Отношения с государством — одна из самых важных проблем в истории Церкви. С момента зарождения христианства ответ на этот вопрос заново ищет практически каждое поколение верующих. Но среди христианских святых был человек, сумевший с помощью личного авторитета создать новую модель отношений между Римом и христианами, которая привела к крушению языческой религии и фактически стала одним из предвестников конца римской цивилизации. Память святителя Амвросия Медиоланского празднуется Православной Церковью 20 декабря.
Базилика Амвросия Медиоланского. Построена в 379-386 годах святым Амвросием Медиоланским на месте захоронения раннехристианских мучеников
Избранный устами младенца
Его звали Амвросий, и он смог успешно соединить в себе классическое римское мировоззрение с христианством. Он стал зримым доказательством того, что знатный римлянин может верить во Христа, а новая вера не противоречит традиционным римским добродетелям. Он родился около 340 года, а умер в 397-м, прожив всего 57 лет, но за эти годы он смог изменить и Церковь, и империю. В молодости он был адвокатом, а затем стал префектом в Северной Италии, то есть вторым человеком по значимости после императора, не считая других префектов. Его резиденция находилось в Медиолане (нынешний Милан) — втором по значению городе в империи после Рима. На посту префекта Амвросий отличался справедливостью и строгим соблюдением закона, а потому в 374 году его назначили арбитром в споре между арианами и православными, посвященном избранию нового епископа Медиолана.
В конце IV века эта должность была крайне желанной. После того как Константин Великий сделал христианство сперва дозволенной, а затем и предпочитаемой религией, в Церковь хлынул поток новых верующих и денег. Современник Амвросия римский историк Аммиан Марцеллин описывает кровавую бойню при выборе епископа в Риме в 369 году: «Дамас и Урсин горели жаждой захватить епископское место. Партии разделились, и борьба доходила до кровопролитных схваток и смертного боя между приверженцами того и другого… В этом состязании победил Дамас — благодаря усилиям стоявшей за него партии. В базилике Сицинина, где совершаются сходки христиан, в один день было подобрано 137 трупов убитых людей, а простонародье, долго пребывавшее в озверении, лишь исподволь и мало-помалу утихомирилось».
Подобное кровопролитие могло произойти и в Медиолане, а потому добросовестный префект пришел в базилику, где происходили выборы, чтобы утихомирить толпу. Амвросий с кафедры стал призывать людей к порядку, и в это время в храме трижды раздался детский голос: «Амвросий — епископ». Это посчитали знаком свыше, и, хотя кандидат не был даже крещен и предпочел спастись бегством из города, через некоторое время Амвросий был крещен и поставлен в епископы.
С этого момента начинается новый этап жизни бывшего римского префекта. Амвросий усердно учится: изучает Священное Писание и отцов Церкви, а затем начинает говорить проповеди, в которых сравнивает библейские тексты с сокровищами римской и греческой философии, литературы и истории. По мнению многих исследователей, делает он это не для того, чтобы римляне убедились в правоте нового учения, а для того, чтобы остановить процесс разрушения римской цивилизации и убедить христиан в богатстве античной культуры.
Церковь в государстве или государство в Церкви?
Римская империя вступила в фазу упадка, христианская Церковь, напротив, резко набирала силу. В этих условиях необходимо было выработать способы взаимодействия Церкви и императора. Восточная и Западная Церковь пошли по этой дороге разными путями. В Константинополе со времен Константина Великого начинает формироваться идея цезарепапизма, которую сформулировал африканский епископ Оптат. По его мнению, власть императора ограничена лишь Богом, епископы подчиняются повелениям цезаря даже в церковных вопросах. Оптат выдал чеканную формулу этого типа отношений, которой потом с удовольствием пользовались цари как в Византии, так и на Руси: «Церковь в государстве, но не государство в церкви».
Разумеется, Амвросий Медиоланский не мог принять подобной доктрины. Рим стремительно менялся: сторонники старой римской религии чувствовали, что их время уходит, Амвросий пытался закрепить статус христианства в государстве, пользуясь личным влиянием на императоров.
Кульминацией этой борьбы стал знаменитый спор об алтаре Победы, который произошел во второй половине 384 года. Интересы язычников представлял префект Рима Симмах, со стороны христиан выступил Амвросий Медиоланский. Вся полемика представляет собой письма, адресованные императору Валентиниану II. Молодой цезарь еще не был крещен, а потому Симмах адресует юноше обширную реляцию (письмо), в которой просит восстановить алтарь Победы в Сенате. Аргументы римского префекта в основном сводятся к веротерпимости, защите старинных обычаев и сохранению традиционной римской религии, принесшей славу империи: «У каждого свой обычай, свои обряды. Божественная мысль дала различным городам различных богов-покровителей. Народы получают каждый своего данного роком гения, как новорожденные — душу. К тому же люди присваивают себе богов из соображений полезности: смысл всего скрыт от нас, но откуда мы правильнее всего познаем богов, как не по воспоминаниям и памятникам о счастливых событиях? И если протекшие века создали религии авторитет, то мы должны соблюсти верность стольким векам и следовать своим родителям, которые счастливо следовали своим».
