28 мая Церковь вспоминает убиение благоверного Царевича Димитрия в Угличе. Не многие вспомнят сегодня, что в XV веке Углич был столицей удельного княжества. Но, наверное, все знают, что здесь произошло событие, роковым образом отразившееся на отечественной истории: в этом городе прервалась жизнь последнего представителя рода Рюриковичей. А за смертью царевича последовал долгий политический кризис, так называемое Смутное время. Страна оказалась на краю гибели.
На месте гибели царевича Димитрия сегодня возвышается церковь «на крови». Кровь символизирует красный цвет стен. Храм представляет собой композицию «кораблем». И «корабль» этот совсем не траурный, а праздничный, радостный, будто вырастает из воды (так близко к береговой кромке поставлен храм).
Смерть царевича
Вот картина: малая река впадает в большую, при впадении берег образует острый мыс, на берегу возвышается красная церковь, за ней — древние княжеские палаты. При впадении ручья Каменца в Волгу находилась угличская цитадель с деревянными стенами и башнями. Здесь же, на стрелке рек, 15 мая 1591 года царевич Димитрий, младший сын царя Ивана Грозного и его последней супруги Марии Нагой, умер при таинственных обстоятельствах.
Нагие — мать царевича Мария и ее родственники — объявили, что царевича убили по приказу боярина Бориса Годунова. В Угличе поднялось восстание, в результате которого были убиты несколько человек, в том числе государев дьяк Михаил Битяговский и его сын Данила. Через четыре дня в Углич из Москвы была направлена следственная комиссия во главе с боярином Василием Шуйским, окольничим Андреем Клешниным и думным дьяком Елизаром Вылузгиным. Вывод комиссии известен — Димитрий убился сам, играя с друзьями в «ножички». Дело в том, что царевич страдал падучей болезнью (эпилепсией), и, согласно с мнением следствия, очередной приступ случился с ним во время игры в «тычку» (т. е. в «ножички»): Димитрий неудачно упал, перерезав себе горло.
Результаты угличского «обыска» Шуйский озвучил 2 июня перед духовенством в Кремле. Патриарх Иов выразил полное одобрение работой комиссии, согласился с выводами расследования и выступил с осуждением Нагих, которые после смерти царевича подняли восстание в Угличе и других городах Московии. После этих событий восставших «мужиков»-угличан подвергли настоящим преследованиям и ссылкам, Марию Нагую насильно постригли в монашество и сослали на Белоозеро. Колокол соборной колокольни в Угличе (в который били в набат, призывая на восстание) сняли, оторвали ему «язык», урезали «ухо» и сослали в Тобольск.
Царевича похоронили в Преображенском соборе Углича (до нашего времени здание собора не сохранилось).
Церковь на крови
На месте гибели царевича Димитрия сегодня возвышается церковь «на крови». Ее алтарь расположен над местом смерти царевича. Кровь символизирует красный цвет стен. Сам храм представляет собой излюбленную русскими зодчими композицию «кораблем». Если смотреть на церковь с реки, то кажется, будто она вырастает из воды (так близко ее поставили к береговой кромке). Нужно отметить, что «корабль» этот совсем не траурный, а праздничный, радостный. Русское узорочье вообще жизнеутверждающе: богатый кирпичный декор, белые детали на красном фоне, шатровая мачта-колокольня, стройное пятиглавие и голубые купола со звездами. Все ярко и весело — при чем здесь смерть ребенка? Но вот мы заходим в храм, поднимаемся по лестнице, через притвор попадаем в трапезную часть, оттуда проходим в четверик и видим росписи. Вся западная стена посвящена смерти Димитрия и последовавшим за ним событиям. Цельными композициями написано, как царевич вышел на прогулку из дворца, как к нему подошли двое мужчин, один из них держал ребенка, другой резал ему горло, потом царица с прислугой обнаружила тело мертвого царевича, как зазвонили в колокол, поднялось восстание и убийцы были сами убиты «каменьями народом углицким». В верней части стены — центральная композиция перенесения тела в Москву. Так было ли убийство?
Храм царевича Димитрия в Москве при 1-ой градской больнице
Немой свидетель
С северо-западной стороны от храма находятся древние княжеские палаты (их постройку относят к концу XV века), они же в конце XVI столетия стали местом пребывания младшего отпрыска Грозного. Палаты эти — единственный дошедший до нас свидетель тех далеких событий, свидетель, хранящий множество загадок. До сих пор доподлинно неизвестно, как выглядели палаты первоначально. Мы знаем лишь, что они входили в обширный комплекс княжеской резиденции Андрея Большого (одного из сыновей Ивана III) и соединялись деревянными переходами с остальными частями ансамбля — деревянными и каменными палатами и Спасо-Преображеским собором.
