Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Споры о храмовой архитектуре: «наше наследие», или «лучше бы снесли большевики»

№0'0000 Жизнь в Церкви  15.03.13 15:00 Версия для печати. Вернуться к сайту

Кипят споры вокруг результатов конкурса храма Новомучеников российских на крови – на Большой Лубянке. Сто тридцать лет назад проходил конкурс проектов другого храма на крови. Собора Воскресения Христова на месте смертельного ранения императора Александра II. Конкурс также вызвал настоящие баталии. В конкурсе победил проект Альфреда Парланда. Александр Бенуа желал этому храму быть… взорванным большевиками. Как проходил конкурс, и кто до революции решал – быть ли храму, и каким?

Храма Спаса-на-крови

14 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге открылась выставка Альфреда Парланда. Хотя у него много построек, в истории церковной архитектуры он остался прежде всего как автор проекта собора Воскресения Христова на месте смертельного ранения террористами императора Александра II (Храма Спаса-на-крови). Сто лет назад конкурс проектов этого мемориального храма вызвал настоящие баталии среди архитекторов и искусствоведов.

2 марта 1881 года, на следующий день после покушения террористов на императора Александра II, петербургская городская дума просила Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести…на средства города часовню или памятник». Император решил построить церковь, а пока не будет утвержден ее проект – возвести временную часовню. Автором ее проекта стал архитектор Леонтий Бенуа, впоследствии участвовавший в основном конкурсе. Работы оплатили столичные купцы – Громов и Милицин, который и стал старостой.

Часовня по проекту Леонтия Бенуа на месте смертельного ранения
Александра II


27 апреля комиссия городской думы Петербурга опубликовала в газетах условия конкурса на создание церкви. В конкурсную комиссию вошли архитекторы Д.И.Гримм (один из создателей русского стиля, автор Владимирского собора в Херсонесе Таврическом), А.И.Кракау (Балтийский вокзал), Р.А.Гедике (Елизаветинская детская больница и Елнинский повивальный институт на набережной Фонтанки), В.А.Шрейбер, Э.И.Жибер (Храм Христа Спасителя в Самаре, Преображенский собор в Житомире, бюст Петра I перед Домиком Петра). Председателем стал архитектор А.И.Рязанов (Троицкий собор в Дивеевском монастыре).

Срок подачи проектов был объявлен до 12 часов дня 31 декабря 1881 года. Первую премию получил проект академика А.Томишко (автор проекта тюрьмы «Кресты») под девизом «Отцу отечества». Ему уступил проект А.Л.Гуна и И.С. Китнера под девизом "1 марта 1881 года", третье – проект Леонтия Бенуа «Кесарю кесарево».

Проект Антония Томишко

Большинство проектов были выполнены в русско- византийском стиле. Архитекторы ориентировались либо на московские храмы Соборной площади Кремля, либо на Святую Софию в Константинополе, либо на ярославское зодчество конца XVII века. Проект Леонтия Бенуа использовал мотивы елизаветинского барокко.

Проекты были представлены на Всероссийской промышленной выставке в Москве, позже они были – в залах петербургской городской думы.

Проекты Леонтия Бенуа для нескольких этапов конкурса


Проект архимандрита Игнатия Малышева до доработки Парландом


Конкурсный проект Парланда и архимандрита Игнатия


Конкурсный проект Парланда и архимандрита Игнатия (разрез)

Болгарский князь Александр попросил разрешения использовать один из проектов (по усмотрению комиссии) для будущего храма в Софии.

23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы Александру III. Ни один из них не получил высочайшего одобрения.

Главное условие проекта сформулировал сам император: «чтобы будущий храм напоминал душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызвал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».


Альфред Парланд

В результате в апреле 1882 года прошел новый конкурс, на который была представлена 31 работа. Неожиданно для всех в нем победил проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне архимандрита Игнатия (Малышева), архитектора, воспитанника прошлого настоятеля пустыни свт. Игнатия (Брянчанинова), который представлял собой сложное как по архитектуре, так и назначению сооружение.

Наряду с церковью, в здании предусматривался ряд связанных между собой построек: колокольня, галерея для шествий, мемориальная зона и музей. Основу собора составлял столпообразный куб, над которым возвышался центрический пятиглавый объем. С западной стороны здание продолжала многоярусная колокольня, установленная на месте убийства царя; с восточной – два ряда галерей-приделов, заканчивающихся башенками в виде часовен.

Первоначально предполагалось построить пятикупольный храм и его колокольню на другом берегу Екатерининского канала, не там, где было совершено цареубийство. Колокольня должна была соединяться с церковью галереей, перекинутой через мост. С юга, перпендикулярно церкви, планировалось устроить галереи, в которых собирались разместить образа, пожертвованные храму со всей России. В четырех башнях галерей намечали устроить нечто вроде исторического музея, посвященного погибшему императору. На месте смертельного ранения предполагалось установить балдахин (сень), поддерживаемый четырьмя колоннами, по образцам древней русской архитектуры.

