Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Выборы мэра: что бы вы изменили в Москве?

№0'0000 Общество  06.06.13 11:57 Версия для печати. Вернуться к сайту

В сентябре москвичам предстоит выбирать градоначальника. Нескучный сад начинает опрос: что бы вы изменили в Москве? Сегодня на вопрос НС отвечает публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ.

У меня есть два пожелания к московскому градоначальнику – оба они связаны с недавними шагами Сергея Собянина, причем за одно я хотел бы его осторожно похвалить, а за другое – совсем наоборот.

Начну с хорошего. Мне очень близка идея сделать центр Москвы пешеходно-велосипедным, чтобы туда хотелось прийти погулять вечером или в выходные, чтобы он был по росту человеку без Майбаха. Пока, правда, идея осуществляется по принципу «как удобнее организаторам», будь то прокат велосипедов или платная парковка, но можно надеяться, что со временем это изменится. Но что касается велосипедов, в центре они не слишком-то и нужны, там всюду дойдешь пешком, а по бульварам далеко не уедешь.

То ли дело новые районы, где есть место для велодорожек и велопарковок, где можно легко проложить маршруты в область, чтобы на велосипедах люди ездили на прогулки и в магазины, отвозили детей в школу. Это, кстати, поможет разгрузить и автомагистрали, и тут ничего не надо изобретать – возьмите пример тех же Нидерландов, где велосипеды – не только развлечение, но и обычный городской транспорт. И стоит эта инфраструктура несравнимо дешевле дорог и стоянок для автомобилей.

А вот что мне активно не нравится в действиях команды Собянина, так это политика в области культуры и особенно школьного образования. Возникает ощущение, что задача «обучить десять тысяч детей» оптимизируется примерно по той же модели, что и «уложить десять тысяч штук тротуарной плитки»: главное, чтобы затраты были минимальны, а внешний вид – единообразен. Но дети и вообще люди, в отличие от плитки, все разные. Возможность дать своим детям достойное образование – едва ли не главное, чем привлекает сегодня Москва. В нашем городе трудами энтузиастов сохранилось некоторое количество элитных государственных школ, и совсем не это скорее школы для старательных и умных, чем для богатых. Попытка привести всё к единому стандарту будет означать выравнивание по низшему уровню, ведь любой караван движется со скоростью самого медленного верблюда.

Здесь, опять-таки, есть, на чьем примере учиться – маленькая и не богатая ресурсами Финляндия совершила в свое время технологический прорыв именно потому, что стала строить школьное образование, исходя из потребностей и интересов каждого ребенка, а право определять содержание и форму учебного процесса предоставила педагогам во взаимодействии с родителями. Это логично, ведь только они знают конкретного ребенка, его способности и желания. Муниципальный чиновник видит перед собой только мертвые отчеты и цифры бюджета, в котором ему вечно надо сократить расходную часть – и сейчас в системе школьного образования этот чиновник обладает властью вязать и решить. А должен стать чем-то вроде завхоза, который вовремя выдает педагогам всё, что им нужно для работы, и не более того.