Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Воскресное Евангелие: Исцеление расслабленного, как спастись от греха?

№0'0000 Жизнь в Церкви  29.03.13 18:02 Версия для печати. Вернуться к сайту

Христос приходит в сотворенный им мир и исцеляет душу от греха. У человека есть четыре помощника в этом деле спасения: презрение к себе (смирение), исповедь согрешений, обещание воздерживаться от зла и молитва к Богу. Так толкуют святые отцы евангельскую историю об исцелении расслабленного, случившуюся вечером, две тысячи лет тому назад в зимнем и сыром рыбацком поселке на берегу библейского озера Кинерет. Рассказывает игумен АГАФАНГЕЛ (Белых) – координатор сектора миссионерских станов Синодального миссионерского отдела.


1 «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали».
(Мк. 2:1-12)


– Мало кто обращал внимание на то, что среди множества городов, упоминаемых евангелистами, только один носит название «своего города» Иисуса. Так его именует Матфей: «…и прииде во свой град». И это не Вифлеем, где родился, Господь, Не Назарет, где Он вырос, и даже не Иерусалим. Это Кфарнахум, – «дом утешения», один из городов, где наиболее явлено было сил Его, который «вознесся до неба» и которому суждено за неверие низвергнутся до ада: «земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе».

Библейскому Капернауму ныне уже более двух с половиной тысяч лет. В евангельские вре-мена этот рыбацкий поселок процветал благодаря своему местоположению на границе государства Ирода Антипы. Через него пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. Окрестный народ промышлял на жизнь добычей местной галилейской рыбки тиляпии, – ее до сих пор предлагают в тамошних ресторанах, как «рыбу апостола Петра». После завоевания Палестины римлянами в городе находились отряд легионеров и таможня на пути из Кесарии в Дамаск.

Именно в Капернауме Христос поселяется после заключения под стражу Иоанна Предтечи, там звучит Его первая проповедь о близком Царстве Небесном, там Он призывает на апостольское служение Петра, Андрея, братьев Зеведеевых: Иоанна Богослова и Иакова, и Левия Матфея.

Была зима. «Молитесь, чтоб бегство ваше не случилось зимою», – говорил Спаситель, пред-сказывая разрушение Иерусалима. Дороги в Палестине зимою от непрерывных дождей становились непроходимы. Христос возвращается с проповеди по галилейским селениям обратно в Капернаум, потому что путешествие в это время было затруднительным и опасным. В этом небольшом селении на берегу озера Кинерет, кстати, самого низкого в мире пресноводного водоема, – 200 метров ниже уровня мирового океана, известного нам как Тивериадское (или Генисаретское) море, все от мала до велика знали Учителя, поэтому, когда прошел слух о том, что он вернулся в город, многие, по обычаю, пришли чтобы послушать Его.

Также, по обычаю, к нему приносили больных для исцеления: «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям» (Мк. 1:32). Народ теснился у входа в небольшое жилище Петра, – скорее всего, именно там находил пристанище Господь. И четыре человека, несшие на носилках парализованного, не смогли «за многолюдством» приблизится к Господу. Кто были эти люди, кем им приходился расслабленный? Мы этого не знаем.

Обычно принято рассматривать этот евангельский эпизод как свидетельство того, что молитва ближних за кого-либо способна повлиять на спасение. Что именно по вере принесших было даровано расслабленному и здравие, и прощение грехов. Но вот святитель Григорий Палама, его же день ныне (31 марта) мы празднуем, считал, что дело обстояло иначе. Действительно, в других случаях Христос не спрашивал веры ни с дочери Иаира, ни с дочери хананеянки, ни со слуги сотника, ни с сына царедворца, там же, – в Капернауме. Но в этих эпизодах и не возможно было требовать веры от самих исцеленных: дочь Иаира была мертва, дочь хананеянки – безумна, слуга сотника и сын царедворца вообще находились в других местах.

Здесь же – расслабленный был рядом и, более того, паралич тела вовсе не означает отсутствия воли и разума. Тяжелая болезнь приподняла его над житейскими заботами и плотскими удовольствиями, – тем, что препятствует деятельной вере. Он был грешник, этот человек, лежащий на носилках и не могущий пошевелиться, и болезнь его была страшной: часто паралич заканчивался скорой смертью. Ветхозаветный закон ясно говорит о том, что наказанием за грех является смерть. Телесная немощь в логике Откровения, – следствие искажения человеческой природы преступлением Божией воли. И расслабленный хорошо понимал эту ужасающую логику высшего закона нашего естества. Но благая надежда двигала им и его ближними, готовыми нарушить общественный порядок, разрушить глиняную крышу чужого дома, ставшего для них обителью последней надежды, и войти в это пространство особого присутствия Божия ради того, чтобы сотворить дело любви.

Часто между болезнью и грехом есть очевидная связь. Поэтому, чтобы исцелить болезнь, надо сначала уничтожить последствия греха. Видимо, расслабленный едва надеялся получить прощение, почему Спаситель и ободрил его словами: «Дерзай, чадо!» – так в этом месте у Матфея. Он был кающийся грешник, этот человек, и именно поэтому Христос, видя веру их – его и его друзей, вначале произносит слова о прощении его грехов, а потом уже, обличая неправедные мысли фарисеев, приказывает ему предстать перед всеми в здравом теле.

Великий Предвечный Логос, «имже вся быша», нисходит во град Свой, – в сотворенный им мир, и исцеляет душу, несущую на себе последствия греха, – смертельное расслабление и болезнь. Четыре помощника человеку в этом деле спасения: презрение к себе (смирение), исповедь согрешений, обещание на будущее воздерживаться от зла и молитва Богу. Так образно толкуют святые отцы эту евангельскую историю, случившуюся вечером, две тысячи лет тому назад в зимнем и сыром рыбацком поселке на берегу библейского озера Кинерет.

В Евангелиях только у Марка и только в этом отрывке говорится, что Сын Человеческий имеет право прощать грехи. И если мы слышим от Него этот ободряющий призыв: «Дерзай, чадо», у нас остается лишь один вопрос: что сделать далее, чтобы услышать, подобно Капернаумскому расслабленному, – «Прощаются тебе грехи твои»?