Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Праздник среди цветов

№0'0000 Жизнь в Церкви  27.08.13 12:45 Версия для печати. Вернуться к сайту

На день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, в Успенском Псково-Печерском монастыре на престольный праздник собираются тысячи паломников. Самым ярким и красивым событием празднования становится крестный ход с иконой «Успение Божией Матери».


Крестный ход идет от Успенского к Михайловскому храму накануне Успения, 27 августа, а затем, через день – обратно от Михайловского к Успенскому собору по дороге, украшенной ковром из живых цветов.

Чудотворная икона "Успение Божией Матери в житии" (с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери) известна с 1521 года. Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым. Почти сразу же после того, как икона оказалась в монастыре, от нее начали происходить чудеса и исцеления. С тех пор и по сегодняшний день икона хранится в самом древнем соборе монастыря – Успенском.

Сейчас в монастыре братии почти 90 человек. По традиции все собираются ежедневно вместе на обеде – это как продолжение богослужения. А вот завтрак и ужин – в зависимости от желания и послушания.

Монастырская пища готовится на живом огне. Хотя в монастыре есть газовая котельная, но, по благословению старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), на кухне были оставлены старые дровяные печи. После братского молебна преподобномученику Корнилию, который совершается в 6 утра, келарь зажигает от лампады свечу и несет на кухню – от этой свечи зажигается пламя в кухонных печах.

Однажды, когда еще жив был архимандрит Иоанн (Крестьянкин), на монастырской кухне произошел такой случай: отцу Иоанну зимой прислали с юга яблок, совсем немного, всего пять или шесть штук, а он был уже очень старенький и есть их не мог – они для него были твердые. Тогда келейница отца Иоанна принесла их на кухню и попросила запечь в печке. И вот повар поставил яблоки печься, а сам занялся делами по кухне и забыл о них. Время идет, печи жарко топятся, повар занят своими делами. Проходит часа два, возвращается келейница за яблоками, мол, где они? Повар в ужасе спохватывается и, в полной уверенности, что яблоки на таком жару сгорели, заглядывает в печь и что же видит? – яблоки не просто не сгорели, а только-только поспели, и отец Иоанн их с большим удовольствием съел. «Все, что делается с молитвой – а только так и готовят на монастырской кухне, – говорит келарь отец Дионисий, – получается ровно так, как нужно. И хоть монастырская трапезная – не дорогой ресторан, а все равно вкусно».

Монахи питаются очень просто – суп, каша, хлеб. Ежедневно монастырь раздает 200 бесплатных обедов на благотворительной кухне – обеды подаются такие же, какие едят сами монахи.

Но все же в приготовлении монастырских блюд здесь есть свои маленькие хитрости и особенности. Например, особая технология выпечки хлеба: огромную печь протапливают березовыми и ольховыми дровами, угли собирают и выпекают буханки весом 6 кг, высотой 25 см, длиной полметра.

Круглый год на братский стол подают особенно вкусный клюквенный морс. Готовят его так: моченая клюква пропускается через мясорубку, желе отжимают через марлю, сок разводят кипяточком (один к одному) и немного подслащивают.

А борщ варят на дровах. Свекла для борща натирается на терке и тушится заранее. Зажарка делается из лука и моркови, туда же добавляется томатная паста. Первым делом картошку разваривают до мягкости, чтобы бульон, в котором она варится, изменился в цвете, – и сразу после этого добавляется капуста. Тут же кастрюля перекидывается в другую печь, где жар меньше. Капуста варится, пока не прекратится кипение. Как только кипение прекратилось, добавляют заранее подготовленную свеклу – а вот свекла ни в коем случае не должна закипеть, чтобы борщ сохранил цвет.

Есть еще в монастыре свое «фирменное блюдо», которое готовят, когда нет поста – рыбные котлеты. Для котлет берут пополам судака и щуку, рыбу чистят и разделывают – на фарш идет только филе. Лук шинкуют, обжаривают и пропускают через мясорубку вместе с рыбным филе, просфорным хлебом и чесноком. Фарш тщательно перемешивают, добавляют соль и перец по вкусу, капают святой воды. Келейница архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которая до сих пор работает на кухне, делает так: перемешав фарш, она выравнивает все по бакам, рисует кресты, в них сыплет соль, перец, капает святую воду – и после этого снова перемешивает. Помощники лепят котлеты и жарят их в растительном масле.