“Большое добро делает человек, подающий милостыню, жертвующий своими излишками, но это ещё не милосердие. Так ли поступают брат с братом? Мы должны делиться с ближним не только излишками, но и последним куском хлеба, больше того, на нас лежит долг подчас лишать себя любимого, привычного и отдавать это в пользу брата или сестры”
Жизнь владыки Серафима (в миру - Леонида Михайловича Чичагова) и была примером христианской деятельной любви. Ещё до вступления на путь священнического служения, будучи офицером, он учредил благотворительное общество помощи военным, которые вследствие болезней были вынуждены выходить в отставку до приобретения прав на пенсию, заботился об организации бесплатной медицинской помощи, о детях-сиротах, чьи родители погибли на войне. Желание помогать больным и увечным привело будущего епископа к серьёзному изучению медицины, особенно народной, основанной на целебных свойствах растений. Не имея специального образования, Леонид Михайлович разработал самостоятельную систему лечения, описанную им в фундаментальном труде “Медицинские беседы”, содержащем многочисленные теоретические и чисто практические рекомендации по лечению множества болезней. “Создав особую систему лечения и прилагая её уже много лет с успехом к своей практике, я желал бы доказать, что медицина как наука более других необходима для людей как помощь и облегчение в их страданиях”, - писал он в брошюре “Что служит основанием каждой науки?”, отмечая при этом, что “врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но искать корень болезни и в духе или в душе человека”. Число людей, которым Леонид Михайлович Чичагов смог помочь, по его собственным подсчетам, достигает 20 000 человек.
После принятия монашества и возведения в сан епископ Серафим не оставлял трудов, направленных на помощь ближнему. По его благословению в годы русско-японской войны формировались санитарные поезда. Во время первой мировой войны владыка организовывал сбор пожертвований на лечение раненых воинов и инвалидов, участвовал в мероприятиях по оказанию помощи беженцам и по оснащению всем необходимым госпиталей и санитарных поездов.
Во время своего пребывания на Тверской кафедре (1914-1917 гг.) святитель Серафим уделял много внимания организации церковно-приходской жизни. Он составил обращение к духовенству епархии “О возрождении приходской жизни”, где в частности, писал о необходимости создания аптечек первой медицинской помощи из простых средств или гомеопатических аптечек. Особую роль в организации благотворительной деятельности архиепископ Серафим отводил женщине. “В древности, - писал он, - существовал институт диаконис. Они смотрели за порядком в храме на женской половине, учили детей молиться Богу, раздавали милостыню, ходили по приходу, навещали больных, утешали скорбящих и т.п. И теперь для женщин – открытое широкое поле благотворительной деятельности не только во время войны и народных бедствий, но и в мирное время по городам и особенно весям России”. Владыка предложил пастырям разделить свой приход на несколько участков, поручив каждый смотрению отдельного лица из членов приходского совета или миссионерского кружка. Это «смотрение» отчасти напоминало обязанности древних диаконис и состояло в том, чтобы «не полениться дойти или доехать до священника и вовремя сообщить ему о несчастье, нужде или скорби его прихожанина». Особо указывал владыка Серафим на необходимость помочь беде крестьянина в случае падежа скота, “хотя бы пришлось для этого обратиться заимообразно к церковному ящику”. По мысли святителя, со временем церковный ящик должен стать “народным банком для крестьян”, как это было в старину. Также архиепископ Серафим разрешил завести кружку специально для сбора средств на благотворительную деятельность, «которую обносить во время всех богослужений и брать с собой при обходах прихода в большие праздники». Священникам предлагалось использовать каждый удобный случай, чтобы обратиться к народу с церковного амвона с просьбой о помощи тому или иному пострадавшему, предоставив прихожанам самим определять способ и размеры этой помощи.
