21 сентября в культурном центре Покровские ворота прошла презентация книги профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерея Георгия Митрофанова «Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века».
Открывая вечер, отец Георгий вкратце охарактеризовал свою новую работу. Можно было предположить, что по аналогии с предыдущим сборником «Трагедия России» новая книга будет называться «Трагедия Церкви». «Но я никогда не употреблю этого словосочетания, - сказал автор. – Церковь не переживает трагедий. Она может пережить драму, что и произошло в ХХ веке». Этот период русской истории стал для Церкви временем подвига. Однако, по мнению о. Георгия, не менее важна тема отступничества, ведь помимо мучеников и исповедников, было достаточно людей, искавших компромисса с властью, видевших в этом благо и спасение для Церкви. «Я не принадлежу к тем проповедникам, которые призывают к страданию, -- сказал отец Георгий Митрофанов. – Не многие выходят из него преображенными. Страдания, как правило, искажают человека. Могут они исказить и Церковь. Мы вышли из ХХ века с огромным количеством церковных проблем». Как трагедия России искалечила Церковь? Ответ на этот вопрос ищет автор в своей новой книге.
В сборник вошли статьи, уже публиковавшиеся ранее. Тем не менее, отец Георгий счел целесообразным объединить их под одной обложкой. Опыт предыдущих публикаций, в том числе многочисленные отклики на его книгу «Трагедия России: запретные темы истории ХХ века» показали, что актуальные проблемы церковной истории мало волнуют даже церковных читателей. Люди привыкли жить по неким стереотипам, и проявляют интерес к истории только в том случае, если эти стереотипы ставятся под сомнение. «Сознание наших церковных современников часто бывает совсем не церковно. Они легко подменяют Евангельское Благовестие набором мифологем», -- считает о. Георгий. Наиболее ярким свидетельством дехристианизации церковного общества священник считает реакцию на прославление новомучеников. Вместо того чтобы ужаснуться количеству убиенных замечательных людей, вместо того, чтобы осознать, «как плохи мы были в тот момент нашей истории», мы гордо заявляем: «У кого еще столько святых?» и приходим к выводу о богоизбранности русского народа.
Задача книги – призвать читателя задуматься о том, какова мера ответственности Церкви за произошедшее в начале ХХ века, и, как следствие, за то, что происходит сегодня. По мнению отца Георгия, публицистические статьи – форма, наиболее доступная для разговора с читателем. «Для меня публицистика – вариант проповеди. Поэтому я, рискуя превратиться из церковного историка в церковного публициста, пишу сегодня о том, что считаю важным», - подытожил отец Георгий.
Выступивший затем кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Александр Мазырин продолжил разговор о судьбах России и Православной Церкви. «В начале ХХ века Церковь столкнулась с небывалыми вызовами в лице богоборческой власти. Встал вопрос: что Церковь должна сохранить, а чем она может пожертвовать, - сказал отец Александр. –История показала, что путь приспособленчества не помог спасти практически ничего. К концу 30-х годов Церковь была разгромлена. Одновременно мы получили величайший сонм святых. В результате государство было вынуждено прекратить гонения – не благодаря церковной политике, а потому что сила святости преодолела силу зла». По словам оратора, отец Георгий Митрофанов в своей книге попытался проследить влияние подвига новомучеников на дальнейший ход истории. «Очень важно, чтобы результаты исторического исследования доходили до людей. Отец Георгий трудится на этом поприще, за что ему большая благодарность» - заключил отец Александр.
Тема новомучеников получила неожиданное развитие в выступлении настоятеля храма Троицы в Хохлах протоиерея Алексия Уминского. «Как раз новомучеников-то у нас и не почитают, - заметил отец Алексей. – В Церкви победила другая идеология. В церковных лавках сегодня сплошь и рядом продаются иконы с подписями: Серафим Саровский – «от болей в спине», Иоанн Предтеча – «от мигрени», Матрона Московская – «от всего». А что можно написать под иконой царственных страстотерпцев? От чего они помогают? На самом деле они хорошо помогают от церковного благополучия. Как хорошо быть благополучной Церковью! А новомученики нас от этого предостерегают. Когда их прославляли, ждали какого-то возрождения церковного сознания. А вышло иначе. Нам как будто хочется вынести этих людей за рамки церковной жизни. Прославили – и хватит. Мы имеем дело с ситуацией, когда канонизация может стать актом церковного забвения».
