На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

«Романовские письма»: старообрядчество с налетом барокко


Версия для печати
04.06.13, 10:50

В Академии художеств выставили иконы, созданные в Романове-Борисоглебске (ныне Тутаев) в XVIII–XIX веках. Исследователи говорят не только о чрезвычайной тонкости письма и изысканности палитры, но и сохранении традиций старообрядчества.
иконы Романовский письма
«Романовские письма» - эта школа иконописи менее известна современным ценителям, чем Палех или Мстёра, хотя, по мнению искусствоведов, превосходила по совершенству и ту и другую.

Искусство детали

Больше всего неискушенного зрителя поражает тонкость и детальность романовских икон. На пространстве с ладонь могут поместиться два-три сюжета с многофигурными группами. Например, икона священномученика Афиногена считается «эталонной» для иконописной школы Романова-Борисоглебска, причем во всех смыслах: и в детальности, и в выборе главного сюжета, и в цветовом решении. В клеймах иконы можно, как в книге, прочесть всю жизнь священномученика: в одном овальном изображении игемон Филомарх приказывает жителям Севастии принести жертвы языческим богам, жрецы танцуют перед идолами, а воины Филомарха избивают севастийцев-христиан, отказавшихся принести жертвы. В другом клейме священномученика ведут в монастырь для казни, к нему выходит и припадает к его ногам олениха, он завещает каждый год закалывать олененка для поминальной трапезы, а затем воин отсекает святому голову мечом. Таких клейм семь, а кроме них есть сюжеты в среднике иконы (например, мучение учеников Афиногена на глазах у учителя, мучение Афиногена на дыбе) и многофигурная композиция в верхней части: вокруг Бога Отца и Бога Сына собралась ликующая Небесная Церковь.
иконы Романовский письма
Максим Федорович Архиповский. Икона священномученика Афиногена, епископа Пидахфойского, в житии. 1824 г.
иконы Романовский письма
Фрагмент иконы сщмч. Афиногена в житии.
иконы Романовский письма
Сщмч. Афиногена ведут на казнь; к нему подходит олениха и припадает к его ногам; воины усекают голову сщмц. Афиногену

Каждая фигура одета в развевающиеся одежды, складки свиваются в жгуты. У ангелов —сапожки с острой пяткой и мысом-ромбиком. На кончиках и крыльях носа у каждого персонажа — яркие белильные точки, на подбородках — белые блики.

Икона имеет точную дату: 1824 год. В подписи иконописец Максим Архиповский указывает и свое имя, и имя заказчика: это купец из того же города Романова-Борисоглебска Петр Афанасьевич Горбунов.

Как правило, старообрядцы выбирали для изображения святых первых веков христианства, их мученический подвиг за веру. В определенной мере они проводили параллель с собой, с гонениями, которые сами претерпевали. Икон священномученика Афиногена искусствоведам известно всего две, хотя этот святой особенно почитался: по преданию, он имел силу и дар молиться за умерших без покаяния. Для старообрядцев, особенно беспоповцев, не имевших священников, а, следовательно, и исповеди, так что без покаяния умирали поголовно все, этот святой был основным заступником.

Еще больше деталей — на иконах Божией Матери «Купина Неопалимая». Богоматерь держит на руках Спасителя и Свою эмблему — лестницу. Прямо в лоне Божией Матери оказываются стены Небесного Иерусалима с непроходимыми вратами, а за ними —Спаситель (при том что Младенец также сидит на руках у Богородицы). Два перекрещивающиеся ромба образуют восьмиконечную звезду: зеленоватый ромб символизирует несгораемый куст, а красный — объявшее его пламя. Рядом символы евангелистов: ангел (Матфей), орел (Иоанн), телец (Лука) и лев (Марк), наверху — символическое изображение Христа в образе старца — «Ветхий Денми». Ангелы, ближайшие к Богородице — властители стихий (снега, ветра, дождя, огня, молнии). У них в руках обычно изображаются чаши с водой, снегом, градом, разные символические фигурки. Другой ряд ангелов символизирует дары Святого Духа: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела» (Ис. 11:1-3). В углах композиции — видения пророков: Моисей перед Неопалимой Купиной (чаще всего это икона Богоматери «Знамение» в горящем кусте), Исайя перед Серафимом с горящим углем в щипцах, Иезекииль с затворенными вратами, символизирующими девство Богородицы, Иаков с лестницей, по которой спускаются ангелы.
иконы Романовский письма
Максим Федорович Архиповский (?). Богоматерь Неопалимая Купина. Первая треть XIX века.

иконы Романовский письма
Максим Федорович Архиповский (?). Богоматерь Неопалимая Купина. Фрагмент. К плечу Богородица прислонила собственный символ — Лествицу.

иконы Романовский письма
Максим Федорович Архиповский (?). Богоматерь Неопалимая Купина. Фрагмент.
иконы Романовский письма

Старый и новый обряд

Из архивных данных известно, что вся династия иконописцев Архиповских были староверами. В исповедных росписях значилось, что они «у исповеди не были за расколом», значит, собирались в своих молельных домах, как и все 32 известных нам иконописца-романовца. При этом священники великороссийской «никоновской» Церкви заказывали иконы и росписи для соборов и монастырей у тех же мастеров. Встает вопрос о том, когда мы видим перед собой черты индивидуальной манеры художника или иконописной школы, а когда — разницу между раскольнической и церковной традициями.