Дочери владыки Серафима шли по стопам своего отца. Наталья, выбравшая монашескую стезю (в постриге - Серафима), после эвакуации ее монастыря в Новгород в годы первой мировой войны была направлена сестрой милосердия в Новгородский епархиальный госпиталь. В советское время в тяжёлую годину лютых гонений на церковь мать Серафима дежурила на вокзалах Москвы, чтобы передать священнослужителям, следующим по этапу, тёплые вещи и продукты. Такое служение было сопряжено со многими трудностями и опасностями. Ее сестра, Леонида окончила двухгодичные курсы сестёр милосердия Комитета Красного Креста. В первую мировую войну она работала в лазарете имени Государыни Марии Фёдоровны, а в начале Великой Отечественной войны в возрасте 58 лет (!) добровольно ушла на фронт сестрой милосердия. По воспоминаниям ее дочери, Варвары Васильевны Чёрной (в постриге – игуменья Серафима), Леонида Леонидовна до конца жизни раздавала нуждающимся свою пенсию и деньги, получаемые от детей.
“Большое добро делает человек, подающий милостыню, жертвующий своими излишками, но это ещё не милосердие. Так ли поступают брат с братом? Мы должны делиться с ближним не только излишками, но и последним куском хлеба, больше того, на нас лежит долг подчас лишать себя любимого, привычного и отдавать это в пользу брата или сестры”. Эти слова владыки Серафима можно без труда отнести не только к нему и его семье, но и ко многим другим православным, пострадавшим за веру. После революции все они оказались изгоями. Лишенцы. Это не просто лишение избирательных прав и возможности продолжить учёбу в вузе, это и отсутствие продуктовых карточек у всей семьи, и отчуждение, а порой и унижение, со стороны нового советского общества. Лишенцы. Это скитальчество и бездомность, когда в прямом смысле негде приклонить голову. Это арест отца и уход его в темноту ночи, откуда он уже никогда больше не вернётся, а семья навсегда останется без отцовской любви и заботы. Парадоксально, а с евангельской точки зрения закономерно, что именно лишенцы, у которых зачастую ничего не было, среди нищеты, голода и унижений сохраняли в сердцах сокровище нетленное – дар любви и милосердия. Теперь к нам возвращаются эти имена в славе и красоте своего духовного подвига, который зачастую раскрывают дети, бережно хранящие память о родителях.
Так, дочь священномученика Владимира (Амбарцумова) Лидия Владимировна Каледа в воспоминаниях об отце пишет, как во времена массовых арестов он, сам находившийся в розыске, организовывал помощь семьям ссыльных священников и лишенцев. «Без преувеличения, папа был центром, организатором подобной помощи. Он требовал от своих духовных чад, от близких людей, чтобы те, подвизавшись помогать, делали это не по настроению, а по строгому правилу: дающие называли определённую сумму и срок подачи денег, которых они должны были держаться неукоснительно. Тогда семьи лишенцев могли планировать своё выживание, рассчитывая на конкретную помощь в обговоренный срок. Часто папа просто прикреплял одни семьи к другим, более обеспеченным. Между этими семьями, как правило, завязывалась настоящая дружба, а многие семьи позже породнились”. Говоря об атмосфере того трудного времени, Лидия Владимировна приводит примеры удивительного бескорыстия: “Взять нас. Не имея постоянного жилища, естественно, не имели мы и сколько-нибудь сносной мебели. И одежда была только самая необходимая, обиходная. Помню, у меня были туфли, а кто-то подарил мне ещё синие резиновые тапочки, которые мне очень нравились. Но папа убедил меня отдать их в более нуждающуюся семью. Никогда не было и лишних денег. Даже когда папа зарабатывал вдруг что-то по научным договорам (всё-таки физик с университетским образованием), то все “лишние” деньги уходили на помощь другим лишенцам».
