Нескучный сад - Журнал о православной жизни

В Татарстане ни основ Ислама, ни ОПК в этом году не будет

9 (80)'2012 Главная тема  04.09.12 07:15 Версия для печати. Вернуться к сайту

Курс ОРК (Основы мировых религиозных культур) будет преподаваться исключительно на гуманистической основе — так решили в Министерстве образования республики. Представители Ислама с таким решением совершенно согласны.


«Наш народ не готов к углубленному изучению религии»

Вместо четырех предметов (Православия, Ислама, Иудаизма, Буддизма) — два: Курс мировых религиозных культур плюс светская этика — таков региональный ответ на предстоящий год Министерства образования Республики Татарстан Министерству образования России. По мнению представителей образования и духовенства Татарстана, со своей религией ребенок должен знакомиться в семье и храме.

Роза Салахова, руководитель информационно-методического центра городского отдела образования, г. Зеленодольск, Республика Татарстан: «С сентября 2012 года в соответствии с новым приказом Министерства образования РТ “Об утверждении базисного учебного плана на 2011/12 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования”, в программы начального общего образования в четвертых классах вводится предмет “Основы религиозной культуры и светской этики”. Ни основы Ислама, ни основы Православия, а также Буддизма и Иудаизма в школах Татарстана, по крайней мере в ближайшем учебном году, преподаваться не будут. Будут преподаваться светская этика и курс мировых религий исключительно на гуманистической основе».

Абсолютно не против такого решения имам-мухтасиб города Зеленодольска Габдельхамит хазрат Зинатуллин: «За многие годы общения с прихожанами мечетей, посетителями медресе и просто своими знакомыми я сделал вывод: наш народ еще не готов к углубленному изучению религии. А от невежества часто возникают недопонимание, конфликты, неверные толкования. В данной ситуации я полностью поддерживаю решение Министерства образования Татарстана — ввести во всех школах изучение курса “Основы религиозной культуры и светской этики”. Это необходимый ознакомительный минимум, который подготовит детей к более глубокому изучению религий, если у них и у родителей будет такая потребность. Этот курс призван показать общие нравственные ценности человечества, хранимые религиозными традициями, и своеобразие множества человеческих культур. Если поспешить с разделением учеников по религиозному признаку, мы можем получить страшные последствия в виде разногласий и школьных конфликтов на религиозной почве».

С необходимостью знакомства в школе с мировыми религиозными культурами в Татарстане согласны и учителя, и директора школ, и имамы. Школе здесь отводится место площадки для вступительного, а главное религиозно нейтрального введения в курс. А углубленное знакомство с вопросами веры большинство советует продолжать факультативно, либо в пределах храмов и мечетей.

«Самое оптимальное дополнение к новому курсу, на мой взгляд, — создание факультативных курсов по основам религий на основании заявок родителей и самих учеников. — считает Габдельхамит хазрат Зинатуллин. — Особенно актуальными эти факультативы могут оказаться в деревнях: в русской деревне большинство родителей и бабушек могут выступить за углубленное изучение Православия, а в татарском селении дети с большим рвением и с поддержкой старших будут изучать Ислам. Городское же население, “дозревшее” до того, чтобы впустить религию в свою жизнь, также имеет немало возможностей. Например, в нашем медресе бесплатно обучаются мусульмане в возрасте от девяти до семидесяти лет, а при мечетях для желающих действуют воскресные школы».

Рустем Сайхутдинов директор общеобразовательной школы № 16 г. Зеленодольска, Татарстан: «По образованию я историк, и в девяностые годы по собственной инициативе вел в школе факультатив по истории мировых религий. В то время остро ощущался дефицит подобного знания, и я сам жадно глотал любую книгу на тему религии. Чувствовался и отклик учеников. Кому-то, возможно, эти лекции помогли открыть более глубокое измерение духовной культуры человека, кому-то — просто расширить кругозор. Я считаю, что сегодня об истории религий вполне можно рассказать в курсе истории: на истории родного края мы рассказываем об Исламе, в курс истории России вплетается история Православия, ну а когда речь идет о мировой истории, то необходимо коснуться других религий мира».

По мнению Светланы Сунцовой, учителя истории гимназии № 3 г. Зеленодольска, курс по основам мировых религий может подготовить ребенка к осознанному восприятию своей веры: «Несколько лет назад я в составе группы учителей проходила сертификационный семинар-тренинг, организованный обществом “Ватан” (общество “Ватан” — “Родина” — занимается связями с соотечественниками за рубежом, укреплением национального единства, созданием и развитием национальных образовательных программ, в частности по изучению татарского языка и культуры. — Прим. ред. ). Семинар был посвящен укреплению патриотического компонента в образовании и воспитании подрастающего поколения. С нами встречались священники Православной Церкви и имамы. После этого тренинга я поняла, что священнослужитель — это и психолог, и педагог, и воспитатель. Наверное, именно воспитание детей сильнее всего сближает общеобразовательную школу и религиозные институты. Как историк, я много лет веду в старших классах Основы обществознания. Разумеется, касаюсь и сведений о мировых религиях. Но это больше справочная информация, хотя, возможно, и она обладает педагогической ценностью. По крайней мере, я считаю, что вводимый курс Основ религиозной культуры и светской этики дает шанс ребенку осознанно заинтересоваться верой своих предков. Это гораздо лучше, чем принудительное вождение ребенка в церковь или мечеть».

«Не все еще поняли, что верить в Бога можно»

Среди верующих родителей мнения об оставлении изучения своей веры за скобками школьного образования не столь едины. Многие совсем не против, чтобы конфессиональное религиозное образование и воспитание продолжилось в школах.

