Нескучный сад - Журнал о православной жизни

В ближайшие годы у христианской демократии нет перспектив – убеждены эксперты

№0'0000 Жизнь в Церкви  24.04.12 15:58 Версия для печати. Вернуться к сайту

На презентации книги о католическом священнике эксперты обсудили перспективы христианских политических партий в нашей стране. Журналист и исследователь Александр Щипков смотрит на эти перспективы с пессимизмом.

Луиджи Стурцо (1871-1959), итальянский священник, политический деятель, автор ряда глубоких исследований в области истории, социологии, культурологии

23 апреля в культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация сборника статей об итальянском священнике и политическом деятеле Луиджи Стурцо. В начале XX века, вдохновленный энцикликой папы Льва XIII, впервые от лица Католической церкви заговорившей о социальной справедливости, Стурцио организует на приходе кассы взаимопомощи, ассоциации по защите социальных прав сицилийских крестьян и ремесленников, в итоге становится мэром родного города. В 1919 году он создает первую в Италии христианскую партию, набрав 20% голосов на парламентских выборах того же года. Партия Стурцио боролась с социальном неравенством, эксплуатацией рабочих, но в отличие от коммунистов не призывала к отмене частной собственности, настаивая на «этических регуляторах» в экономике.

Книга, изданная недавно, стала результатом прошлогоднего симпозиума и поводом для разговора о современном Российском христианском партстроительстве. Законодательные инициативы президента Медведева грозят упростить регистрацию партий, уже сегодня целый ряд политиков «третьего звена» заявили о планах создать христианскую или более узко: православную партию. Алексей Юдин, редактор русскоязычной Католической энциклопедии и доцент Центра изучения религий РГГУ, принявший участие в презентации предлагает «партийным строителям» обратить внимание на опыт отца Луиджи Стурцо: «Его партия выступала не в качестве представителей религии, а как группа носителей определенного мировоззрения, неких концепций о том каким образом, на каких основаниях может быть устроено общество».

С ним согласен и известный журналист, редактор портала «Религия и СМИ» Александр Щипков. Он не видит перспектив у «конфессиональных» или просто христианских политических объединений. «Во-первых политические объединения созданные на конфессиональной основе запрещены законодательством, ни одна партия заявляющая себя как христианская не будет зарегистрирована, и вряд ли в обозримой перспективе что-то изменится, — напоминает он. – Кроме того и среди христианских конфессий и внутри Православной Церкви есть люди очень разных политических убеждений, взглядов, объединить их под крылом какого-то одного проекта нереально».

Своеобразным фундаментом для христианского партстроительства может стать не конфессиональная принадлежность, а единая систем ценностей, на выражение которой претендует отчасти Социальная концепция Русской Церкви, однако этот документ, озаглавленный как «Основы социально концепции…» — так и не получил должного развития внутри самой Церкви – убеждены эксперты, католические политические партии опираются на более чем столетнюю историю католической социальной доктрины, в то время как у нас в этом направлении пока сделаны только первые шаги.

Как замечают эксперты для Европы характерно растворение христианских партий в общей массе, во многих странах христианские партии сегодня прекратили свое существование, а те из них, которые до их пор существуют практически отказались от христианской самоидентификации. Христианские политики растворились в светских партиях. Это в целом согласуется с позицией Щипкова, видящего в социал-демократии удачную замену христианским демократам: «Социал-демократия — направление безусловно наиболее перспективное в нашей стране» — убежден он.

Опытом собственного участия в политике поделился и Марио Мауро депутат Европейского Парламента, с 2004 по 2009 заместитель председателя Европейского Парламента. Христианин и политик. Задача Церкви — находить через политику контакты с обществом. «Во всех теоретических работах о политики написано, что соль политики – это компромисс, — напомнил он. – Компромисс достигается в процессе диалога. Часто политики понимают диалог как способ сделать шаг навстречу друг-другу. Но если ты говоришь глупость, я говорю глупость — и в ходе диалога мы друг с другом соглашаемся – получается, что в угоду политическому компромиссу мы отодвигаем на задний план истину. По моему мнению, не возможно заниматься политикой, отодвигая истину на задний план. Компромисс возможен только тогда, когда этот компромисс является согласием с истиной».

Европейский парламентарий готов предложить примеры здорового компромисса: «Весь современный мир живет ради денег, и не возможно продолжать говорить, что «все деньги от Дьявола», однако нужно предложить такое устройство, которое удовлетворяло бы общество, но и содержало христианский ответ на современные вызовы».