Елизавета Михайловна Шик, дочь о. Михаила Шика, вспоминает, что ее родители много помогали семье другого репрессированного священника – о. Сергия Сидорова. Об этом находим свидетельства в воспоминаниях его дочери, Веры Сергеевны (в замужестве – Бобринской). Сохранилось письмо Татьяны Петровны, матушки о. Сергия, Наталье Дмитриевне Шаховской-Шик, жене о. Михаила, из села Карачарова в Малоярославец, 1933 год: «Получила Вашу открыточку, а сегодня пришла и посылка, о которой Вы упоминаете в открыточке. Но, к сожалению, оказалось, что часть содержимого выкрадено, между прочим и масло, о котором Вы писали. Осталась только гречневая крупа, пшено и вобла… Но очевидно, что посылок больше посылать нельзя, слишком соблазнительная вещь, и слишком обидно, что пропадает то, что Вы посылаете для нас, отрывая от себя и своих детей… Мы Вам благодарны за эту помощь, Вы не можете себе представить, как это нас спасает, до того дороги все продукты, что купить прямо невозможно». Обе семьи находились в похожем положении: пятеро детей, глава семейства то в ссылке, то под арестом, забота о пропитании целиком и полностью лежит на плечах женщины. И в этих условиях Наталья Дмитриевна находила возможность помогать тем, чьи обстоятельства были еще более бедственными. В книге В.С. Бобринской описывается случай, когда к ним в комнату, не запиравшуюся снаружи, забрался какой-то подозрительный человек, по-видимому, квартирный вор. В этот момент ее мать, Татьяна Петровна, неожиданно зашла и увидела, что вор стоит, неловко оглядываясь по сторонам. Особенно его смутил вид обоев: живущая в комнате ручная крольчиха Дымка драла их снизу, и длинные рваные полосы доходили до середины стен. Вор только сказал Татьяне Петровне, что «ничего, нужды бояться не надо, все устроится». Сохранилось еще одно письмо, от о. Сергия Сидорова к его сестре Ольге Алексеевне, из Карачарова в Москву, 30 сентября 1933года: «Правда, очень жаль было потерять все то, что с такой любовью было нам прислано Александрой Афанасьевной и тобой, все Танины вещи. Выручили Шики, которые прислали Танечке и Вере башмаки, а также много всяких прекрасных вещей для детей. Спасибо им, всегда в беде помогают».
Предоставим слово самой Елизавете Михайловне, живому очевидцу тех событий.
«Помощь семье Сидоровых, о которой пишет дочь о. Сергия, сохранилась и в моей детской памяти. Помню, как приезжали к нам в Малоярославец дети Сидоровых – Алеша, Таня, Вера - чтобы попасть в чуть-чуть более благополучную обстановку (хотя и наша семья жила очень скудно). Помню, как мы с сестрой Машей (нам было 8-12 лет) шили мешочки для крупы, которую посылали в Муром Сидоровым. Этот город так и связался в моей памяти с их семьей. Но дело не в одних только Сидоровых.
Помогать всем, кому нужно и кому можешь помочь, – это был общий жизненный принцип моих родителей, Наталии Дмитриевны и Михаила Владимировича (о. Михаила).
Вспоминаю потрясшую меня до глубины души, но очень характерную мамину реакцию на одно - можно сказать, трагическое - событие. Это случилось в тяжелейшую зиму немецкой оккупации. Папы тогда уже не было с нами, а наша семья разрослась до 12 человек за счет родных и неродных бабушек, которых мама собрала вокруг себя. Мы жили тем, что ходили по деревням менять вещи на какие-нибудь продукты, и вся надежда на улучшение нашего положения возлагалась на нашу замечательную корову – Зорьку. Она должна была вот-вот принести теленочка, и тогда мы были бы с молоком! Зорька стояла в сарае у соседей – прямо напротив нас, через улицу, так как наш сарай был разрушен бомбежкой. И по ночам старшие ходили проведать ее. И вот в ночь на Новый 1942 год, когда в городе шли бои (наши войска выбивали из него немцев), страшно было выйти на улицу, и к корове никто не пошел. Наутро оказалось, что сарай пуст. Зорька пропала. Впору было рыдать и биться в истерике, а мама сказала только: “Ну что же, может быть, тем, кто ее взял, она была нужнее, чем нам”. Она решила, что корову увели солдаты на мясо.
