Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Преполовение: точка напряжения между Пасхой и Пятидесятницей

№0'0000 Жизнь в Церкви  28.05.13 12:34 Версия для печати. Вернуться к сайту

В день Преполовения читается Евангелие о проповеди Христа в середине праздника Кущей (Суккот), а не Пятидесятницы. Праздник Кущей отмечается осенью, а не весной. Почему возникло такое расхождение между историей и богослужением и почему песнопения праздника посвящены воде живой – благодати Святого Духа, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Преполовение Пятидесятницы. Болгария. Бояны; XIII в. Фото ruicon.ru

Тропарь, глас 8:
Преполовившуся празднику,
жаждущую душу мою благочестия напой водами,
яко всем, Спасе, возопил еси:
жаждай да грядет ко Мне и да пиет.
Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Греческий текст:
Μεσούσης τῆς ἑορτῆς,
διψῶσάν μου τὴν ψυχήν,
εὐσεβείας πότισον νάματα ὅτι πᾶσι Σωτὴρ ἐβόησας·
ὁ διψῶν, ἐρχέσθω πρός με καὶ πινέτω·
Ἡ πηγὴ τῆς ζωῆς, Χριστὲ ὁ Θεὸς δόξα σοι.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
На середине праздника
жаждущую душу мою благочестия напой водами,
ибо всем, Спаситель, Ты воззвал:
«Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет».
Источник жизни нашей, Христе Боже, слава Тебе!


Кондак, глас 4:
Празднику законному преполовляющуся,
всех Творче и Владыко,
к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:
приидите и почерпите воду безсмертия.
Темже Тебе припадаем и верно вопием:
щедроты Твоя даруй нам,
Ты бо еси Источник жизни нашея.

Греческий текст:
Τῆς ἑορτῆς τῆς νομικῆς μεσαζούσης,
ὁ τῶν ἁπάντων Ποιητὴς καὶ Δεσπότης,
πρὸς τοὺς παρόντας ἔλεγες, Χριστὲ ὁ Θεός·
Δεῦτε καὶ ἀρύσασθε, ὕδωρ ἀθανασίας·
ὅθεν σοι προσπίπτομεν, καὶ πιστῶς ἐκβοῶμεν·
Τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι ἡμῖν·
σὺ γὰρ ὑπάρχεις πηγὴ τῆς ζωῆς ἡμῶν.


Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
На середине праздника законного
Ты, Творец всего мира и Владыка,
возглашал присутствующим, Христе Боже:
«Приходите и зачерпните воды бессмертия!»
Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем:
«Даруй нам милости Твои,
ибо Ты – источник жизни нашей!»

Преполовение Пятидесятницы – точка напряжения между двумя праздниками, двумя важнейшими событиями священной истории: Воскресением Христовым и Сошествием Святого Духа. Оба эти праздника имеют свои ветхозаветные прообразы: Пасхе Христовой, выводящей нас из царства смерти в Царство Небесное, предшествовал исход евреев из египетского рабства в землю обетованную (праздник Песах); Сошествию Утешителя, ниспосланию благодати Святого Духа – дарование Моисею Закона (Торы) на горе Синай (праздник Шавуот).

Но и сам праздник Преполовения обнаруживает ветхозаветные корни. В этот день читается фрагмент из Евангелия от Иоанна (7:14–30, зачало 26). Если мы обратимся к началу этой главы (ст. 2), то увидим, что там речь идет о празднике Кущей (по-еврейски – Суккот, множественное число от сукка – палатка). В этот праздник вспоминают хождение избранного народа по пустыне в течение 40 лет, когда евреи жили в шатрах, в палатках. Это один из трех дней в году, когда евреи, жившие за пределами Иерусалима, совершали паломничество в столицу, в храм.

И вот, как повествует евангелист, «в половине праздника вошёл Иисус в храм и учил» (Ин 7:14) – именно на этом и основывается празднование Преполовения. Однако здесь есть две существенных нестыковки.

Во-первых – напомним еще раз – в Евангелии говорится о середине праздника Суккот (а не Пятидесятницы), и ставятся палатки не весной, а осенью.

Во-вторых, основное содержание праздника Преполовения Пятидесятницы – в учении Христа о живой воде, т. е. о благодати Святого Духа. Вот, к примеру, седален канона на утрене: «Стоя посреде святилища, преполовляющуюся божественно празднику, жаждай, взывал еси, да грядет ко Мне и да пиет: пияй бо от сея божественныя Моея воды, реки из чрева источит велений Моих; а иже верует в Мя, посланнаго от Божественнаго Родителя, со мною прославится. Сего ради вопием Ти: "Слава Тебе, Христе Боже, яко богатно излиял еси воды Твоего человеколюбия рабом Твоим!"». Но если мы посмотрим евангельский текст, то слова о живой воде Христос произнес «в последний великий день праздника» (Ин 7:37), а не в его середине. Более того: соответствующие стихи Евангелия (о последнем дне Суккот – Ин 7:37–52, 8:12, зачало 27) и не читаются на Преполовение – мы слышим их в праздник Пятидесятницы (!).

Подобное расхождение между литургической и хронологической последовательностью событий священной истории не является уникальным, достаточно вспомнить Рождество Христово и Богоявление – события, которые отстоят друг от друга на три десятка лет, но образуют, по сути дела, единый праздник. Другой пример: воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим, которую празднуются подряд, в субботу и воскресенье, но из евангельского текста ясно, что между этими событиями прошло по меньшей мере несколько дней. Напротив, праздники Благовещения (т. е. Боговоплощения) и Рождества обнаруживают очевидно причинно-следственную и хронологическую связь, однако в богослужебном плане они весьма далеки друг от друга.

По традиции, в праздник Преполовения Пятидесятницы совершается малое освящение воды. Этот обычай, как и предыстория самого праздника, также ведет свое начало с ветхозаветных времен.

И в приведенных выше тропаре и кондаке Преполовения господствует тема живой воды – т. е. благодати Святого Духа. Преполовение Пятидесятницы готовит нас к самой Пятидесятнице – к дню, когда вознесшийся Спаситель низпослал от Отца Утешителя, Духа Истины, оживотворяющего Церковь по сей день и до конца времен.