9 августа празднуется память новгородского юродивого Николы Кочанова. Несмотря на необычные внешние формы юродство – одна из самых консервативных форм святости. Блаженный не занимается разоблачением «традиционной церковности», но, напротив, предупреждает людей от привыкания к святыни, от теплохладного отношения к вере и от кощунства, считает историк Андрей ЗАЙЦЕВ.
Мир Древней Руси нам часто представляется как идеальное христианское общество, где все люди от холопа до царя степенно ходят в храмы, истово молятся, постятся по двести дней в году, перед смертью становятся иноками, а после кончины – святыми. Иногда в этой идиллии бывают сбои, и тогда на исторической сцене ненадолго появляются бражники, разбирающиеся в библейской истории и попадающие в рай, но в целом жизнь в допетровской Руси многим кажется очень благочестивой.
Эта мифологему можно разрушить разными способами: чтением исторических документов, размышлением над причинами старообрядческого раскола, но лучше всего идею всеобщего процветания разрушает феномен юродивых – святых, распространенных на Руси, начиная с XIV века.
Одним из таких блаженных «похабов» был Николай Кочанов. Благочестивый сын богатых и знатных новгородцев, не желая получать славу и почести от людей, Николай стал ходить по городу в рубище. Краткое современное житие, размещенное на сайте Новгородской епархии, довольно точно следует за древнерусским агиографическим текстом, так описывая суть подвига блаженного Николы: «Юродствуя, ходил по городу, творил неприличия, а в устах его всегда была молитва к Богу».
В этой фразе кроется самая большая опасность подвига юродивого. До сих пор Церковь не нашла однозначных критериев, по которым при жизни или вскоре после смерти можно отличить подлинных юродивых от мошенников и сумасшедших. Все они могут бегать голыми или неряшливо одетыми по городам и весям и творить непотребства, но лишь единицы становятся святыми.
Основой для подвига юродивого стало выражение апостола Павла о том, что христиане должны быть «безумны Христа ради». За эти слова первоверховного апостола христиан часто упрекали в том, что они не ценят человеческий разум, но подобное обвинение не слишком справедливо. Еще Ориген в своем трактате «Против Цельса» писал: «Мы не говорим, что глупость хороша вообще... Гораздо лучше веровать в догмат с рассуждением и мудростью, чем с голой верой». В церковном предании можно найти рассуждения о том, что христианин должен бегать от мудрости века сего (то есть, например, не должен уметь обманывать другого, не должен получать 2 рубля за вещь, которая стоит рубль), но быть мудрым в достижении Царствия Небесного.
В Древней Руси именно юродивые иногда становились выразителями христианской мудрости с помощью игры или безумных поступков. Николай Кочанов часто дрался со своим собратом по подвигам блаженным Феодором и однажды запустил кочан капусты прямо ему в голову, за что и получил свое прозвище. Николай жил на Софийской стороне Великого Новгорода, а Феодор - на Торговой. Их поединки, как сообщает житие, пытались отучить новгородцев, живших на разных берегах Волхова, драться друг с другом.
Публичная драка двух юродивых ради мира в городе не самый большой парадокс этого типа святости. Древнерусские памятники доносят до нас отношение Церкви и народа к блаженным. Как пишет Сергей Иванов, чаще всего их называли словом урод, которое в современном русском языке имеет четкую негативную окраску: «Именно слово оуродъ в конце концов стало наиболее употребительным обозначением специфического христианского подвига. Юродивый (по-древне-славянски—уродивый или просто урод) — это по первому своему смыслу тот, кто «родился неправильно», будь то в физическом или умственном отношении… В XVII в. значения разделились": «урод» стало обозначением врожденного калеки, а «юрод» — безумца, в том числе и притворного».
Иногда юродивых также называли блаженными, но этот эпитет мог применяться и к другим подвижникам. Так автор жития Феодосия Печерского очень часто называет его блаженным. Употребление этого слова восходит к Нагорной проповеди Христа, где праведники называются блаженными, счастливыми. По отношению к юродивым этот эпитет употребляется на стыке значений: в славянских языках можно найти глаголы блажить и слово соблазн, в современном русском языке словом «блаженный» может называться человек не от мира сего, дурачок. Поскольку натуральное безумие весьма сложно отличить от безумия притворного, показного, то Церковь неоднократно могла прямо запрещать юродство.
