Мне вспоминается служение акафиста в МДА. Только что была какая-то будничная служба, почти целиком – при закрытых царских вратах, возглавлял службу обычный священник. Но пришло время акафиста – царские врата открыты, зажжен свет, духовенство выходит из алтаря, во главе освященного собора – архиерей. Контраст впечатляющий.
Фото: www.visualrian.ru
Если вы спросите среднестатистического прихожанина наших храмов, чем отличается стихира от седальна, как устроен канон и сколько значений у слова «кондак», вряд ли вы получите вразумительный ответ хотя бы в одном из десяти случаев. Но если речь заходит об акафисте, тот тут не нужно долгих теоретических рассуждений: среднестатистический прихожанин просто достанет из сумки или рюкзака молитвослов (или отдельную брошюру, или сборник акафистов) – и вот, пожалуйста, всевидно: кондаки, икосы, молитвы…
Акафист – наиболее популярный у нас гимнографический жанр. Такое положение дел сложилось уже давно, и ничто не предвещает изменений в ближайшем будущем. Чем же можно объяснить такую распространенность и такую востребованность акафистов? Ведь ежегодно появляются десятки новых текстов этого жанра – значит, кто-то их пишет и кто-то читает.
Несколько лет назад я попытался разобраться в причинах популярности акафистов. Этих причин оказалось довольно-таки много: и техническая доступность текста (акафист можно купить почти в любом храме, в любом православном книжном магазине, скачать из интернета), следовательно – возможность зрительного восприятия текста (а не только на слух, как это происходит с текстами Октоиха, Триоди, Минеи), оптимальный объем (прочтение одной лишь молитвы святому не создает ощущение даже «малого приношения», служба же слишком пространна и сложна – а акафист в самую пору: можно прочесть минут за пятнадцать), прозрачность структуры текста (акафист состоит из кондаков и икосов, икосы включают в себя хайретизмы, хайретизмы обладают однотипным строением – все это облегчает восприятие текста), высокая дискретность текста (акафист почти целиком состоит из автономных микротекстов, которые не перетекают друг в друга, как это бывает в иных гимнографических жанрах), простота синтаксиса, русифицированная (в сравнении с «классическими» церковнославянскими текстами) лексика и отчасти грамматика, доступность образной системы и другое.
Однако все эти факторы сами по себе навряд ли могут объяснить такую любовь к акафистам, которая наблюдается уже много десятков лет у значительной части православных христиан нашей (и не только нашей) страны.
В чем же тут дело? Где кроется разгадка? Мне кажется, здесь важно обратить внимание на то, где, как и кем читается (или поется) акафист. Если речь идет о домашнем молитвенном правиле или о чтении акафиста в метро по дороге на работу, то здесь акафист находится в выигрышной позиции по отношению, например, к канону, именно в силу указанных выше причин: доступность изданий, простота текста и проч. Но ведь акафисты часто поют в храмах. И это уже совсем другая история.
В каждом приходе свои обычаи, свой порядок пения или чтения акафиста. Где-то акафисты поют мирским чином, где-то (видел сам) пение возглавляет дьякон, но чаще – все же священник. Степень торжественности – тоже разная. Мне вспоминается служение акафиста в МДА. Только что была какая-то вполне будничная служба, почти целиком – при закрытых царских вратах, возглавлял службу обычный священник. Но пришло время акафиста – царские врата открыты, зажжен свет, духовенство выходит из алтаря, во главе освященного собора – архиерей. Констраст впечатляющий.
Но и это, пожалуй, не главное. Сравним пение акафиста с «обычным» (т. е. вполне себе торжественным) всенощным бдением или даже с литургией. На обычной субботней или воскресной службе священник значительную часть времени находится в алтаре, за закрытыми царскими вратами (еще и завеса иногда задернута), т. е. он – пространственно – сам по себе, а миряне – сами по себе. Некоторые (на литургии – важнейшие) молитвы священник читает про себя, народ их просто не слышит – на долю мирян остаются причастные обороты и придаточные предожения. А то, что народ как бы слышит, во многом проходит мимо сознания – и в силу недостаточной понятности церковнославянского языка, и по причине отсутствия необходимых знаний для восприятия столь сложных текстов, каковыми являются произведения византийских гимнографов, да и просто потому, что в течение двух-трех часов воспринимать текст на слух – дело крайне непростое.
А что в случае с акафистами? Священник – посреди храма, вместе с народом. Текст – у всех желающих перед глазами. Все слышно и видно, все достаточно понятно. Прихожане поют акафист (или хотя бы припевы в конце строф) – т. е. они активно вовлечены в богослужение, они становятся его участниками, а не только пассивными слушателями и созерцателями.
Иными словами, храмовое пение акафиста – это такая квазилитургия. Это действительно общее дело, общая молитва – молитва максимально осознанная, прочувствованная. Да, можно говорить о низком качестве акафистных текстов, и подобные упреки во многом справедливы – однако надо признать, что акафисты выполняют свое молитвенное предназначение, а вот прекрасные творения преподобного Иоанна Дамаскина – к сожалению, нет.
О том, как совершается у нас литургия, говорилось уже много разными авторами (и уже указано нами выше). Это и психологическое и институциональное противопоставление клира и мирян (священник «служит», а мы «стоим и молимся»), и отделенность народа от священнослужителей алтарной преградой, и фактическое выпадение из литургии ее центральной части – анафоры (евхаристических молитв), и т. п. И ясно, что в одночасье все эти проблемы не решить. И вот мы видим, что кто-то берет на службу книгу или планшет и читает молитвы анафоры, а кто-то – звучит дико, но такое бывает – покупает книжечку под названием «Молитвы во время литургии» и, пока священник молится «своими» молитвами, благочестивый мирянин молится своими.