Рафкат Зиятдинов, инженер, отец двух дочерей: «Одна из моих дочерей соблюдает все каноны Ислама, ходит в мусульманской одежде, регулярно читает молитвы. Я поддерживаю ее в этом, однако сам не посещаю мечеть. Мне в последние годы ближе православные храмы. Я несколько лет проработал дворником в казанском Зилантовом монастыре и считаю это очень ценным опытом.

Я слышал о результатах опросов населения — в некоторых областях ноль процентов родителей голосуют за преподавание Ислама. Почему так происходит? Да потому, что родители водят своих детей в воскресные школы при мечетях, и они просто не нуждаются в дополнительном курсе основ Ислама в общеобразовательной школе. Однако, на мой взгляд, это может иметь и отрицательные последствия. Я считаю, что именно сближение исламских и православных активистов могло бы помочь стране. Например, недавно я наблюдал митинг протеста православной молодежи против абортов. Вот к ним бы и присоединиться молодежи мусульманской! Пора Исламу и Православию переходить от мирного сосуществования к сотрудничеству. А помочь такому сближению может именно грамотное религиозное образование в школах».

Альбина Алишева, мусульманка, стоматолог, мать двоих детей, г. Нижнекамск: «Я считаю, что прививать основы религиозной грамотности должны родители. Потом ребенок сам сможет выбрать, что ему изучать в школе — светскую или религиозную этику. Мой муж, преподаватель математики, учился в татарско-турецком лицее, и я считаю, что это прекрасно повлияло на его нравственные качества. И мне жаль, что в школах не будут пока преподавать Ислам. Что ж, остается надеяться на помощь Всевышнего и обучать детей нравственности дома».

Нурислам Абдрахманов, системный администратор: «Я не против ввода предметов изучения религии в школах, с одним “но”: предмет по соответствующей религии должен вести человек, сам ее исповедующий, который придерживается канонов своей религии. Плюс чтобы материал был написан также верующими людьми. Я не против, чтобы мои будущие (дай Аллах) дети изучали Ислам в школе. Мы с супругой считаем, что такое образование, конечно, не заменит воскресные школы, но при отсутствии возможности водить детей в мечеть станет хорошим подспорьем родителям в нелегком труде воспитания».

Матушка Лия (Мирганиева), Петропавловская церковь, г. Зеленодольск: «По национальности мы с мужем, отцом Святославом, татары. Родители наши мусульмане, хотя и неревностные. Но мой муж двадцать с лишним лет назад не стал советоваться с ними, когда принял твердое решение креститься, а потом и рукоположиться в священники. Тогда мы оба мечтали об искусстве: я училась в Казанском институте культуры и искусств, а мой сосед по двору и друг детства Ирек Мирганиев окончил Казанское художественное училище. Промыслительно случилось так, что оба мы разными путями пришли в Петропавловскую церковь: я — на клирос, а он — как художник-реставратор. Общение с единомышленниками, возможность обращаться с любой нуждой, проблемой, вопросом к священникам сыграли огромную роль в нашей судьбе. Мы органично влились в культуру и традиции Православия, и я не могу сказать, что наша национальность нам как-то мешала. Ирек стал отцом Святославом и уже более двадцати лет служит во славу Божию. Несколько лет назад архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) назначил его благочинным, и возможно, именно национальность помогает ему находить общий язык с прихожанами. Ведь он знает специфику местных обычаев, особенности взаимодействия двух культур — русской и татарской.
Мне в свое время приходилось помогать в организации праздников в детском саду. Мы приглашали и священников, и мусульманских мулл. Для детей такие праздники были большим событием, приобщением к родительским традициям. Однако в определенный момент нам запретили приглашать представителей религиозных конфессий. Видимо, сказалась советская атеистическая пропаганда. Не все еще поняли, что верить в Бога уже можно. Дай Бог, чтобы поняли скорее. С этого года я по приглашению директора одной из школ города буду читать факультативный курс по Основам православной культуры. Несмотря на то что это факультатив, я уверена, что на него придет немало детей. Я лично знакома со многими родителями, в том числе и мусульманами, и знаю, что настоящая вера никогда не несет в себе конфликт и агрессию».

Свободный выбор подтверждаем

В Казанской епархии подтвердили, что решение Минообразования Татарстана основано на свободном выборе народа, однако не предложили своей версии, объясняющей такой выбор. Комментирует руководитель отдела религиозного образования и катехизации Казанской епархии иерей Сергий ШКУРО:
— Министр образования и науки Республики Татарстан Альберт Харисович Гильмутдинов в ответ на нашу просьбу разъяснить позицию Министерства по ситуации в нашем регионе с выбором модулей ОРКиСЭ, и заверил в том, что процедура выбора прошла законно (нам привели официальную статистику и документы).

В мае прошла неофициальная встреча представителей трех конфессий (христианство, ислам, иудаизм) с министром образования РТ А. Х. Гильмутдиновым; было решено активизировать работу Координационного межконфессионального совета по введению в госшколах Татарстана курса ОРКиСЭ. Достигнуто соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Татарстана и Казанской епархией в сфере образования и воспитания детей и молодежи: представители епархии уже участвуют в подготовке кадров для госшкол Татарстана по преподаванию ОПК, проводят круглые столы с участием учителей и родителей, где разъясняется тематика Основ православной культуры. От каждой школы были направлены учителя на курсы повышения квалификации в Институт непрерывного образования (в очной или дистанционной форме обучения). Поэтому я уверен, что в самые ближайшие годы появится адекватная возможность ввести в школах Татарстана преподавание Основ православной культуры.