Мы выжили: Господь послал нам другое пропитание. После боев на полях и в ближайшем лесу осталось много убитых лошадей – их туши замерзли и были вполне пригодны в пищу. Мы с братом Димой – ему 14 лет, а мне 16 – ездили в лес на лыжах, с санками, топором и пилой, разделывали тушу и привозили домой. Тем и питались. Но когда приходила одна очень беспомощная знакомая – помнится, ее звали Евгения Николаевна, у нее было двое детей немного моложе нас - и грустно говорила: “А у нас опять ничего нет”, мама выносила ей большой кусок этой самой конины. Мы с Димой молча переглядывались: “Вот, скоро опять придется ехать”. Видимо, наши взгляды были красноречивее слов и не оставались незамеченными. Во всяком случае, через много лет в одном из маминых писем того времени к ее сестре, нашей тете Ане, я прочитала: “…оказывается, у меня скупые дети”. Было очень стыдно. Прости нас мамочка!
Сказать по совести, и нас не оставляли без помощи. Той же весной мама слегла с обострением туберкулеза, а мы не могли обеспечить ей даже нормального питания, не говоря уже об усиленном, которое считается необходимым для туберкулезных больных. Одна из соседок, очень хозяйственная и совсем не сентиментальная женщина, каждый день приносила и ставила на открытое окно стакан молока для мамы.
А маму, уже смертельно больную, не покидали мысли о том, что мы голодные. В Москве, в туберкулезной больнице, в бреду, она повторяла: “Дайте им по кусочку, дайте им по кусочку”.
Вот мы пятеро и живы до сих пор – ее и отцовскими молитвами. (А двоим из нас уже исполнилось 80 лет!)»
Вот так по-разному может проявляться милосердие. Кто-то делится вещами, одеждой, куском хлеба, а кому-то Господь дает власть решать, как позаботиться о всех, кто в этом нуждается, как помочь людям обрести любовь. У каждого свое служение, но каждый может прислушаться к словам священномученика Серафима, идущим из глубины милостивого и любящего сердца: «Милосердие есть плод любви, присущий ей, как теплота неразлучна с огнем».
Литература.
Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М., 2003.
Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В.С. Бобринской. М., 1999.
Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Тверь, 1992 – 2002.
Лидия Каледа, Валентин Филоян. Моли Бога о нас… Воспоминания о сщмч. Владимире Амбарцумове. // Ныне и присно. Русский журнал для чтения. №1, 2004.
Сведения об авторах.
Ольга Мамонова.
Анастасия Демина.
(Храм свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове)
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
С кем не страшно пойти в разведку Предки мои по отцовской линии были священники в Kурской епархии. Приход передавался старшему сыну, а остальные мальчики в роду шли офицерами в армию. Отец и три его брата кончили семинарию. Но в революционное время все они решили не становиться ни священниками, ни военными. Отец стал врачом. И вот что удивительно - после этого в роду стали рождаться в основном девочки, а мальчики умирали во младенчестве! Так что я в нашем роду последняя. И так вот на мне круг замкнулся -- мне выпала честь и Родину защищать, и Церкви послужить
Племянница Игнатия Брянчанинова: "Мечтаю, чтобы внуки говорили по-русски" 13 мая празднуется память святителя Игнатия, одного из немногих святых, которого больше знают не по его архиерейскому титулу, а по фамилии -- Брянчанинов. Как сложилась судьба старинного дворянского рода после революции, где живут Брянчаниновы сегодня?
Схимонах Иннокентий (Сибиряков): "Помогите, я страшно богат!" 5 июля празднуется день всех преподобных отцов Святой Горы. Сейчас поданы документы на канонизацию схимонаха Иннокентия (Сибирякова), бывшего купца-миллионера, пожертвовавшего свое состояние на благие дела и ушедший на Афон. О нем наш рассказ.
Что такое Вселенские соборы? 31 мая Церковь празднует память святых отцов семи Вселенских Соборов. Какие решения принимались на этих соборах? Почему они называются «вселенскими»? Кто из святых отцов принимал в них участие? Рассказывает Андрей Зайцев.
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Русские жертвы Катыни 15 июля 2012 года в Катыни Патриарх совершит освящениe храма Воскресения Христова. Смотрите наш фоторепортаж из мемориального комплекса «Катынь», сделанный этим летом.
