Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Ветер перемен и церковное искусство

3 (74)'2012 Культура  11.05.12 14:58 Версия для печати. Вернуться к сайту

Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин).



В селе Сухарево сгорел старый деревянный храм, и настоятель получил разрешение на его воссоздание. Но, никого не спрашивая, решил построить храм кирпичный. Задача для того времени очень тяжелая, ведь ни кирпича, ни других стройматериалов в 1986 году на рынках не было, а медь вообще была стратегическим материалом! Надо сказать, что построить храм удалось только благодаря тому, что он находился в глубинке и что власти, партийные органы тогда еще не очень разбирались, как себя вести по отношению к Церкви. Мне довелось присутствовать в Госстрое РСФСР при разговоре зампреда с местным партруководителем по громкой связи. «У нас клуб деревянный вот-вот упадет, — нервничал белгородский ответственный работник, — а тут батюшка каменный храм строит, в три раза больше, чем сгоревший! Что делать?» И зампред Госстроя, чуя «ветер перемен», взял ответственность на себя: «Пусть строит!»

Архитектору-реставратору Андрею Родыгину удалось тогда не только разработать вполне зрелый проект, но и собрать команду мастеров из различных реставрационных организаций, которую он сам и возглавил на стройплощадке как прораб.

На этой первой церковной стройке сложилась наша организация «Товарищество реставраторов» — сегодня ей уже 25 лет. Тот первый и достаточно удачный опыт определил всю нашу дальнейшую творческую судьбу и отношение к любимому делу — проектированию и строительству храмов.

За 25 лет и нами, и множеством наших коллег было построено огромное количество храмов, часовен, целых храмовых комплексов, созданы тысячи иконостасов, расписаны квадратные километры сводов.

Четверть века — целая эпоха, соизмеримая по времени и чем-то схожая с эпохой предреволюционных реформ, духовного возрождения и поиска национального самосознания столетней давности. Достаточно вспомнить имена зодчих того времени: Щусев, Бондаренко, Покровский; художников: Васнецов, Нестеров, Вашков; меценатов: Рябушинский, Третьяков, Мамонтов… Но сейчас, на рубеже веков, в области «изящных искусств» если и были поиски, то значимых результатов нет или их весьма немного. Не готовы мы все (и архитекторы, и художники, и священнослужители, и попечители, и чиновники) оказались к появлению новой сферы творческой деятельности — церковному искусству.

Какую творческую позицию мы, как авторы современных храмов, занимаем? Об этом мы бы хотели поговорить в следующих номерах журнала «Нескучный сад».