Конечно, акафисты (а также храмовое соборование – тут, на самом деле, немалое сходство), ни в коей мере не являются заменой литургии, евхаристии. Это не более чем суррогат. Однако миряне (да и священники) изголодались по общей осмысленной молитве – и акафисты здесь приходятся как нельзя кстати.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Епископ Пантелеимон: на молитвенном стоянии 22 апреля мы будем просить прощения у Бога за то, что случилось Как сообщается в обращении состоявшегося во вторник заседания Высшего церковного совета, за последнее время произошла череда актов вандализма в храмах. ВЦС призвал верующих 22 апреля совершить молебен в защиту поруганных святынь. Ситуацию для «Нескучного сада» комментирует епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, член ВЦС
Молиться или митинговать? Главное достижение молебна в защиту Церкви, состоявшегося 22 числа – в том, что он действительно оказался молебном, а не политическим митингом, как этого боялись многие
Защитники Церкви вышли на площадь Сегодня более 75 тысяч человек собрались на площади перед северной стеной Храма Христа Спасителя в Москве, чтобы помолиться о защите веры, Церкви и поруганных святынь и попросить у Бога прощения за свои грехи
100 лет храму Марфо-Мариинской обители! 21 апреля 2012 года исполнилось 100 лет со дня освящения Покровского храма в Марфо-Мариинской обители милосердия. Протоиерей Владимир Воробьев, настоятель Николо-Кузнецкого храма и ректор ПСТГУ, рассказал в проповеди о своем знакомстве с дочерью художника Нестерова и с сестрами обители, помнившими прп.Елисавету Федоровну
Поруганные святыни показали журналистам Сегодня в Храм Христа Спасителя привезли пять изрубленных топором икон из Великого Устюга и пострадавший от вандала с ножом поклонный крест из Невинномысска. Святыни вынесут для поклонения на молебне в защиту веры, который состоится 22 апреля
Пасхальная песнь Центральным песнопением пасхальной заутрени бесспорно является канон Святой Пасхи, сочиненный известнейшим богословом и гимнографом Православной Церкви преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Об основных идеях Пасхального канона, облеченных в восторженные поэтические одежды, рассказывает преподаватель ПСТГУ священник Михаил АСМУС
Чин умовения ног: первый стал слугой Сегодня Святейший Патриарх Кирилл совершил чин умовения ног, омыв ноги 12 священникам по образу Христа, омывшего ноги своим апостолам в знак глубокого смирения. Роль Иуды не досталась никому, а роль апостола Петра выпала прот. Владимиру Дивакову
Великая Среда: Зачем Церковь проклинает Иуду? В Великую Среду вспоминается предательство Иуды. Священное Писание называет его "сыном погибели", церковные песнопения "раб и льстецом", "другом и диаволом". Но в наши дни часто говорят, что ученик-предатель просто несчастный соблазнившийся человек или даже орудие Божиего замысла о спасении человечества. Как относиться к Иуде, рассуждает архимандрит ИАННУАРИЙ (ИВЛИЕВ)
Как устроена Страстная седмица? Оказывается, на Страстной седмице совершается еще один чин прощения — за все обиды, которые мы причинили друг другу во время Великого поста, а чтение 12 Евангелий раньше были шествием по городу — на остановках читали, на переходах пели. Подробнее строй богослужения Страстной седмицы объясняет Илья КРАСОВИЦКИЙ, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ
Крещение по требованию общины Древних христиан крестили прямо во время Литургии. Проректор ПСТГУ по научной работе священник Константин Польсков рассказал «Нескучному саду» о том как и зачем возродилась эта традиция
Зачем освящать уже освященный престол? В храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин Великого освящения престола. Многие в связи с этим событием спрашивали: «Зачем освящать престол, который уже освящен?» На этот наш вопрос отвечает клирик Николо-Кузнецкого храма, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай Емельянов
Великий Акафист Божией Матери: Неседальная песнь субботы Впереди суббота пятой недели Великого Поста. В пятницу, накануне, на праздничной утрене уже субботнего церковного дня, читается Великий Акафист Божией Матери. Такой день бывает только один раз в Церковном году. Это праздник Похвала Божией Матери или, как еще называют этот день день, Суббота Акафиста
Канон преподобного Андрея: причем тут ближний? Чтение Великого Канона Преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, удивительный по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Своими мыслями о Каноне с нами поделился диакон Августин Соколовски, преподаватель Фрибургского Университета в Швейцарии и в Киевской Духовной Академии
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Родительская суббота: живые и мертвые Профессор кафедры патрологии и систематического богословия ПСТГУ протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО рассказал, в чем суть адских мук, и как живые могут помочь мертвым
Записку на молебен к мощам свт. Иоанна Шанхайского можно подать онлайн 12 октября празднуется день обретения мощей свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францусского. На сайте собора в Сан-Франциско можно заполнить форму и подать записку о здравии. Записки каждую неделю читают за молебном у мощей святителя.
Молебен: состав и значение О чем мы просим Бога на молебне, из чего состоит это богослужение, почему можно подать записку «О здравии», но лучше присутствовать на молебне, рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.