Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Надо ли повторно исповедоваться, если вспомнил нераскаянный грех?

5 (64)'2011 Жизнь в Церкви  24.03.13 06:00 Версия для печати. Вернуться к сайту

Я исповедовалась на всенощной в субботу, а в воскресенье на литургии вспомнила об одном нераскаянном грехе. И растерялась — что делать? Просить священника утром снова меня исповедовать? Но у батюшки во время литургии обычно нет на это времени. Как следует поступать в таких случаях? Стараться снова исповедоваться за этой же службой? Или можно подходить к причастию, а исповедоваться позже? Наталья

Отвечает протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне:



— Уважаемая Наталья! В одной из молитв, читаемых на литургии, мы просим Бога простить грехи ведомые и неведомые, то есть признаем, что совесть наша спит. Что-то ей, конечно, подвластно, но большую часть своих грехов мы не видим, они за пределами нашего сознания. Духовная жизнь — путь, во время которого мы учимся видеть себя такими, какие мы есть. А смирение, по мнению святых отцов, в том, чтобы, увидев, не испугаться себя. Чем обостреннее совесть, тем непригляднее предстает человек перед самим собой. И к причастию мы подходим не потому, что полностью очистились от грехов — тогда бессмысленно было бы читать каждое утро в 50-м псалме: «Грех мой предо мною есть выну». Нет, мы осознаем свою немощь, страстность, неумение любить, раскрывать душу и надеемся, что Тело и Кровь Христовы, Которых мы причащаемся, обновят нас. Цель исповеди — обнажение сердца, а цель причастия — создание нового сердца.

Мы тяжко согрешаем, если сознательно умалчиваем на исповеди о грехе. Причастие после такой исповеди будет нам в осуждение. В описанном же вами случае, на мой взгляд, надо без смущения, с осознанием своей немощи и верой в Божию милость подходить к Святой Чаше. Если после исповеди вспомнился грех, о котором вы, как я понимаю, давно забыли, значит, проснулась совесть. А пробуждение совести как раз говорит, что исповедь была не формальностью, а искренним покаянием, то есть действительно совершилось таинство. И чтобы причастие тоже было таинством, надо приступить к нему со смирением и доверием Богу. Он видит сердце каждого человека. Мне кажется, независимо от того, есть ли возможность исповедоваться утром, не стоит этого делать. Мы и так постоянно рассеиваемся, нам не хватает собранности. Если исповедовались на всенощной и были допущены к причастию, лучше теперь сосредоточиться на литургии, на молитве.

Говорить ли об этом грехе на следующей исповеди? Мне кажется, что надо учиться доверять Богу, понимать, что Он нас простил, и, если мы после причастия не повторяем этот грех, не испытываем соблазна вновь так согрешить, лучше о нем и не вспоминать. Но если совесть неспокойна, лучше исповедовать.