На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Тропарь Преображения Господня: глас тяжелый


Версия для печати
19.08.13, 08:10

Тропарь «Преобразился еси на горе, Христе Боже» поется на седьмой глас, который в церковно-певческой традиции именуется «тяжелым». Все дело в византийцах, – именно этим термином (греч. «варес») эта традиция постаралась передать величественность и силу седьмого гласа. Рассказывают священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.

Преображение Господне. Икона XIV века. Псков

Тропарь, глас 7:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою,
якоже можаху,
да возсияет и нам, грешным,
Свет Твой присносущный
молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе.

Греческий оригинал:
Μετεμορφώθης ἐν τῷ ὄρει Χριστὲ ὁ Θεός,
δείξας τοῖς Μαθηταῖς σου τὴν δόξαν σου,
καθὼς ἠδύναντο.
Λάμψον καὶ ἡμῖν τοῖς ἁμαρτωλοῖς,
τὸ φῶς σου τὸ ἀΐδιον,
πρεσβείαις τῆς Θεοτόκου,
φωτοδότα δόξα σοι.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Преобразился Ты на горе, Христе Боже,
показав ученикам Твоим славу Твою,
насколько это было для них возможно.
Да воссияет и нам, грешным,
свет Твой вечный,
по молитвам Богородицы;
Податель света, слава Тебе!

– Преображение Господне описано у евангелистов-синоптиков: Матфея (17:1-9), Марка (9:2–9) и Луки (9:28-36). Само событие Преображения совершилось незадолго до крестных страданий Спасителя – следовательно, имело бы смысл установить празднество за несколько недель до Пасхи. Но тогда Преображение попало бы на Великий пост. Возможно, именно поэтому праздник Преображения был помещен на 40-й день перед Воздвижением Креста Господня, поскольку содержание и смысл Воздвижения во многом повторяет Великую пятницу. Однако – ирония судьбы! – со временем Преображение оказалось посреди другого поста – Успенского.

Преображение имеет однодневное предпразднство и семидневное попразднство. Отдание праздника совершается накануне предпразднства Успения – 13/26 августа.

Тропарь праздника, равно как и его кондак, поется на довольно редкий глас – 7-й. В греческой терминологии этот глас именуется тяжелым (греч. варос), – именно с помощью такого определения византийская традиция попыталась передать сочетание величественности и силы мелодии тропаря Преображения.

Увидеть свет Преображения страшно даже избранным Ученикам, что отмечено в третьем стихе: они видели славу Божию, «якоже можаху» – насколько это было в их силах. Просьба о видении божественного света есть, собственно, просьба о святости. Комментирует поэт Ольга СЕДАКОВА

(Sub specie poeticae)

Тропарь Преображения Господня построен просто. Первая его часть – три стиха – излагает событие, которое празднуется: как обычно, в богословской перспективе и, как обычно, в форме обращения, во втором лице. «Ты преобразился на горе». Богословский комментарий тропаря предельно сжат: сказано, что преображение – это явление Славы Божией и что возможность видеть эту славу у человека весьма ограничена. О связи Преображения со Страстями говорит уже кондак Праздника. О ветхозаветных прообразах явления Славы Господней, богооткровениях на горе Моисею и Илии говорят библейские паремии и другие праздничные песнопения.

Заметим, что в отличие от многих праздничных тропарей и кондаков, в преображенском тропаре речь ведется в прошедшем времени, а не в настоящем (ср. «Днесь спасения нашего главизна», тропарь Благовещения; «Дева днесь Пресущественнаго раждает», кондак Рождеству; «Явился еси днесь вселенней», кондак Крещению; «Днесь благоволения Божия предображение», тропарь Введения во храм; «Дева днесь предстоит в церкви», кондак Покрову и др.). Можно предположить, что эта форма избрана неслучайно: тропарь Преображения (как и кондак этого Праздника) говорит об этом событии как о случившемся единожды1 , он не хочет представить его как происходящее сейчас («днесь»), перед глазами собравшихся. Увидеть свет Преображения страшно и непосильно даже избранным Ученикам, что отмечено в третьем стихе: они видели славу Божию, «якоже можаху» – насколько это было в их силах. Евангельское повествование и иконография Преображения изображает ужас Учеников, «павших на лица свои» (Мф.17,6).