Куратор выставки Ирина Хохлова перечисляет особенности старообрядческих икон: изображение сложенных для благословения пальцев Христа или святого, одно «и»в монограмме имени Христа: «Исус», а не «Иисус». Правда, тут же выставлен Спас Вседержитель работы Максима Архиповского с монограммой IHС — Иисус.

Старообрядцы были менее подвержены светским стилевым веяниям в иконописании, чем их коллеги в пореформенной Церкви. Романовская иконописная традиция впитала достижения строгановских, устюжских и царских мастеров XVII века, но не превратилась в академическую живопись на религиозные темы. Барокко, к моменту расцвета «романовских писем» (первая треть XIX века) угасшее в академическом искусстве и доживавшее свой век в усадьбах знатных людей, в иконах борисоглебских мастеров тоже отражается: в бурных складках одежд, в экспрессии, в подрумяненных ликах. Влиянием классицизма исследователи считают строгую геометрию эллипсов, ромбов, кругов на иконах: наверняка мастера использовали чертежные инструменты. Педантичность и верность себе — главные проявления старообрядческого канона, если верить искусствоведам.

Из Романова-Борисоглебска в Тутаев и обратно

Экспозиция в Академии художеств включает около 70 икон и 20 иконных образцов из музейных, церковных и частных собраний Москвы, Ярославля, Рыбинска, Тутаева, Череповца. Больше всего «романовских» икон оказалось в Рыбинске: в самом Романове-Борисоглебске старинные храмы были уже обеспечены иконами, а в Рыбинске период расцвета города и строительства новых храмов совпал с развитием романовской традиции. Мастера легко находили заказ — писали для православных храмов, и для монастырей, и для усадеб.

Упадок традиции можно было бы связать с ужесточением отношения к старообрядцам при Николае I, однако школа стала распадаться на множество индивидуальных манер еще раньше, в конце первой трети XIX века.

В советское время романовские иконы, за которыми охотились коллекционеры, оказались рассеяны по миру в частных коллекциях и забыты. Первые лучи света на романовскую школу пролил в 1966 году каталог «Древнерусское искусство в собрании Павла Корина». У него была подписанная икона Максима Архиповского — как потом выяснилось, ведущего мастера романовской традиции. Теперь центром изучения икон стал рыбинский музей. В связи с изданием нового каталога «романовских писем» и проведением выставок все чаще звучит дореволюционное название родины большинства икон, переименованного в честь рядового красноармейца приволжского города Тутаева — Романов-Борисоглебск.

иконы Романовский письма
Максим Федорович Архиповский. Архистратиг Михаил, свт. Леонтий Ростовский и прп. Иоанн Кущник. 1830-е гг.

иконы Романовский письма
Преображение Господне. Первая треть XIX века. Вверху за облаками — горний Иерусалим

иконы Романовский письма
Максим Федорович Архиповский (?). Благовещение. Первая треть XIX века.

иконы Романовский письма
Максим Федорович Архиповский (?). Благовещение. Первая треть XIX века. Фрагмент. В проеме видно изображение встречи Богородицы с архангелом Гавриилом у колодца.

иконы Романовский письма
Максим Федорович Архиповский (?). Благовещение. Первая треть XIX века. Фрагмент. Архангел Гавриил принимает у Бога весть, которую должен принести Богородице

иконы Романовский письма
Распятие Господне с избранными святыми на полях. Первая треть XIX века. Среди предстоящих, кроме Богородицы и Иоанна Богослова, — Мария Магдалина и Лонгин Сотник. Изображение над Крестом Святого Духа в виде голубя и Господа Сафаофа было традиционным для старообрядцев-поповцев.
иконы Романовский письма
Господь Вседержитель (Спас Царя Мануила). Конец XVIII – первая треть XIX века. В византийском искусстве считалось, что не благословляющая, а лежащая на Евангелии рука Спасителя указывает на Его учительное служение. На Руси такой извод связывают с видением царя Мануила: после того как он наказал священника, вторгшись в церковные дела, благословляющая рука Спасителя на написанной по заказу царя фреске опустилась.

иконы Романовский письма
Господь Вседержитель (Спас Царя Мануила). Конец XVIII – первая треть XIX века. Фрагмент

иконы Романовский письма
Господь Вседержитель (Спас Царя Мануила). Конец XVIII – первая треть XIX века. Фрагмент. Видна монограмма «Иисус» в никоновском написании с двумя «и»

иконы Романовский письма
Воскресение Христово — Сошествие во ад. Первая треть XIX века

иконы Романовский письма
Воскресение Христово — Сошествие во ад. Первая треть XIX века. Фрагмент

иконы Романовский письма
Распятие Христово с сюжетами: Вход в Иерусалим и Сошествие во Ад. Первая четверть XIX века

Александра СОПОВА

Версия для печати

Тэги: Иконы  Выставки  Церковное искусство 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
«Романовские письма»: старообрядчество с налетом барокко

В Академии художеств выставили иконы, созданные в Романове-Борисоглебске (ныне Тутаев) в XVIII–XIX веках. Исследователи говорят не только о чрезвычайной тонкости письма и изысканности палитры, но и сохранении традиций старообрядчества. «Романовские письма» - эта школа иконописи менее известна современным ценителям, чем Палех или Мстёра, хотя, по мнению искусствоведов, превосходила по совершенству и ту и другую

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.