребовал доказательств: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20, 25).

В нашем народе даже сложилось такое выражение «Фома неверующий». Однако из Писания мы знаем, что Фома был всегда полон решимости, мужества, веры в Мессию. Веры в жертвенное значение смерти Христа. «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16), - говорит Фома, когда Христос возвещает о смерти Лазаря. И теперь он недоумевает: «Как же так? Искупительная смерть произошла, мир должен измениться. Но неужели так, по-мирски: воскресение в прежней плоти?» Он ждал чего-то другого. Дело в том, что изначально ученики «не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых», как говорит Иоанн Богослов (Ин. 20,9).

И вот наступает восьмой день, и Христос вновь приходит в горницу, где собраны апостолы и где теперь и Фома среди них. И Фома видит чудо: его Учитель жив, и Он входит вновь, как и в первый раз, «дверем затворенным», сквозь затворенные двери. Это то тело, в котором Он был здесь с нами, но – это и другое тело! Из рассказа о явлении Господа Марии Магдалине мы знаем, что это Тело огненное, полное исключительной силы Божества, к которому Марии было даже запрещено прикасаться.

В то же время из рассказа другого Евангелиста - Луки - мы знаем, что Христос после этого попросил у учеников есть, чтобы они удостоверились, что это и то же тело, которое было у Него прежде (Лк. 24, 41-43), но вместе с тем – преобразившееся. Христос хочет сделать шире взгляд Своих учеников на мир, на Бога, на себя самих, чтобы они поняли, что предназначение человека гораздо выше, чем им кажется.
И вот вместе с другими учениками Фома стоит теперь перед тайной будущего века, в котором все будет преображено, будет новая земля, новое небо, новое тело – и вместе с тем все прежнее, но преображенное силой Воскресения.

Итак в восьмой день, в день воскресный Христос просвещает и тех, кто не понял, не принял сразу Воскресения, но все-таки оставался неравнодушным к Нему. И это просвещение теперь постоянно будет действовать. Для этого во все последующие воскресения мы начинаем вспоминать и каждый раз снова и снова праздновать Пасху, чтобы отверзлись духовные очи тех, кто еще на пути, кто еще не до конца не все понял.

А те, кто понял, вспоминают теперь, в каждое воскресение и Антипасху, истинный «день осьмый», понимая, что через Воскресение Господа Иисуса Христа мы достигаем вечности, достигаем мира с Богом и людьми, достигаем Царства Божия.

Смотрите также нашу специальную страницу "Пасха"

Версия для печати

Тэги: Богослужение  Пасха  Проповедь 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.