Судя по эмоциональным выступлениям ораторов и по бурной реакции слушателей, книга пробудила живой интерес и поставила перед читателями множество актуальных вопросов. Насельник Свято-Данилова монастыря, игумен Петр Мещеринов поинтересовался, что думает отец Георгий о назревшем противостоянии Церкви и интеллигенции. По мнению отца Петра, сегодняшний процесс люмпенизации Церкви напоминает предреволюционную ситуацию. Отец Георгий Митрофанов не согласился с такой постановкой вопроса. На его взгляд, проблема не в интеллигенции, а в том, как Церковь общается с паствой. «Мы часто становимся античеловечным институтом, перестаем видеть за канонами живых людей, - сказал отец Георгий. – Если бы Церковь сегодня говорила с людьми тем языком, которым с ними говорил Христос, она была бы понята всеми слоями общества, ее восприняла бы всерьез и интеллигенция».
Настоятелю храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерею Александру Борисову ситуация в современной России также напомнила канун 1917 года. Тогда, как и сегодня, в обществе была распространена мифологема о том, что Россия непременно должна быть империей, сказал он . «Я не историк. По образованию я биолог, генетик, - продолжил отец Александр. – Почему вымерли динозавры? Они были слишком большими. Думаю, что и падение России в начале прошлого века во многом объясняется ее размерами. Чем крупнее государство, тем сложнее управление». Отец Александр процитировал слова Николая Бердяева: «Немец считает, что он спасает страну, русский – что страна его спасает». По мнению священника в небольших странах у людей сильнее развито гражданское сознание. «А мы превращаем свою страну в помойку, потому что не чувствуем своей ответственности за нее. Я не призываю к развалу империи, но и не вижу в нем ничего плохого», - резюмировал настоятель храма Космы и Дамиана.
С критикой книги отца Георгия Митрофанова выступил историк, священник Илья Соловьев, клирик храма Николая Чудотворца в Заяицком. По его мнению, борясь с мифологемами автор создает новую – мифологему о новомучениках. Отец Илья выразил сомнение в том, что решения Синодальной комиссии по канонизации святых всегда были достаточно обоснованы. Ведь известно, что среди репрессированных были и те, кто не отказывался от сотрудничества с властью. А подчас рядовых клириков расстреливали даже не за сан, а просто для статистики. Не было ли политической подоплеки в их канонизации? Почему мать Мария (Скобцова) не прославлена, но при этом в сонме святых есть те, кто стоял на крайне правых позициях? Эти вопросы отец Илья обратил к отцу Георгию Митрофанову как к члену комиссии по канонизации. «Нужно быть очень осторожным, когда мы говорим о новомучениках, потому что этот феномен нами не изучен до конца», - добавил отец Илья Соловьев. Он привел слова Вячеслава Иванова: «Христос – реалист, дьявол – романтик» и призвал избегать создания еще одной романтической сказки.
Отвечая на критику, отец Георгий выразил мнение, что благостный миф о новомучениках создать никому не удастся: «Их подвиг никак не укладывается в прокрустово ложе мифологемы, не годятся они для использования в коньюнктурных целях».
Продолжая тему искажения истории в сознании людей, ведущий вечера, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин напомнил, что сегодня КПРФ имеет вторую по величине фракцию в государственной Думе. Это значит, что большая часть населения, называющего своим вероисповеданием Православие, голосует за коммунистов. Коммунистическая партия заявляет о том, что всегда поддерживала Церковь. И эта ложь сегодня возможна, ей верят, несмотря на то, что все архивы открыты и отношение большевиков к Церкви ни для кого не секрет. Люди не хотят знать правду, им удобнее жить мифами. «Сохранение исторической правды всегда требует духовного усилия, - подчеркнул Сергей Чапнин. – Книга отца Георгия – это попытка сохранения нашей общей памяти».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
1917 год. Церковь и судьбы России Основными темами выступлений стали: состояние общества и Церкви в России накануне революции, Поместный собор 1917-1918 годов (феноменальное событие в истории не только русской, но и вселенской Церкви, по общему мнению участников) и, особенно, восстановление Патриаршества, а также выживание Церкви в условиях гонений безбожников и смуты расколов в первые десятилетия советской власти
Почему забывают новомучеников? 1 декабря президент Владимир Путин поручил подготовить проект программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Как сегодня государство и общество хранят память о миллионах погибших, в том числе о святых – новомучениках и исповедниках? Эксперты считают, что общество до сих пор расколото по этому вопросу, а память о жертвах вытесняется из общественного сознания на кладбище
Одиночество Государя. Был ли император Николай II плохим правителем? Одна из самых трагических фигур русской истории – святой царь-страстотерпец Николай II. Каким он был человеком? Каким царем? Каким политиком? Сегодня на этот вопрос можно услышать самые разноречивые мнения. Своим видением личности государя с нашим корреспондентом поделился кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Европы РАН иерей Василий СЕКАЧЕВ
Cвященноисповедник Афанасий (Сахаров): когда время не имеет значения Службу Всем святым в земле Русской просиявшим составил священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Его собственная жизнь -- тюрьмы, ссылки, уход в катакомбы и воссоединение с Московской Патриархией в 1945 году, -- пример того, какими сложными путями Бог ведет человека к святости
«Коммунарка»: совхоз смерти Сколько человек было расстреляно на бывшем спецобъекте НКВД и даче наркома Ягоды не знает никто. Сегодня здесь находится подворье Новоспасского монастыря, самого обращенного в расстрельную тюрьму всего лишь через три месяца после революции. И сегодня, в день памяти жертв репрессий, и каждый день его насельники молятся за всех погибших – правых и неправых
Катынь: преступление без покаяния Катынская трагедия — боль польского народа. Русские же знают о ней крайне мало, хотя наших соотечественников в Смоленской области, в том числе под Катынью, было убито в два раза больше, чем поляков. Имена этих людей открываются только сейчас, когда пишется икона катынских новомучеников
Предел компромисса. Как было получено заявление о лояльности патриарха Тихона советской власти 27 июня 1923 года газета «Известия» опубликовала заявление патриарха Тихона, в котором тот заявляет, что больше не является врагом советской власти. Короткий текст, написанный святителем Тихоном 16 июня 1923 года под беспрецедентным давлением власти, стал основой для долгой дискуссии между представителями РПЦ МП и РПЦЗ, считавшей все выступления патриарха Тихона после 1922 года вынужденными и необязательными к исполнению.
