На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Крещение Господне: явление Бога народу


Версия для печати
18.01.13, 08:00

Крещение Господне – праздник, посвященный не только событию Крещения Христа Спасителя, но и явлению миру Прествятой Троицы. Воплотившийся Сын приходит на Иордан, Дух является в виде голубя, слышен и голос Отца. Поэтому праздник и называется иначе Богоявлением
Крещение
Крещение Господне. Середина XV в. Государственный Русский музей

Как происходило Крещение



Согласно евангельскому свидетельству, к Иоанну Предтече, который находился у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28) пришел Христос, которому было тогда, как утверждает евангелист Лука, тридцать лет.

Рождество Мессии стало началом новой эры для всего человечества, Крещение же – провело границу между Ветхим и Новым Заветами. Древние иудеи – согласно ветхозаветному пророчеству – знали о приходе Мессии, ждали Его.

Некоторое время за Него принимали Иоанна Крестителя, странного пустынника, носившего одежды из верблюжьей шерсти и питавшегося диким медом. При этом сам святой осознавал свою особую роль – возвестить о скором пришествии Спасителя.

Из Евангельского повествования известно, что ангел, который засвидетельствовал Захарии о рождении Иоанна, предсказал, что он будет назореем, то есть полностью посвятит себя служению Богу. Так и произошло. Предтеча – тот, кто идет прежде («пред») Христа, то есть – предшественник, предвестник. Иоанн Креститель стал последним ветхозаветным пророком, посланным, чтобы предупредить о том, что Спаситель уже рожден. Он не был обычным проповедником, но передавал людям волю Бога (Лк. 3:2) и был исполнен Духа Святого, еще не родившись на свет, в чреве матери (Лк. 1:15).

Местоположение Виафары, куда пришел креститься Спаситель, не определено с достоверной точностью. Примерно с XVI века им считается место, где находится сейчас монастырь Святого Иоанна, неподалеку от современной Бейт-Авары.

Согласно евангельскому свидетельству, Иоанн Предтеча, увидев Спасителя, пришедшего к нему, был поражен и спросил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На что Он ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду». И крестившись от Иоанна, Спаситель исполнил ту самую «правду», то есть верность Божиим заповедям. Святой Иоанн Предтеча принял повеление от Бога крестить народ в знак очищения грехов. Христос, как человек, должен был исполнить эту заповедь и креститься от Иоанна, тем самым подтверждая святость и величие совершаемого и показывая пример смирения и послушания.

Когда крещение произошло, «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк.3:21-22).

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Явление Троицы



Крещение Господне называется также Богоявлением, поскольку при этом событии миру были явлены все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1:11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

Крещение Иисуса Христа положило начало Его служения в деле спасения человечества. Свое служение Он начинает в тридцать лет, возрасте, в котором Его предок Давид стал царем над Израилем.

Крещение в Иордане стало не только символом очищения, но и фактическое преобразующее, обновляющее естество человека действие.

Погружение в воду Иордана – своего рода изображение предстоящей Крестой смерти Христа, Его Воскресения и Вознесения. Спаситель показывает Себя основателем нового Царства, в которое нельзя войти иначе, как будучи «возрожденным водою и Духом» в таинстве Крещения (Мф. 28: 19-20).

После Своего Крещения Спаситель удалился в пустыню, где в молитве и посте начал готовиться к исполнению Своей Миссии. Как свидетельствует евангелист Лука, Христос сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк.4:2).

История праздника: отмечать отдельно или вместе с Рождеством?



Празднование Богоявления восходит еще к апостольским временам, об этом упоминается и в Апостольских постановлениях. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского (II в.) о праздновании Крещения Господня и о совершаемом в преддверии праздника ночном бдении.

В апостольских постановлениях читаем: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33)

В III в. на Богоявление известны беседы при богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин также проводили беседы о празднике Богоявления (с IV по IX вв.). Было написано много песнопений на этот праздник, которые и сейчас поются во время богослужения (авторство – преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий).

Святые отцы — Анатолий, архиепископ Константинопольский (V в.), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII в.), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) — составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX в.) — многие песнопения на праздник Крещения Господня, до сих пор поющиеся в этот день.

До IV века Крещение и Рождество праздновались совместно, 6 января. Отделение Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло лишь в IV веке.

Чин великого освящения воды



Рассказ об особых свойствах воды, набранной в день Крещения Господня, мы можем увидеть уже в одной из проповедей Иоанна Златоуста (387 г.):

«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды, которое осуществляется (в случае, если служится литургия святого Василия Великого) после заамвонной молитвы. Если вечерня совершается обособленно, чин положен на ее окончание: после возгласа «Буди держава» священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Оно совершается также и в самый праздник после литургии (также после заамвонной молитвы). В навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего водное естество, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в навечерие Богоявления. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.

Этот чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви, в IV-V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. В Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, на праздник же оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах - в так называемых иорданях, поскольку Христос крестился вне храма. Сам чин освящения воды приписывают евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл Константинопольский. Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. В навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча символизирует свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

В Православной Церкви праздник Крещения Господня принадлежит к числу двунадесятых, по новому стилю он празднуется 19 января. Он празднуется с величием, равным Рождеству Христову. Оба эти праздника «соединены» святками. Канун праздника называют навечерием Богоявления, или сочельником. Его службы сходны со службой навечерия Рождества Христова. В сочельник Богоявления (как и в сочельник Рождества Христова) предписывается строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: дозволяется принятие пищи дважды - еще и после литургии. Попраздненство Крещения Господня длится восемь дней.

Тропарь праздника



Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Св. Троице; ибо голос Отца свидетельствовал и Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов (Отца); Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе

Кондак праздника



Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, свет неприступный.

Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам».

Задостойник



Припев: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Представительница, Тя величаем.

Припев: Величай, душа моя, Пречистую Богородицу, которая почетнее небесных (ангельских) воинств.

Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает(, как) воспеть Тебя, Богородица; но, как Благая, прими веру, ведь любовь нашу живую Ты знаешь; Ты — Предстательница христиан; Тебя мы величаем.

Величание



Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Славим Тебя, Податель жизни, Христос, ради нас сегодня крестившегося по плоти от Иоанна в водах Иорданских.

Подготовил Дмитрий БОРИСОВ

Версия для печати

Тэги: Крещение 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.