И потому, вероятно, появляется в следующем стихе редкая для праздничных песнопений (и естественная в молитвах) самохарактеристика поющих и слушающих его как «грешных»: «Да воссияет и нам, грешным». О том, чтобы удостоиться видения этого «присносущного», вечного – и при этом невидимого для обыденного, грешного взгляда – невещественного света, чтобы он «просиял и нам», просит вторая часть тропаря (еще три стиха), прямо переходящая в славословие Христу как подателю Света.

Основной мотив тропаря – свет: его несут слова «свет», «воссияет», «светодавец», «слава» (библейская слава имеет обычно световую природу, хотя необязательно: чудо в Кане Галилейской – «преображение» воды в вино – описывается как «явление славы», хотя собственно о свете в этом эпизоде ничего не говорится, Ин.2, 11). Со световой природой связана и святость, о святых обычно говорится, что они «просияли».

Свет Преображения, фаворский свет – важнейшая тема православной традиции, богословия и мистики, молитвенной практики. Вечный, то есть божественный, нетварный свет, который созерцается «умными очами», «очами сердца». Просьба о видении божественного света есть, собственно, просьба о святости.

Можно спросить, почему наш тропарь в своей просьбе о даровании видеть этот свет обращается к заступничеству Богородицы («молитвами Богородицы»): ведь во всех синоптических повествованиях о Преображении речи о Ней не заходит?

Это уточнение просьбы связывает Преображение, явление Христа по славе, с Рождеством. В нашем тропаре Христос представлен как «податель света». В евангельских повествованиях Он облекается светом, как будто в подтверждение стиха Псалма: «Одеяйся светом яко ризою» (Пс.103,2). Но Он и есть Свет: «Света от Света» (Символ веры), «свет неприступный»: «пришел еси и явился еси, свет неприступный» (кондак Крещения).

В праздничных тропарях на Рождество Богородицы и на Сретение звучит одна и та же фраза: «Из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш» -- с глаголом из нашего тропаря «да возсиет». В событии Преображения Христос «показа учеником славу Свою». Но Он и есть Слава Божия («Божия слава и Божия мудрость», «Слава Бога Отца»), и потому Богородица именуется «священное сокровище славы Божия» (кондак на Введение во храм).

Тема «света Христова» и Христа – Света – любимая тема множества литургических песнопений, включающих в себя стихи Псалмов и другие цитаты Св. Писания: «во свете Твоем узрим свет (из Пс.35,10)»; «да знаменуется на нас свет лица Твоего»; «Свет истинный, просвещаяй и освещаяй всякаго человека грядущего в мир (цитата из Ин.1,9)»; «Свете тихий святыя славы бессмертнаго Отца небеснаго»… Свет, который есть жизнь – «и жизнь была свет человеков» – и который «во тьме светит» (Ин.1, 4 - 5)

По свидетельству всех трех синоптиков, апостол Иоанн был одним из трех свидетелей Преображения – и при этом в его повествовании этот эпизод отсутствует. Но след – или плод – этого опыта лежит в сердцевине пролога к Евангелию от Иоанна, к Иоаннову богословию света, которое излагается как богословие свидетельское: «и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца» – «и мы видели…» (Ин.1, 14).

Примечание:
1 В «Августе» у Б.Пастернака явление фаворского света представлено как вошедшее в обиход, регулярное:
"Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора".

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ. Ольга СЕДАКОВА

Версия для печати

Тэги: Богослужение  Преображение  Язык богослужения  Перевод богослужения 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.