В этих палатах пребывал князь; они же служили для торжественных приемов, на что указывает их особая торжественная архитектура: высокие (в три этажа), монументальные, изысканные. Палаты завершаются восьмискатной кровлей на новгородский манер с нарядными фронтонами (их украшают терракотовые фризы и кирпичные орнаментальные пояса). В истории русской архитектуры палаты «углицких удельных князей» считаются самым значительным произведением гражданского зодчества второй половины XV века вне стен Москвы. По мнению ряда исследователей палаты, ко всему прочему, служили последним пристанищем при защите крепости от врагов, являясь, таким образом, своеобразной башней-донжоном (этой функции палат отвечают мощные стены, узкие бойницы окна нижнего ряда и глухая внешняя восточная стена). Вполне возможно, что первоначально в первом этаже палат вообще не было входа, здесь, предположительно, могла находиться княжеская кладовая. Второй этаж был жилым, туда вел деревянный переход, который в условиях обороны мог быть сожжен. Третий этаж выполнял роль залы для торжественных приемов и трапез, он-то и был в прямом смысле слова палатой с одним центральным столпом. К концу XVI века княжеская резиденция пришла в упадок, ее подновили к приезду нового угличского князя — царевича Димитрия. Старинные каменные палаты стали его дворцом. Теперь особой защиты палаты не требовали, поэтому с северной, речной, стороны к ним было приделано деревянное крыльцо с лестницей на второй этаж. Вот по этой лестнице и спустился царевич играть с «робятами» во дворе. Согласно следствию Шуйского, дети подтвердили, что царевич убился случайно, про это говорили и взрослые, бывшие «на крыльце с царицей». Но достаточно подняться на это самое крыльцо (восстановленное архитектором Н. В. Султановым в 1890-е годы) и посмотреть в сторону алтаря, чтобы понять: разглядеть что-то с этой точки было практически невозможно.
Обретение святого
В народе ползли слухи: царевич чудом спасся, жив и претендует на престол. Он законный наследник — сын Ивана Грозного, не чета Годунову. Слухи росли, и Димитирий действительно «ожил». Монах Григорий Отрепьев, конечно, знал, какую игру он затеял, провозглашая себя царевичем. Правда, возможно, и не предполагал, как далеко эта игра зайдет. Сам Отрепьев был убит, но грех самозванства оказался очень притягательным: и вот уже «крестьянский вождь» Иван Болотников «самоназывается» Димитрием; очередной Димитрий (так называемый «тушинский вор») идет с польским войском к русской столице; именем несчастного царевича называет себя казацкий атаман Иван Зарудный. Холопы, монахи-расстриги, казаки-разбойники, бояре, польские короли, шляхтичи — все сразу стали Димитриями. Страна оказалась на грани гибели, русские убивали и грабили русских же.
Новый царь Василий Шуйский в начале своего правления (май 1606 года) отправил в Углич очередную комиссию во главе с митрополитом Филаретом (Романовым) для дополнительного расследования. Могила царевича в Преображенском соборе была вскрыта, и по храму распространилось необыкновенное благоухание. Тело ребенка оказалось нетленным, в его руке была зажата горсть орехов. Так обрели мощи святого Димитрия Угличского.
Торжественная процессия со священными реликвиями двинулась к Москве. На границе Углича был торжественно отслужен молебен (на этом месте позже будет построена каменная церковь царевича Димитрия «в поле»). В столице процессию встречали царь Василий и мать Димитрия — инокиня Марфа. Мощи нового угодника Божия были поставлены в Архангельском соборе Московского Кремля, к ним начали приходить страждущие, у мощей происходили исцеления и чудеса. Явление мощей святого Димитрия было ознаменовано победой царского войска над очередным самозванцем — крестьянским атаманом Иваном Болотниковым. В том же 1606 году царевич был канонизирован Русской Православной Церковью. В составленном позже «Житии» причиной смерти царевича указано убийство от рук наемников, подосланных боярином Борисом Годуновым. Версия убийства стала главной, она и запечатлена в церкви царевича Димитрия на крови в Угличском кремле.
