Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Мартовский номер «Нескучного сада». Церковь и власть

3 (74)'2012 Анонс  12.03.12 14:25 Версия для печати. Вернуться к сайту

Мартовский номер журнала «Нескучный сад» посвящен проблемам взаимоотношений Церкви и государства. Сейчас у Церкви активная гражданская позиция. Пришло время пристальней вглядеться в некоторые стороны церковной жизни. Чем власть в Церкви отличается от власти государства? В каком смысле Церковь – вне политики? Возможна ли христианская политика?

Политики-христиане, известные своими реформами и благочестивой жизнью, цари и министры – их было не так много в истории нашей страны. Как проявила себя их вера в политической жизни России? От Александра I до Николая II, от Петра Столыпина до обер-прокурора Самарина: о личном христианстве этих людей и о том, почему они не смогли полностью воплотить в жизнь христианскую политику, размышляет историк, профессор МГИМО Андрей Зубов в статье «Есть христиане – политики, но нет христианской политики?».

«Николай II отрекся, но не согрешил» — статья историка Андрея Зайцева об отречении последнего русского царя, одной из самых непонятых и трагических страниц нашей истории. Мог ли помазанник Божий так поступить со своим народом? Сам царь считал, что отречение дает повод обвинить его в нарушении клятвы. А как смотрит на это Церковь?

Еще царь Давид показал, что если царь слушает Бога, теократия возможна и при царском управлении. Что значит Помазанник Божий? Где граница его власти и начинается власть Бога? Кандидат исторических наук, преподаватель истории Русской Церкви богословского факультета ПСТГУ иерей Василий Секачев размышляет о том, к чему был призван царь в статье «Помазанник – значит милующий». После объявления христианства государственной религией в 380 году, царская власть приобрела новый теократический смысл, но и столкнулась с новыми испытаниями.

Почему Церковь не вмешивается в политику? Цели политики и цель Церкви не совпадают. Но в нашей истории случалось, что только решительные действия церковных пастырей случается спасали паству и государство. «Власть земная может по-разному воспринимать Церковь, но никогда не позволит ей стать альтернативой или соправителем». Как Церковь может влиять на общество и что общество ждет от Церкви? В новом номере читайте статью руководителя научного центра «Православная энциклопедия» Сергея Кравца «В каком смысле Церковь – вне политики?».

На современной иконе святителя Филарета (Дроздова) изображен даже А.С.Пушкин. Как возникают новые иконописные сюжеты? Об иконе мы до сих пор говорим так, словно со времен Андрея Рублева ничего не изменилось, но в наше время икона существует в контексте массовой культуры. Офисы фирм, больничные палаты, газетные киоски, коврики, бутылки, тарелки – на всем сегодня можно увидеть иконописное изображение. Как живет иконописный канон в эпоху рыночной экономики и культуры постмодернизма? Кто обеспечивает развитие иконописной традиции во время «иконописной индустрии»? В рубрике «Жизнь в Церкви» читайте статью искусствоведа, кандидата культурологи Ирины Языковой «Икона и мир».

На что жить храму и священнику? На этот вопрос нет однозначного ответа еще со времени Собора 1917 года. В рубрике «Острый угол» известный московский пастырь, настоятель храма святителя Николая в Кузнечной слободе, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев рассказывает о том, из чего составляется доход церкви сегодня, как и кем этот регулируется, и главное – почему у современных городских прихожан нет чувства ответственности за свой храм: «Они не понимают, что считая себя членами Церкви, они должны участвовать в ее материальном обеспечении. Они предпочитают оплачивать только свои личные, духовные нужды».

«Священник в светском ВУЗе» — это рассказ от первого лица о том, что может получиться из попытки внедрить Церковь в систему высшего образования. Своим мнением и опытом поделился священник Дмитрий Свердлов, который попытался договориться с преподавателями одного подмосковного ВУЗа о сотрудничестве. Все участники переговоров были заинтересованы в общении, но при первой попытке выяснить, кто должен нести расходы, и кому это вообще больше всех надо, переговоры вяло зашли в тупик, а минимум мероприятий, о которых удалось договориться, впоследствии свелись на нет.

Нельзя каяться вечно. Постоянное чувство вины выжигает душу. Так как же быть православному христианину, можно ли ему быть счастливым и виноватым одновременно? Есть мнение, что христиане это мазохисты, культивирующие раскаяние и вся их вера зиждется на неврозе неизбывной вины. Так ли это? Читайте об этом в статье «И стыд, и совесть, и любовь» в рубрике «Ближний круг». Комментирует статью доктор богословия, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников.

В рубрике «Персона» поэтесса Ирина Ратушинская рассказывает о своем тюремном заключении на закате советской эпохи. Именно в тюрьме она поняла, почему необходимо молиться за своих врагов. «В обычной жизни человек пораздражается, позлится, порадуется, посмеется, десять раз на дню сменит обстановку, круг общения, у него есть возможность найти компенсацию злой энергии. Теперь представьте, что вы сидите в одночке и над вам разнообразно издеваются. Если вы позволите себе хоть зернышко ненависти – во что оно вырастет в такой хорошо унавоженной почве, в отсутствии противовеса?»

В рубрике «Общее дело» смотрите большой фоторепортаж, рассказывающий о том, почему мы помогаем Греции. «Кризис в Греции: Церковь кормит голодных» — это рассказ о том как в Греции появились нищие.

«Историю одного покаяния», это история где есть все: преступление, любовь, болезнь и смерть, подвиг, надежда и вера. Читайте уникальную просьбу о помощи на страничке МИЛОСЕРДИЕ. РУ Эта история может стать сюжетом для фильма. Но это реальные люди с удивительной судьбой.

Так же в номере:
Как найти Христа среди египетских пирамид? Каким был на самом деле «оклеветанный старец» Григорий Распутин? Почему Бог так сурово покарал Ананию? Можно ли считать священника в штатском настоящим священником? «Спасти Красную шапочку в Сети», или как защитить ребенка от опасностей в интернете? Почему уровень благотворительности в нашей стране не дотягивает до того, чтобы открывать курсы усыновителей или нанимать для детдомовцев репетиторов? «Оловянные души», или должен ли наркоман бросить наркотики, чтобы с ним общались как с человеком? Как «Жить в городе»? Почему в Норвегии продано большее количество экземпляров Библии, чем в России в новом переводе?