Этот проект учитывал все пожелания Александра III, но не отличался композиционной законченностью. Император его в целом одобрил, но потребовал его доработать.
Для доработки собственного проекта Парланд набрал штат помощников, и доводит проект до стадии, когда можно было начинать строительство.


Архимандрит Игнатий (Малышев)

Он был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки.
В марте 1883 года была учреждена особая комиссия по сооружению храма под председательством великого князя Владимира Александровича. В нее вошли профессора архитектуры от Академии художеств Р.А.Гедике, Д.И.Гримм. Технический комитет Министерства внутренних дел представляли Э.И.Жибер, Р.Б.Бернгард. Также в комиссии заседали санкт-петербургский городской голова, 2 гласных. В комиссию вошел архимандрит Игнатий (Малышев) – на первом заседании именно он предложил посвятить собор Воскресению Христову. Альфреду Парланду было предоставлено право присутствия в комиссии.

Уточнение деталей происходило до 1887 года, а строительство длилось еще 20 лет. В 1889 году первоначальная строительная комиссия была расформирована из-за чудовищного скандала. Министерство императорского двора возбудило уголовное дело против конференц-секретаря Академии художеств Исеева. Его обвинили в присвоении казенных средств, он был сослан, а его имущество конфисковано. В 1892 году вновь создается комиссия «для административно-хозяйственного и технического надзора за сооружением». Вице-председателем ее стал генерал-лейтенант Скалон. Однако после назначения Скалон внезапно умирает, и его обязанности возлагаются на графа Татищева, который исполнял их до освящения храма 19 августа 1907 года.


Освящение храма-памятника


Храм Спаса-на-крови, фото 1907 года

Строительство храма обошлось в 4,6 миллиона рублей при смете 3,6 миллиона. Недостающий миллион выделила Императорская семья. При этом пожертвования народа составили 580 тысяч рублей ассигнациями. Остальное финансирование осуществлялось за счет государственных средств. Из отчета А.А.Парланда известно: «Во впадинах цоколя с южной, восточной и северной сторон храма на двадцати досках норвежского темно-красного гранита высечены и покрыты позолотой надписи из выдающихся жизни и царствования царя», и далее из «Отчета» мы узнаем, что первоначально на гранитных досках предполагали написать имена всех «жертвователей», но отказались от этой мысли, поместив на них манифесты и указы, так как оказалось, что сумма собранных денег так невелика, что все имена можно было разместить на одной доске.

Распятие на западной стене собора Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. Расположено у места смертельного поранения Императора Александра II.
Фот. Шумин А. А.


Существование необычного храма, напоминающего о московском Соборе Василия Блаженного вызывало в Петербурге споры и пересуды. Кому-то он нравился, кому-то нет. Храм считали чужим среди классицистической застройки, приклеили ему прозвище «бонбоньерка».

Брат участника конкурса Леонтия Бенуа художник Александр Бенуа после революции отпускал «бон мо»: мол, если большевики вдруг постановят собор взорвать, он даже не будет против.

Однако в советское время борьба сохранение от сноса храма– одной из немногих не взорванных церквей в русском стиле, своеобразного символа последнего периода существования империи – стало важным для петербургской интеллигенции. Его длительная реставрация при Брежневе, пресловутые «леса», вошла в городской фольклор и даже в песню Розенбаума. Существовало поверие, что как их снимут, так советской власти и конец. Леса сняли в 1991 году.

Пример конкурса вокруг храма Спаса-на-крови в XIX веке не единичен. Достаточно вспомнить историю возведения Храма Христа Спасителя, построенного в честь победы над Наполеоном.

Первый проект этого собора представил в 1814 году Карл Витберг, победивший на конкурсе.


Проект Храма Христа Спасителя, фасад. 1817 г. Архитектор А. Л. Витберг.
Фото сайт: www.xxc.ru


Изначально самая известная русская церковь могла быть в три раза больше чем сейчас и включать в себя «Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам». На строительство собора государство выделило 16 миллионов рублей, кроме того были и народные пожертвования. Строительство началось в 1817 году, но за семь лет не пошло дальше нулевого цикла. Огромные деньги были разворованы, в 1825 году строительство было остановлено, в 1835 году Витберга сослали в Вятку.

В 1831 году Николай I решил возобновить строительство храма Христа Спасителя, пригласил архитектора Константина Тона, чей «русско-византийский стиль» нравился императору. Проект Тона критиковал известный художник Василий Верещагин, назвав его «прямым воспроизведением знаменитого Тадж-махала в городе Агра». Второй вариант собора строился 44 года почти исключительно на государственные деньги, и был освящен 26 мая 1883 года.

При написании статьи использованы материалы сайта www.spas-na-krovi.ru

Фото: www.spas-na-krovi.ru, kn.sobaka.ru