И все-таки царевич канонизирован Церковью не как страстотерпец, то есть праведно принявший смерть (например, как последний русский император Николай II), а как благоверный князь Угличский. Православные христиане почитают Димитрия не за его смерть, а за его жизнь, хотя о ней мы знаем очень мало. Бедный мальчик, он был рожден от шестого невенчаного брака царя-сумасброда. Его мать и родственники по матери надеялись благодаря Димитрию получить лучшие земли и высокие чины, им пользовались, как средством, все, включая родную мать: Мария Нагая, ставшая инокиней Марфой, признавала своего сына почти во всех самозванцах лже-Димитриях. Его чрезмерно опекали и пугали злыми московскими боярами, которые спят и видят смерть последнего сына грозного царя. И вот он умер — и прославился многими чудесами. Он и сегодня отзывается на обращенные к нему молитвы. Особенно если молятся о малых детях.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Тропарь Усекновения главы Иоанна Предтечи: радость пострадать за истину Несмотря на тьму греха, сгустившуюся вокруг пророка в последние дни его жизни, он был рад пострадать за то дело, ради которого он родился и столь много потрудился, – и за того Человека, который был Богом. Тропарь 2 гласа «Память праведного с похвалами» комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Необычные воины: предупреждены, но не вооружены Быть святым — значит приблизиться к Богу. Святость одна, но дороги, к ней ведущие, различны. Поэтому среди святых мы и находим такое разнообразие. Преподобные, святители, мученики, праведные, пророки, апостолы, блаженные, благоверные цари и князья… Борис и Глеб принадлежат к особому чину святых — их почитают как страстотерпцев
Борис и Глеб: от иконы до книжной графики Борис и Глеб - может быть самые почитаемые святые в древней Руси. Отказавшись от политической междоусобной борьбы они безропотно приняли смерть от рук собственного брата и почитаются церковью как страстотерпцы. «Нескучный сад» подготовил подборку иконографических изображений святых братьев к дню их памяти.
Русские жертвы Катыни 15 июля 2012 года в Катыни Патриарх совершит освящениe храма Воскресения Христова. Смотрите наш фоторепортаж из мемориального комплекса «Катынь», сделанный этим летом.
Святитель Николай Сербский: Златоуст из Лелича Лелич один из самых новых сербских монастырей. Этот храм в 1926 году Николай Сербский строил вместе со своим отцом Драгомиром на собственные средства: в их родном селе Лелич тогда не было приходской церкви. Ко дню святителя «Нескучный сад» публикует небольшой рассказ с родины популярного сербского святого
Святитель Николай Сербский: епископ, писатель, дипломат 3 мая память свт. Николая (Велимировича). В 1920 году владыка предсказал Вторую мировую войну, в одной из его поэм угаданы события последних 20 лет в Сербии. Откуда у вышедшего из села епископа была способность различать глубинные течения истории? Как выучившийся на Западе гений стал на родине "святым дедушкой"?
Канонизация снизу: два жития Матроны Московской Канонизация святой праведной Матроны Московской до сих пор, как ни странно, вызывает споры. Несогласные цитируют житие святой, возмущаясь призывами Матроны хвататься за ее «пяточку», чтоб спастись, и встречей со Сталиным, которому святая Матрона якобы давала советы, как вести войну. Откуда взялись такие фрагменты в житии канонизированной святой? Оказывается, житий было два: народное и каноническое. Рассказывает историк Андрей ЗАЙЦЕВ
Матронушка: народная святая 2 мая Церковь празднует день преставления святой блаженной Матроны Московской. Матрона Дмитриевна Никонова, ставшая в конце девяностых одной из самых почитаемых в России святых, провела всю свою жизнь в скитаньях по чужим квартирам и домам, а скончалась в подмосковном городке Сходня в 1952 году. Наш корреспондент побывал в Сходне, а в Москве посетил мощи святой Матроны
Дневники св.Иоанна Кронштадтского: каким был почерк святого? О том, как исчезли некоторые тетради из дневников святого, есть ли шанс их найти, кто цензор и как он выбирает какие записи для публикации, — рассказывает доктор филологии, редактор дневников и внучатая племянница святого Тамара ОРНАТСКАЯ
Поразивший змия 6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого
Бутовский полигон: лекарство от коммунизма Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь — после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»
Свидетели Христа В чем смысл мученичества? Всегда ли мученичество должно быть добровольным? Почему не признаны мучениками, убитые, но не отрекшиеся Христа: в Чечне – священник Петр Сухоносов, в Кабардино-Балкарии – священник Игорь Розин, оптинские насельники – о. Василий, иноки Трофим и Ферапонт, солдат Евгений Родионов, замученный в чеченском плену? Многие верующие почитают их как мучеников
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Как православная икона попала на ирландскую марку? В Ирландии выпустили почтовую марку с изображением православной иконы святого Патрика. Настоятель подворья РПЦ в Дублине священник Михаил Насонов рассказал, как православная икона попала на ирландские марки
Сорок мучеников Севастийских Один из самых любимых в народе праздников - день Сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю. Почему же так любят этот праздник?
Сретение: Симеон Богоприимец и его сомненья С праздником Сретения связана легенда о старце Симеоне, который, читая пророчество о рождении Мессии, усомнился в рождении Спасителя от Девы. Что стоит за этим рассказом? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры, ведущим научным сотрудником Института Восточных Культур и Античности РГГУ Михаилом Селезневым.
День святого Валентина: птицы, христианство и любовь Почему именно в день католического святого Валентина принято признаваться в любви? Как давно этот обычай появился на Западе? И как сегодня к этому празднику относятся сами католики?
Цена иконы Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX — начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.