Одиночество Государя. Был ли император Николай II плохим правителем? Одна из самых трагических фигур русской истории – святой царь-страстотерпец Николай II. Каким он был человеком? Каким царем? Каким политиком? Сегодня на этот вопрос можно услышать самые разноречивые мнения. Своим видением личности государя с нашим корреспондентом поделился кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Европы РАН иерей Василий СЕКАЧЕВ
Последнее слово: уроки риторики и логики Почему мы не умеем спорить? Для участников множества российских сетевых дискуссий желание заткнуть собеседника, уничтожить его морально – главнее аргументов. Кто виноват и что делать – размышляет Андрей ДЕСНИЦКИЙ.
Полигон в Бутово: всегда радуйтесь! День памяти новомучеников Бутовских. Разговор около поминального канона: «Скажите, ну все-таки, почему поминки это праздник?». Конечно можно объяснить, что это поминки людей, своей верой победивших смерть. Можно найти много слов, но лучше хоть раз в жизни приехать в этот день в Бутово и попытаться все понять самому, прочувствовать это собственным сердцем. Предлагаем репортаж со вчерашнего Патриаршего богослужения на полигоне в Бутово
От места убийства до места молитвы Святыни Екатеринбурга связаны в первую очередь с нашей недавней историей и семьей последнего русского императора Николая II. В советское время на екатеринбургском (тогда еще свердловском) вокзале экскурсоводы, приглашавшие посетить достопримечательности города, в их числе называли «дом, где расстреляли последнего русского царя».
Cвященноисповедник Афанасий (Сахаров): когда время не имеет значения Службу Всем святым в земле Русской просиявшим составил священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Его собственная жизнь -- тюрьмы, ссылки, уход в катакомбы и воссоединение с Московской Патриархией в 1945 году, -- пример того, какими сложными путями Бог ведет человека к святости
Рассказ советского паломника: милицейские облавы на пути в Дивеево При подходе к «камешку» нас встретили люди с взволнованными лицами: нагрянула милиция на мотоциклах, вылавливали молодых паломников. Мы бросились в кусты, просидели там некоторое время и, получив сигнал о том, что облава закончилась, приняли участие в общих молитвах… Чего в 1980-е стоило побывать в местах, связанных с жизнью прп. Серафима Саровского, рассказывает очевидец
Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб» Вчера, 29 мая журналист Александр Архангельский получил ТЭФИ-2011 за свою информационно-аналитическую программу «Тем временем». Александр широко известен и как автор ряда документальных сериалов - его фильм "Жара" осенью прошлого года стал событием в осмыслении отношений Церкви и интеллигенции. О фильме, посвященном религиозному возрождению в брежневском СССР, с автором «Жары» беседовал корреспондент «Нескучного сада» Михаил Эдельштейн.
Отречение Николая Второго: отрекся, но не согрешил? 19 мая день рождения св. царя-страстотерпца Николая II. Мог ли помазанник Божий отрекаться от престола? Как на отречение отреагировала Русская Церковь? Отвечает историк Андрей ЗАЙЦЕВ
Калязин: Башня Грешника Башня на необитаемом острове — единственное восстановленное здание затопленного Калязинского монастыря. Возрождать обитель практически взялся не святой, не богач и даже не уроженец Калязина. Что это – безумие или настоящая вера? Одинокая башня дает каждому свой ответ.
Протоиерей Георгий Митрофанов: У Церкви не бывает трагедий 21 сентября в культурном центре Покровские ворота прошла презентация книги профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерея Георгия Митрофанова «Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века».
Катынь: преступление без покаяния Катынская трагедия — боль польского народа. Русские же знают о ней крайне мало, хотя наших соотечественников в Смоленской области, в том числе под Катынью, было убито в два раза больше, чем поляков. Имена этих людей открываются только сейчас, когда пишется икона катынских новомучеников
Почему забывают новомучеников? 1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбище
Бутовский полигон: лекарство от коммунизма Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь — после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.