Симмах приводит один из сильнейших доводов с точки зрения классических римских добродетелей. С момента своего основания Рим стоял на почитании «отцов»-патрициев. Древность же обычаев и правильность их исполнения была настолько важна, что если при выборах консулов происходила ошибка в процедуре или в гаданиях, то выборы аннулировались. Власть переходила к интеррексу (междуцарю), который в течение пяти дней должен был созвать народное собрание для выбора царя или консула.
В свою очередь, Амвросий Медиоланский пишет Валентиниану II два письма (17-е и 18-е). Первое он отправляет, еще не имея перед собой текста реляции, второе посвящено разбору аргументов оппонента. Первое послание содержит в себе понимание места Церкви в империи с точки зрения святителя: «Как все люди, которые находятся под римской властью, служат вам — императорам земным и государям, так и сами вы служите всемогущему Богу и священной вере. Иначе же спасение не сможет быть обеспечено, если каждый не почитает правдиво Бога истинного, а это — Бог христиан, который всем правит». Представления о том, что служение священника выше императорского, поскольку император остается в Церкви мирянином и в делах духовных подчиняется епископату и обязуется защищать веру силой своей власти. Амвросий был одним из первых западных учителей Церкви, сформулировавшим основу величия Рима как Церкви, которая затем получит развитие в средневековых спорах пап и европейских монархов. Именно с позиций сильной Церкви Амвросий будет потом говорить с узурпатором (человеком, незаконно захватившим императорскую власть) Евгением и с Феодосием Великим — последним цезарем, которому удалось ненадолго объединить Западную и Восточную Римскую империю.
Однако вернемся к полемике с Симмахом. Святитель приводит еще один довод, из которого видно, что Амвросий не ограничивал влияние Церкви лишь стенами храма. Сенат — это общественное место, где заседают сенаторы-христиане и сенаторы-язычники. Восстановление алтаря Победы нарушило бы права большей части сената и принудило бы христиан находиться в месте, где произносятся клятвы и приносятся жертвы языческим богам, которых он называет «демонами и идолами». Святитель Амвросий четко указывает императору, что между принципом равенства религий и поддержкой Церкви цезарь должен выбирать сторону христиан, поскольку он и сам должен быть христианином. Святитель впервые начинает в обращениях к цезарю использовать титул «христианнейший», вкладывая в этот эпитет совершенно определенное понятие — защитник веры, слушающийся повелений Церкви. Амвросий переворачивает формулу Оптата, предполагая, что государство находится в Церкви, но не Церковь в государстве.
Медиоланский епископ также чрезвычайно изящно опровергает идею Симмаха и классического Рима о том, что боги сражались на стороне легионов и даровали им победу. Идея эта была одной из основополагающих для римской цивилизации, и ради удовлетворения богов в прямом смысле слова отдавали жизни и простые воины и консулы, а каждая такая жертва становилась национальным героем и фактически новым богом для римлян. Амвросий же говорит о том, что победу Риму приносили не боги, но доблесть солдат: «Зачем мне отрицать, что их святыни сражались за римлян? Однако ведь и Ганнибал поклонялся тем же самым богам! Стало быть, боги могут выбрать кого хотят». Последняя фраза Амвросия в своей ироничности революционна не только с точки зрения античности, но и для Средневековья. Во время крестовых походов и франки, осаждавшие Константинополь, и греки, его защищавшие, считали, что Христос помогает только их войску.
В споре с Симмахом Амвросий победил. Алтарь Победы не был восстановлен, но Симмах уважал епископа и направил к нему молодого человека по имени Августин, которому предстояло стать одним из величайших учителей Церкви. Речь идет о блаженном Августине — авторе «Исповеди», «О Граде Божием» и других сочинений, составляющих золотой фонд христианской патристики. В свою очередь, Амвросий очень высоко отзывался о талантах Симмаха, и спор не испортил их добрых отношений.
«Могильщик» Рима
Высшей точкой политического влияния Медиоланского епископа стало покаяние императора Феодосия Великого и последовавший за тем ряд указов, ставящих язычество в империи вне закона. Отметим, что этот византийский император долго считал себя вправе вмешиваться во внутрицерковные дела, созывать соборы и даже запрещать христианам вести богословские споры. Для Востока с его идеей цезарепапизма это уже стало нормальной практикой, для Запада подобное вмешательство цезаря было неприемлемым, а потому диалог Амвросия с Феодосием стал практически неизбежным.
Среди писем святителя к царям есть и несколько посланий к Феодосию, в одном из которых Амвросий вновь декларирует примат Церкви над императором: «Если в денежных делах ты советуешься со своими комитами, то насколько в большей степени тебе надлежит советоваться со священником Господа в деле религии». В дальнейшем святитель неоднократно говорил цезарю о том, что «порфира делает людей царями, а не иереями», и считал епископское достоинство выше царского.
