Нескучный сад - Журнал о православной жизни

В идеале причащаться нужно за каждой Литургией

№0'0000 Жизнь в Церкви  05.10.11 16:39 Версия для печати. Вернуться к сайту

Обновление евхаристического самосознания в Русской Православной Церкви назвал приоритетной задачей известный богослов и церковный деятель митрополит Волоколамский Иларион, открывая общедоступный православный лекторий в Доме журналистов 4 октября. Он подчеркнул, что это не означает, что общественная активность Церкви не важна. Напротив, качественные достижения Церкви в делах миссии, социального служения и образования возможны лишь тогда, когда Церковь, люди составляющие Тело Христово, ясно осознает свою природу.



Подлинная ценность
В начале лекции митрополит Илларион отметил, что в наши дни уже нельзя сказать, что Русская Православная Церковь лишь возрождается. «Сегодня Церковь призвана жить уже не столько новоначальным романтическим порывом, сколько полнокровной жизнью зрелого организма – со своим внутренним укладом, внятной позицией», - сказал он.

Обращаясь к собравшимся митрополит Иларион призвал их задуматься о том, в чем же уникальность Церкви: «Можно ли просто сказать, что мы хранители некоей абстрактной истины или правды? Что мы православные и только поэтому с нами Бог? Что мы сохранили, или вернее для нас кто-то сохранил некую неиспорченную традицию? Являемся ли мы лишь представителями некоей субкультуры или мы «соль земли» и «свет миру»?»

Чтобы помочь молодым людям правильно расставить приоритеты, владыка предложил поговорить о самой важной ценности Церкви, «о ее живом корне, из которого она непрестанно возрастает и обновляется», о святой Евхаристии. Именно она «определяет природу Церкви и делает ее по-настоящему жизнеспособной и актуальной во все эпохи для всех людей вот уже две тысячи лет. Евхаристия объединяет вокруг алтаря членов Церкви, оживляет, казалось бы, отвлеченное от реальной жизни, богословие и делает его личным и соборным переживанием».

Объясняя смыл Таинства Евхаристии митрополит Илларион напомнил, что Тайная Вечеря, совершенная Христом вместе с учениками, являлась древнееврейской пасхальной вечерей, на которую в Израиле собирались члены каждой семьи для вкушения жертвенного агнца. «Но если ветхозаветный пасхальный ужин был семейной трапезой, то в новозаветной Тайной Вечери участвовали ученики Христа — не родственники Его по плоти, а родственники по духу, та семья, которая потом вырастет в Церковь. И вместо агнца был Он Сам, приносящий Себя в жертву».

Евхаристия является подлинной ценностью Церкви, потому что она соединяет нас со Христом, без которого Церковь – не Церковь. В этом цель и одновременно фундамент Церкви, принцип ее бытия, заложенный Самим Христом. Именно поэтому истинное Православие невозможно без постоянного участия каждого христианина в Евхаристии, подчеркнул митрополит Иларион.

Если древние христиане причащались очень часто: некоторые каждый день, другие три-четыре раза в неделю, иные только по воскресным и праздничным дням, то постепенно в историческом развитии отдельных Поместных Церквей отношение к причащению менялось. В синодальную эпоху в Русской Церкви утвердилась традиция обязательного причащения только раз в год, как правило, в субботу первой недели Великого поста. Естественно, что дни подготовки к таинству были днями строгого поста. Вопрос о частоте причащения был поднят в начале XX века в процессе подготовки к Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. Было рекомендовано, со ссылкой на святоотеческие творения, вернуться к первохристианской практике причащения в каждый воскресный день. Митрополит подчеркнул, что в жизни христианина – будь то священнослужитель или мирянин, не может быть ничего более актуального, чем участие в богослужении, участие в Евхаристии.
Всегда не готов
Отвечая на вопросы из зала, митрополит Илларион отметил важность понимания смысла богослужения мирянами. Он сказал, что этому способствуют такие инициативы, как общедоступный православный лекторий, переполненный зал которого свидетельствует о том, что тема «Евхаристия» вызывает живой интерес у слушателей. У тех людей Церкви, которые облечены учительской властью, подчеркнул митрополит, нет более важной задачи, чем обучать людей богослужению, раскрывать перед ними его тайну и показывать его красоту. Задачей каждого священнослужителя является опытное переживание той встречи со Христом, которое составляет сердцевину Евхаристии. Если это переживание происходит за Божественной Литургией, то он найдет слова, которые помогут передать этот опыт другим людям. А если он не найдет слова, то сам образ его священнодействия, будет вовлекать людей в общее дело. Иногда люди не участвуют в службе, не потому что она совершается на непонятном языке, не потому что они недостаточно подготовлены, а потому что служба совершается небрежно, поспешно, невнятно.

Коснулся владыка и вопроса подготовки к Причастию. Из зала прозвучало мнение о трехдневном посте перед Евхаристией, принятом на некоторых приходах Русской Церкви. Митрополит Иларион подчеркнул, что практика трехдневного евхаристического поста сложилась в синодальный период, для христианина регулярно причащающего и соблюдающего установленные Церковью посты, эта практика будет излишней. Причастие есть дар Божией любви и заботы, к нему никогда нельзя подготовиться и стать его «достойным», и потому подлинной подготовкой к принятию этого дара является не проверка своей готовности, а уразумение своей неготовности, подчеркнул митрополит Иларион. Евхаристия дана нам для того, чтобы, причащаясь и соединяясь со Христом, мы становились более чистыми и достойными Бога. Преображенная плоть Христова входит в жизнь каждого христианина через причастие, наполняя его Своим животворным присутствием, Божественной энергией. Она онтологически воздействует на человека изнутри, подталкивая его совесть к доброму выбору, - пояснил владыка. Парадокс и тайна Евхаристии заключается в том, что к ней нужно приступать одновременно с покаянием и с радостью. С покаянием от сознания своего недостоинства и радостью от того, что Господь в Евхаристии очищает, освящает и обоготворяет человека, делает его достойным, невзирая на недостоинства, дает незримую благодатную силу, пояснил митрополит Иларион.

В идеале причащаться нужно за каждой Литургией. Однако мы живем на разных уровнях интенсивности духовной жизни, и не каждый может отдавать Богу всего себя ежедневно. Трудно предписывать единый для всех стандарт, Но для всех нас важно, чтобы Причастие не превращалось в редкое событие, которое происходит либо по особым случаям, либо по большим праздникам, подчеркнул владыка. В конечном же итоге мы призваны к тому, чтобы вся наша жизнь стала Евхаристией – непрестанным благодарением Богу за Его дары, благодарением, выражаемым не только в словах, но и в делах, во всем нашем образе жизни.

Ирина РЕДЬКО