Выше мы отметили, что расцвет юродства на Руси относится ко временам Ивана Грозного. Англичанин Флетчер, посетивший Москву в конце XVI века так описывает юродивых: «Кроме [монахов] у них есть особенные отшельники (Eremites), которых они называют святыми людьми (holy men), очень похожие на гимнософистов и по своей жизни, и по поступкам, хотя не имеют ничего общего с ними в том, что касается познаний и образования. Они ходят совсем нагие, за исключением лоскута вокруг чресел, с длинными свисающими волосами, широко разметанными по плечам, и многие с железным ошейником или цепью вокруг шеи либо вокруг тела, даже зимою в самые сильные морозы. Их считают пророками и весьма святыми мужами (prophets and men of great holines), дозволяя им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге (of the very highest himselfe). Если такой человек открыто упрекает кого-нибудь в чем бы то ни было, то ему ничего не возражают, а только говорят «Po graecum», что означает «по грехам». Если же кто из них, проходя мимо лавки, возьмет что-нибудь из товаров, где бы он ни захотел, то [купец] почтет себя весьма любимым Богом и дорогим для святого, за то что тот взял это таким манером. Но подобного рода людей немного, потому что ходить голым в России, особенно зимою, очень нелегко и весьма холодно».
Рассказ Флетчера доносит до нас формы поведения людей, выдававших себя за блаженных и бывших ими. Эти формы были характерны для юродивых во все времена. В Эдесе добропорядочных граждан за тысячу лет до описания Флетчера смущал блаженный Симеон, разгуливавший голый по улицам и поедавший мясо в Великий Четверг, в Константинополе «блажил» святой Андрей, а в Новгороде Никола Кочанов. Каждый из этих святых невольно порождал толпу подражателей, желавших жить за счет подаяния от доверчивых христиан или просто сумасшедших. Ситуация осложнялась еще и тем, что реальных сведений о жизни большинства блаженных было известно очень мало, а потому из одного агиографического сочинения в другой могли переходить рассказы о том, как люди издевались над праведниками и получали за это заслуженное наказание. Из жития Николая Кочанова можно узнать, как некий вельможа пригласил его к себе на пир, но слуги с насмешками прогнали святого. Тогда на пиру во всех сосудах пропало вино, и появилась вновь после того, как блаженного разыскали и с извинениями посадили на почетное место за столом.
Однако скудость источников и наличие корыстных подражателей нисколько не уменьшает подвига подлинных юродивых. Хотя этому типу святости невозможно научить или передать от учителя к ученику, блаженные выполняли очень важную роль в современном им обществе. Они свидетельствовали о том, что христианство пусть даже и в форме обрядов и набора нескольких моральных норм было основой жизни людей. Никто не будет обращать внимание на человека, поедающего сосиски в Великий Четверг или кидающего камешки в стены храма, если большинство людей может есть мясо во все дни года и устраивать в церквях продуктовые склады или акции актуального искусства. Несмотря на необычные внешние формы юродство – одна из самых консервативных форм святости. Блаженный не занимается разоблачением «традиционной церковности», но, напротив, предупреждает людей от привыкания к святыни, от теплохладного отношения к вере и от кощунства. В Древней Руси юродивый также напоминал царям и знатным людям о том, что заповеди Христовы обязательны для всех без исключения. Блаженный становился голосом народной правды, но не политическим активистом. Когда во времена Ивана Грозного другой блаженный Никола предложил царю кусок святого мяса и призвал не разрушать Псков, он не сомневался в его абсолютной власти, но просто напоминал о том, что самодержец ответственен за свои поступки перед Христом.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Тропарь Усекновения главы Иоанна Предтечи: радость пострадать за истину Несмотря на тьму греха, сгустившуюся вокруг пророка в последние дни его жизни, он был рад пострадать за то дело, ради которого он родился и столь много потрудился, – и за того Человека, который был Богом. Тропарь 2 гласа «Память праведного с похвалами» комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Необычные воины: предупреждены, но не вооружены Быть святым — значит приблизиться к Богу. Святость одна, но дороги, к ней ведущие, различны. Поэтому среди святых мы и находим такое разнообразие. Преподобные, святители, мученики, праведные, пророки, апостолы, блаженные, благоверные цари и князья… Борис и Глеб принадлежат к особому чину святых — их почитают как страстотерпцев
Борис и Глеб: от иконы до книжной графики Борис и Глеб - может быть самые почитаемые святые в древней Руси. Отказавшись от политической междоусобной борьбы они безропотно приняли смерть от рук собственного брата и почитаются церковью как страстотерпцы. «Нескучный сад» подготовил подборку иконографических изображений святых братьев к дню их памяти.
