На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви 4 (51)'2010

Великая Среда: Зачем Церковь проклинает Иуду?


Версия для печати
30.04.13, 20:12

Я очень люблю службы Страстной седмицы, но мое благоговейное настроение всегда омрачается одним фактом: вместо того, чтобы сосредоточиться на страстях Христовых, мы почему-то постоянно отвлекаемся на воспоминания об Иуде, причем называем его самыми недобрыми словами: "раб и льстец, друг и диавол". Мне странно слышать, как Церковь из года в год проклинает человека, соблазнившегося на предательство. Ведь Иуда — это душа живая, такая же, как любой другой человек. Кто из нас застрахован от малодушия? За падшую душу молиться надо, а не пенять ей на ее падение. Я понимаю, что трудно, почти невозможно простому, не святому человеку молиться, например, за Гитлера или Сталина. Но на их совести страшные злодеяния. А Иуда виноват лишь в одном — через него свершился Божий замысел. Ведь избежать крестных мук Христос все равно не смог бы. Так надо ли проклинать человека, который и сам так тяжело переживал свое предательство, что даже впал в отчаяние и покончил с собой? Мария

Отвечает архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев), кандидат богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, преподаватель Санкт-Петербургского университета:
— Уважаемая Мария. В вашем письме высказано весьма ценное наблюдение: «Я очень люблю службы Страстной седмицы, но мое благоговейное настроение всегда омрачается одним фактом: вместо того, чтобы сосредоточиться на страстях Христовых, мы почему-то постоянно отвлекаемся на воспоминания об Иуде».

И в самом деле: когда мы читаем краткие евангельские повествования обо всем, что связано с искупительной смертью Спасителя, мы можем почувствовать, что первых христиан, из среды которых и происходят наши канонические Евангелия, занимали несколько иные проблемы, нежели нас сегодня, когда мы размышляем о крестной смерти Иисуса Христа. Например, нас интересуют все юридические обстоятельства, которые привели к смертному приговору. Этому вопросу посвящены бесчисленные исследования, размышления, научные и ненаучные дискуссии, многочисленные романы, а также художественные и документальные фильмы. Мы всенепременно хотим знать: кто же, в конце концов, виновен в смерти нашего Спасителя? На кого нам следует направить наш гнев? Но первые христиане интересовались другим вопросом. Они спрашивали себя: как объяснить людям, что именно Тот, Кто испытал позорную крестную смерть, является Сыном Божиим и Спасителем мира? Вопросы исторического, психологического и юридического характера их не очень-то занимали.

Вспомним хотя бы весь ряд великих посланий апостола Павла. Есть в них хотя бы одно слово об Иуде или о юридических процедурах суда над Иисусом и Его осуждения? Ни единого слова! Но что в них есть, так это мучительные и плодотворные размышления над смыслом Креста, над этим Божественным парадоксальным чудом спасения через крестную смерть, чудом, которое «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие»! Ничего не поделаешь. Сегодня измельчавшая мысль отцеживает комаров исторических подробностей, редко обращая внимание на целые скалы и утесы смысла нашего оправдания во Христе.

Однако основной вопрос, поднятый в вашем письме, свидетельствует о том же странном сдвиге в сознании современного христианина: скорбя о том, что вам мешают «сосредоточиться на страстях Христовых», вы тратите драгоценное время на то, чтобы озаботиться якобы несправедливостью в отношении предателя Иуды, и размышляете о судьбе последнего. И это тоже удивительно. Впрочем, не вы первая поднимаете этот вопрос. Если наши Евангелия о мотивах поступка Иуды Искариота сообщают чрезвычайно кратко, то позже, особенно в последние столетия, вокруг этой фигуры нагромоздились целые монбланы всевозможных гипотез. Если, например, Евангелие от Марка о причинах поступка Иуды скромно умалчивает, просто констатируя желание Иуды выдать Иисуса первосвященникам; если Евангелисты Матфей и Иоанн намекают на то, что к предательству Иуду толкнули алчность, жадность и сребролюбие, — то позже были «домыслены» и другие причины: зависть, ревность, честолюбие, фанатический национализм. Фантазии истолкователей поведения Иуды цвели разными красками. Некоторые доходили до того, что представляли Иуду чуть ли не героем. Но, конечно, все это размышления суетные и никчемные.

