Нескучный сад - Журнал о православной жизни

В Эмиратах не поддержали призыв разрушать церкви

№0'0000 Жизнь в Церкви  20.03.12 19:54 Версия для печати. Вернуться к сайту

На днях верховный муфтий Саудовской Аравии призвал разрушить все церкви в странах Залива. Мы спросили у настоятеля православных храмов в Иране и ОАЭ игумена Александра (Заркешева) – поддерживают ли это заявление рядовые граждане.

Храм святого апостола Филиппа в ОАЭ

19 марта агентство Интерфакс-Религия сообщило, что верховный муфтий Саудовской Аравии Абдул Азиз бен Абдулла призвал к разрушению всех церквей в странах Персидского залива. В этом регионе расположены два храма юрисдикции Русской Православной Церкви – один в Иране, и один в Объединенных Арабских Эмиратах. Мы связались с настоятелем этих двух храмов, игуменом Александром (Заркешевым), чтобы узнать – находят ли заявления верховного муфтия поддержку в обществе, и как относятся к православным в этих государствах. «У нас здесь в Арабских эмиратах все благополучно, мы пользуемся более чем благосклонным расположением со стороны властей», — заявил о. Александр. По его словам, в эмирате Шарджа храм св. ап. Филиппа — единственный из христианских храмов в Эмиратах, которому разрешили построить здание с куполами и крестами. Остальным конфессиям – католикам, англиканам и различным протестантским церквям приходится обходиться без крестов на зданиях. Об отношении государства, считает священник, можно также судить по тому, что на церемонии закладки храма в 2007 году присутствовал наследный принц Шарджи. Сегодня строительство храма полностью завершено, в нем совершаются богослужения. Прихожанами являются несколько сотен человек, в основном это выходцы из России, а также украинцы, белорусы, сербы, болгары, румыны и молдаване. Местных арабов в общине храма нет – в ОАЭ запрещено христианское миссионерство, позволено только окормлять свою паству – православных христиан, работающих в стране. Тем не менее, арабы есть в Антиохийской Православной Церкви, это граждане Сирии и Ливана. «На фоне растущей в Ираке, Египте и Сирии христианофобии, наш храм и его община чувствуют себя очень благополучно, — резюмирует о. Александр. — Я ни разу не встречался с проявлением какой-либо нетерпимости со стороны местных мусульман, наоборот ежедневно видишь подчеркнуто уважительное отношение к храму и к христианам». По словам священника, похожая ситуация и в Иране, где православные миряне и священники пользуются уважением как государства, так и простого народа, и никогда не чувствовали какой-либо враждебности. Однако сейчас из Ирана прихожане храма св. Николая (в большинстве своем – потомки русской эмиграции начала ХХ века) уезжают, прихожан осталось не более десятка. Бегство православных происходит, прежде всего, из-за угрозы начала военных действий против Ирана. «Сейчас в стране пока все спокойно, но что будет дальше — я не знаю», — объясняет отец Александр. По его словам, в странах, где победила «арабская революция», христиане начинают подвергаться гонениям. Так в Сирии 26 января в городе Хама был застрелен клирик антиохийской церкви иеромонах Василий (Нассар). А в Ираке, где до 2003 года под защитой закона проживало около полутора миллионов христиан, по информации о. Александра не менее миллиона христиан (а по другим оценкам – 1.35 млн.) бежали или были убиты. Оставшиеся же, уверен священник, пребывают в постоянном страхе за свою жизнь. Также большую тревогу у о. Александра вызывает и ситуация в Египте, откуда у нему постоянно приходят сообщения о новых жертвах среди христианского населения. «Пока в этих странах сохранялся мир, христиане могли пользоваться относительной свободой», — рассуждает о. Александр.

Что касается самой Саудовской Аравии, то это закрытая для христиан страна, где нет, и, по закону, не может быть никаких христианских храмов, и даже ввоз Библии является преступлением. Насколько силен авторитет верховного муфтия и можно ли ожидать, что за призывами последуют конкретные поступки верующих? С этими вопросами мы обратились к директору правозащитного центра Всемирного русского народного собора, исламоведу Роману Силантьеву. «Значительная часть духовных лидеров Саудовской Аравии являются потомками или выходцами из рода основателя ваххабизма Абд-аль-Ваххаба, так что подобные заявления с их стороны вполне ожидаемы», — считает исламовед. По его словам, в королевстве нет плюрализма, потому что это тоталитарная страна, и религиозная власть в Саудовской Аравии сосредоточена в руках верховного муфтия, который дружественен и подконтролен королю. А сам муфтий, по мнению Силантьева, является классическим примером ваххабитского деятеля. Роман Силантьев считает, что призыв разрушать церкви можно расценивать как призыв к терактам против христианских храмов. «Поскольку у нас есть православный храм в Шардже, то это оскорбление и Русской Православной Церкви и вообще всей России, на которое неплохо бы отреагировать МИДу, — считает эксперт. — В принципе, такое заявление, если Саудовская Аравия официально его не опровергнет, могло бы стать поводом доля разрыва дипломатических отношений». На вопрос «Найдутся ли люди, которые послушают верховного муфтия в других странах» Роман Силантьев ответил, что подобного рода призывы всегда находят своих слушателей. «Когда один духовный лидер говорит, что надо соблюдать закон и не грешить, а другой лидер – что нужно всех резать, убивать и грабить, то естественно, что ко второму “духовному лидеру” прислушается не меньшее, а может быть даже и большее число людей», — констатировал наш собеседник.