Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Марат Гельман: в Краснодарской выставке нет ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих

№0'0000 Культура  15.05.12 21:47 Версия для печати. Вернуться к сайту

Известный куратор Марат Гельман прокомментировал открытие выставки художника Дмитрия Гутова, которая открылась в Краснодаре 15 мая, несмотря на протест казаков и православной общественности.



Очередной скандал, связанный с современном искусством, разгорается в Краснодарском крае. Первого мая на официальном сайте соседней Ставропольской епархии было опубликовано обращение епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла, члена Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, к губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву, в котором епископ призывает «не допустить очередного глумления над чувствами народа…». Позже к протесту присоединился митрополит Екатеринодарский (так до революции назывался город Краснодар) и Кубанский Исидор: «Там, где Гельман, там зло, разрушение и растление души» — публично выразил свое отношение к выставке владыка.

Организатор выставки, известный галерист Марат Гельман утверждает, что выставка полностью одобрена губернатором и в ней нет ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих. «Я приехал по приглашению губернатора. Он в курсе того, какую выставку я буду делать», — сообщил галерист нашему журналу в телефонном интервью. Хотя, открытием выставки и возмущено казачество, Марат Гельман не очень обеспокоен этим.

Выставка, в которую включены работы художника Дмитрия Гутова, использующего сложную технику сварки металлических конструкций для иконографического изображения, должна, по мнению Марата Гельмана показать отношение современного художника к иконе, как к шедевру мировой культуры: «На выставке разные художники, так или иначе взаимодействуют с этим шедевром. Причем среди них есть и художники атеисты. Они взаимодействуют с иконой как люди культуры, а не как верующие люди».

«Проблеме отношений между искусством и Церковью не одна сотня лет, — рассказывает галерист. — Но, последнее время она у нас всплывает только в связи с обострениями, и поэтому вместо нормального диалога получается разговор на повышенных тонах. То православные выставку разгромят, то панки в храм придут петь. А мы хотим создать такую культурную платформу, на которой разговор об общем наследии, как например об иконе, будет происходить в более благоприятном пространстве и можно будет о чем то договориться».

Господин Гельман не исключает, что при определенном благоприятном течении этого разговора, художники будут и сами не против больше узнать о сакральном пространстве, символы которого они используют в своем искусстве: «Для этого нужен спокойный и нормальный разговор. Безусловно, если художник будет больше понимать онтологию вех этих вещей, какое то их другое значение, он будет более тонко с ними взаимодействовать». Хотя Марат Гельман считает, что в результате этого разговора-диалога художник вполне может и отказаться от своего художественного замысла, все же он не думает что проблему надо рассматривать именно с этой точки зрения: «Художник не является злонамеренным персонажем, которого надо уговорить от чего либо отказаться. Художник является мыслящим существом. Это вопрос дискуссии. Современный художник не рисует иконы. Он делает произведение искусства. Булгаков не переписывал Евангелие, он пользовался евангельской историей. Пользовался достаточно вольно, но его текст является всего лишь литературой».

Краснодарская выставка проходит в рамках большого проекта под названием «Культурный альянс». Этот проект, представленный на совещании правительства России еще в прошлом году, по мнению Марата Гельмана поможет реформировать культуру страны, суть его заключается в организации в столицах регионов насыщенной культурной жизни по примеру Перми, где по соглашению с губернатором известный галерист уже реализовал «пилотный» проект такого преображения.

В ближайшее время наш сайт опубликует мнение епархии.