Однако не менее суетно взвешивать на наших человеческих весах вину Иуды, сравнивая ее с виной всяких злодеев, которым не было числа в долгой истории человечества. Проклятия в адрес Иуды вполне объяснимы с психологической точки зрения. Эти проклятия — отражение первого нравственного импульса человека, слышащего о коварном предательстве близкого ученика и друга. И если осуждения «Иуды злочестивого» звучат в церковных песнопениях, то разве трудно понять, что они берут начало в том же естественном нравственном отвращении? И разве литургические тексты не ставят перед собою задачу педагогического, дидактического свойства осуждения всякого злодеяния? Но более трезвое и более внимательное прочтение Первоисточника, то есть Евангельского текста, дает нам и другой урок. Мы видим, что Сам Иисус Христос не проклинает и не осуждает предателя Иуду на вечную погибель! Внимательно вчитаемся в слова Господа, сказанные Им на Тайной Вечери: «…Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк. 14: 21). Это нам напоминает другое слово Иисуса Христа: «…горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Те, кто тщательно изучают Священное Писание, знают о существенной разнице между проклятием и провозглашением «горя». Здесь не место давать уроки по библеистике. Но достаточно отметить, что через проклятие на виновного призываются гибельные последствия его вины. Длинный ряд проклятий читаем, например, в книге Второзакония: «Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом… Проклят злословящий отца своего или матерь свою! …Проклят, кто слепого сбивает с пути!» (Втор. 27: 15-26). И так далее. Что же касается провозглашений «горя» (в оригинале — «увы»), то таковые не призывают на виновного погибели, не проклинают его, но с прискорбием и сокрушением утверждают, сколь опасные последствия грозят человеку в результате его деяний или поведения. Так и в высказывании Иисуса Христа «но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается» речь идет не о проклятии, не об осуждении на вечную погибель. Этот возглас — «горе! увы!» — утверждает, что предательство Сына Человеческого имеет для Иуды роковые последствия. Какие? Это — дело праведного Суда Божия. И мы должны помнить, что «горе тому» — абсолютно серьезное предупреждение каждому из нас!Наши поступки составляют всю нашу личную историю. В ней они были и остаются, даже если они нам будут прощены по милости Божией.

Пожалуй, стоит заметить еще следующее: крестный путь Иисуса Христа был предопределен волей Его Отца («Сын Человеческий идет, как писано о Нем»). Однако для самого Иуды Искариота эта определенная Писанием неизбежность не могла быть и никогда не будет извинением. Его предательство останется его поступком, фактом его биографии и его истории, даже если сам он будет прощен по милости Божией. Но об этом мы судить не имеем права.

Вместо того чтобы увлеченно размышлять о судьбе Иуды, нам следовало бы задуматься о другом — о нас самих, о том, принимаем ли мы слова и поведение Иисуса Христа как высокий образец христианской веры и нравственности? Сказанные Спасителем слова об Иуде не содержали в себе ни проклятия, ни вечного осуждения. Это были слова, исполненные великой печали, слова сокрушения и грозного предостережения. Нам не дано предвосхищать решения Суда Божия. Поэтому, когда, например, мы читаем в великой поэме Данте об Иуде, погруженном в глубины ада, мы должны воспринимать это как поэтическую вольность, отражающую наше понятное нравственное чувство отвращения к греху предательства. Но не забудем при этом и того, о чем мы уже сказали: стремления Евангелия предостеречь, что в той или иной мере предателем Христа может стать каждый из тех, кто именует себя Его учеником и последователем! Да не случится такового!

Версия для печати

Тэги: Богослужение  Страстная седмица  Литургия 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования

Top.Mail.Ru

 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.