Городской старец Городской старец — так называли современники отца Алексия Мечева, настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках. Во времена оскудения веры и начала гонений, когда пустели храмы, в Москве рождается приходская община, похожая на первоапостольские. Завет отца Алексия был один: делать свое дело, исполняя заповеди о любви к Богу и ближнему. И Бог Сам разберется с катаклизмами.
Полигон в Бутово: всегда радуйтесь! День памяти новомучеников Бутовских. Разговор около поминального канона: «Скажите, ну все-таки, почему поминки это праздник?». Конечно можно объяснить, что это поминки людей, своей верой победивших смерть. Можно найти много слов, но лучше хоть раз в жизни приехать в этот день в Бутово и попытаться все понять самому, прочувствовать это собственным сердцем. Предлагаем репортаж со вчерашнего Патриаршего богослужения на полигоне в Бутово
Архимандрит Тихон (Шевкунов): овцы, не пасите своих пастырей Как мирянин может протестовать против неправильных слов и действий священноначалия, что об этом говорили отцы Николай Гурьянов и Иоанн (Крестьянкин), как относиться к изъятию из святцев имен новомучеников и нужна ли цензура, рассказал 28 марта архимандрит ТИХОН (ШЕВКУНОВ) на вечере в Илиинской гостиной. АУДИО
Бутовский полигон: лекарство от коммунизма Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь — после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»
Русские жертвы Катыни 15 июля 2012 года в Катыни Патриарх совершит освящениe храма Воскресения Христова. Смотрите наш фоторепортаж из мемориального комплекса «Катынь», сделанный этим летом.
100 лет храму Марфо-Мариинской обители! 21 апреля 2012 года исполнилось 100 лет со дня освящения Покровского храма в Марфо-Мариинской обители милосердия. Протоиерей Владимир Воробьев, настоятель Николо-Кузнецкого храма и ректор ПСТГУ, рассказал в проповеди о своем знакомстве с дочерью художника Нестерова и с сестрами обители, помнившими прп.Елисавету Федоровну
Сокровище нетленное “Большое добро делает человек, подающий милостыню, жертвующий своими излишками, но это ещё не милосердие. Так ли поступают брат с братом? Мы должны делиться с ближним не только излишками, но и последним куском хлеба, больше того, на нас лежит долг подчас лишать себя любимого, привычного и отдавать это в пользу брата или сестры”
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Отречение Николая Второго: отрекся, но не согрешил? 19 мая день рождения св. царя-страстотерпца Николая II. Мог ли помазанник Божий отрекаться от престола? Как на отречение отреагировала Русская Церковь? Отвечает историк Андрей ЗАЙЦЕВ
Февральская революция: почему церковь поддержала бунтовщиков? Чем обернулась Октябрьская революция для Церкви мы хорошо знаем. Но часто мы забываем, что октябрьской революции предшествовала февральская, «буржуазная» как ее называл в советских учебниках. Какова была роль Церкви в тех трагических событиях? Об этом мы говорили с историком Федором Гайдой
"Отцы Поместного собора 1917-1918 года": икона объединения На уникальной иконе представлены и иерархи, поддерживавшие Патриаршую Церковь, и деятели РПЦЗ, и деятели «правой оппозиции» митрополиту Сергию и святой единоверец, в ХХ веке служивший по дониконовским обрядам. За каждым образом стоит яркая история мученичества и исповедничества, которую нельзя забыть.
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.