Столь бесстрашная позиция Амвросия принесла свои плоды — в 392 году Феодосий издает закон, фактически упразднявший всякий языческий культ. Он запрещал любые жертвоприношения (они приравнивались к оскорблению величества), осуждал людей, почитавших изображения, созданные человеческой рукой, предписывал конфискацию храмов и мест отправления языческого культа. Традиционной римской религии пришел конец. По иронии судьбы одним из «могильщиков» Рима стал Амвросий Медиоланский — человек, любивший античную культуру и философию и желавший приобщить к ней христиан. Истинный римлянин, он не просто смог говорить с царями на равных, но и заложить основу для воскрешения античности, привив ее к здоровому дереву под названием «христианство».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником 18 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. После литургии старец Алексий из Зосимовой пустыни вынул жребий из ковчежца, стоящего пред Владимирской иконой Божией Матери. На жребии было написано: «Тихон, митрополит Московский». В переводе с греческого имя Тихон означает — «судьба».
1700 лет свободы Церкви: как был принят Миланский эдикт Решение дать христианам свободу по всей Римской империи было принято на свадьбе. Через десять лет невеста стала главной защитницей ариан при дворе, язычество потеряло статус государственной религии --10 фактов о Миланском эдикте
Послания святителя Макария: за пятьсот лет грехи не изменились При Иване Грозном, когда, казалось, высшей точки достигла идея государственности, и в обществе, и в Церкви существовали те же пороки, что и сейчас. Читаем послания святителя Макария, митрополита Московского, чья память празднуется 12 января. Мы знаем его как составителя Великих Четий Миней и как учителя Грозного царя. Но его письма с обличениями пороков не менее важны – они рисуют живую картину эпохи и заставляют сравнивать.
Почему забывают новомучеников? 1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбище
Иосиф Волоцкий – святой инквизитор? Строгий аскет и талантливый писатель, святой, который поддерживал сожжение заживо «жидовствующих» и много лет ухаживал в своей келье за парализованным отцом, – об одном из самых удивительных подвижников Руси рассказывает доктор церковной истории Владислав ПЕТРУШКО.
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Русские жертвы Катыни 15 июля 2012 года в Катыни Патриарх совершит освящениe храма Воскресения Христова. Смотрите наш фоторепортаж из мемориального комплекса «Катынь», сделанный этим летом.
Лев Толстой и св. Иоанн Кронштадтский: медийные персоны своего времени Известный критик Павел Басинский, несколько лет назад выпустивший замечательную биографию «великого писателя земли русской» «Лев Толстой: Бегство из рая», продолжает свои толстовские штудии. Его новая книга, «Святой против Льва», представляет собой сравнительное — по плутарховскому образцу — жизнеописание Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского
Митрополит Петр: Камень, на котором стоит Москва Не в удобном месторасположении — на перекрестке торговых потоков и водных артерий — секрет возвышения Москвы над более славными и древними городами Руси. А в завете святителя Петра, первого митрополита Московского: быть Москве до тех пор, пока стоит Успенский собор и «мои кости в нем положены будут»
Кирилл и Мефодий: почему азбука названа именем младшего из братьев? Святые учители словенские стремились к уединению и молитве, но в жизни постоянно оказывались на передовых позициях — и когда отстаивали христианские истины перед мусульманами, и когда взяли на себя великий просветительский труд. Их успех иногда выглядел как поражение, но в результате именно им мы обязаны обретением «дара ценнейшего и большего всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства». Этот дар — славянская письменность
Лев Толстой как зеркало “Pussy Riot” История “Pussy riot”, наделавшая столько шума приближается к своему логическому финалу. Обвинения предъявлены, впереди суд. Правильно ли реагировала Церковь, этот вопрос мы задали историку и священнику Георгию Ореханову
Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале XX века Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ «Кошмар». Сельский «поп-мироед» из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что.
Князь Михаил Черниговский: первый святой, пострадавший в Орде Монголы не всегда карали за отказ пройти через священный огонь, но в этот раз Батый устроил русскому князю жесткую проверку на лояльность… Что стояло за убийством святого, воля хана или интриги русских завистников?
Тайна святого Кирилла: кто придумал Глаголицу? Проповедь Евангелия славянам на их родном языке началась с создания святым Кириллом первой славянской азбуки, кириллицы. Но кириллица не единственная древняя славянская азбука. О происхождении другой азбуки, глаголицы, не утихают споры
Князь Владимир: человек, который крестил Русь Как стал христианином этот грубый и жестокий язычник, приносивший своим богам кровавые жертвы? Что могло привлечь в кротком образе Христа насильника и убийцу, взявшего силой Рогнеду и убившего у нее же на глазах ее отца и братьев? По летописям можно восстановить только внешнюю канву событий. Как произошел внутренний переворот в душе князя Владимира, до сих пор остается загадкой.
За 100 лет русский антиклерикализм почти не изменился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные нападки на Церковь напоминают атмосферу накануне революции 1917-года. Мы решили разобраться -- в чем сходство.
Репрессии против Церкви при Сталине: в чем логика террора Почему расстреливали одних иерархов и не трогали других? Были ли примеры исповеднического поведения обновленцев во время репрессий? С какой интенсивностью закрывались храмы в разных районах СССР? Эти и другие острые вопросы церковной истории обсуждались на прошедшей 16 ноября конференции «1937 год в истории Русской Православной Церкви»
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.