Русские жертвы Катыни 15 июля 2012 года в Катыни Патриарх совершит освящениe храма Воскресения Христова. Смотрите наш фоторепортаж из мемориального комплекса «Катынь», сделанный этим летом.
Святитель Николай Сербский: Златоуст из Лелича Лелич один из самых новых сербских монастырей. Этот храм в 1926 году Николай Сербский строил вместе со своим отцом Драгомиром на собственные средства: в их родном селе Лелич тогда не было приходской церкви. Ко дню святителя «Нескучный сад» публикует небольшой рассказ с родины популярного сербского святого
Святитель Николай Сербский: епископ, писатель, дипломат 3 мая память свт. Николая (Велимировича). В 1920 году владыка предсказал Вторую мировую войну, в одной из его поэм угаданы события последних 20 лет в Сербии. Откуда у вышедшего из села епископа была способность различать глубинные течения истории? Как выучившийся на Западе гений стал на родине "святым дедушкой"?
Канонизация снизу: два жития Матроны Московской Канонизация святой праведной Матроны Московской до сих пор, как ни странно, вызывает споры. Несогласные цитируют житие святой, возмущаясь призывами Матроны хвататься за ее «пяточку», чтоб спастись, и встречей со Сталиным, которому святая Матрона якобы давала советы, как вести войну. Откуда взялись такие фрагменты в житии канонизированной святой? Оказывается, житий было два: народное и каноническое. Рассказывает историк Андрей ЗАЙЦЕВ
Матронушка: народная святая 2 мая Церковь празднует день преставления святой блаженной Матроны Московской. Матрона Дмитриевна Никонова, ставшая в конце девяностых одной из самых почитаемых в России святых, провела всю свою жизнь в скитаньях по чужим квартирам и домам, а скончалась в подмосковном городке Сходня в 1952 году. Наш корреспондент побывал в Сходне, а в Москве посетил мощи святой Матроны
Дневники св.Иоанна Кронштадтского: каким был почерк святого? О том, как исчезли некоторые тетради из дневников святого, есть ли шанс их найти, кто цензор и как он выбирает какие записи для публикации, — рассказывает доктор филологии, редактор дневников и внучатая племянница святого Тамара ОРНАТСКАЯ
Поразивший змия 6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого
Бутовский полигон: лекарство от коммунизма Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь — после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»
Свидетели Христа В чем смысл мученичества? Всегда ли мученичество должно быть добровольным? Почему не признаны мучениками, убитые, но не отрекшиеся Христа: в Чечне – священник Петр Сухоносов, в Кабардино-Балкарии – священник Игорь Розин, оптинские насельники – о. Василий, иноки Трофим и Ферапонт, солдат Евгений Родионов, замученный в чеченском плену? Многие верующие почитают их как мучеников
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Как православная икона попала на ирландскую марку? В Ирландии выпустили почтовую марку с изображением православной иконы святого Патрика. Настоятель подворья РПЦ в Дублине священник Михаил Насонов рассказал, как православная икона попала на ирландские марки
Сорок мучеников Севастийских Один из самых любимых в народе праздников - день Сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю. Почему же так любят этот праздник?
Сретение: Симеон Богоприимец и его сомненья С праздником Сретения связана легенда о старце Симеоне, который, читая пророчество о рождении Мессии, усомнился в рождении Спасителя от Девы. Что стоит за этим рассказом? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры, ведущим научным сотрудником Института Восточных Культур и Античности РГГУ Михаилом Селезневым.
День святого Валентина: птицы, христианство и любовь Почему именно в день католического святого Валентина принято признаваться в любви? Как давно этот обычай появился на Западе? И как сегодня к этому празднику относятся сами католики?
Цена иконы Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX — начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.