На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Богослужебные тексты для общего народного пения: Крещенский Сочельник (18 января 2013 г.)


Версия для печати
17.01.13, 15:18

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения: Часы, Изобразительны, Навечерие, Литургия и Освящение воды

Крещение. Андрей Рублев, 1408 г. Государственный Русский музей

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ СЛУЖБЫ И ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ
НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ (Крещенский сочельник)
ЦАРСКИЕ ЧАСЫ


Час первый


Тропарь, глас 4
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.
И ныне, Богородичен: Что Тя наречем, о Благодатная? / Небо, яко возсияла еси Солнце Правды. / Рай, яко прозябла еси цвет нетления. / Деву, яко пребыла еси нетленна. / Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. / Того моли спастися душам нашим.

Стихиры первого часа, глас 8
Днесь вод освящается естество, / и разделяется Иордан / и своих вод возвращает струи, / Владыку зря крещаема. (дважды)
Сего ради помянух Тя / от земли Иордански и Ермониимски. Пс 41:7Б
Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, / и рабское Крещение прияти тщишися, Блаже, / от Предтечеву руку / грех ради наших, Человеколюбче.
Видеша Тя воды, Боже, / видеша Тя воды и убояшася. Пс 76:17А
Повтор: «Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю…»
Слава: Ко гласу вопиющаго в пустыни: / уготовайте путь Господень, / пришел еси, Господи, зрак рабий приим, / Крещения прося, не ведый греха. / Видеша Тя воды и убояшася. / Трепетен бысть Предтеча и возопи, глаголя: / како просветит светильник Света? / Како руку положит раб на Владыку? / Освяти мене и воды, Спасе, / вземляй мира грех.

Пророчества Исаии чтение (гл.35:1–10)
Так говорит Господь: Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и да цветет, как лилия. И расцветут, и все возвеселятся, и возрадуются пустынные окрестности Иордана. И слава Ливана дана была ей и честь Кармила. И народ мой увидит славу Господа и высоту Божию. Укрепитесь, руки ослабевшие и колени расслабленные; ободрите и скажите боязливым мыслью: "Укрепитесь и не бойтесь; вот Бог наш, суд воздает, [и воздаст]; Он Сам придет и спасет вас".
Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих услышат. Тогда вскочит хромой, как олень, и ясна будет речь косноязычных; ибо разверзлась в пустыне вода, и овраг – в земле жаждущей; и превратится степь безводная в луга, и в жаждущей земле источник воды будет. Там будет веселье птицам, [заросли тростника,]* и болота. И будет там путь чистый, и путем святым будет назван; (и) не пройдет там нечистый, не будет там и пути нечистого; но рассеянные пойдут по нему и не заблудятся. И не будет там льва, и никто из злых зверей не взойдет на него и не найдется там, а пойдут искупленные и собранные Господом. И возвратятся, и придут на Сион с весельем и радостью; и радость вечная – над головою их: [ведь на главе их – ] хвала и ликование; и радость охватит их: убежали мука, скорбь и стенание!

Деяния святых Апостолов (гл.13:25–32)
В те дни, когда завершал Иоанн поприще своё, он говорил: "За кого вы меня принимаете? Я не тот; но вот, идет за мною тот, у кого я недостоин развязать обувь на ногах". Мужи братья, сыны рода авраамова и боящиеся бога между вами: вам послано слово спасения сего. Ибо живущие в Иерусалиме и начальники их, не узнав его, исполнили и голоса пророков, читаемые каждую субботу, осудив его. И не найдя в нем никакой вины, достойной смерти, упросили Пилата убить его. Когда же исполнили все, написанное о нем, то, сняв с древа, положили его в гробницу. Но бог воздвиг его из мёртвых. Он являлся в течение многих дней пришедшим вместе с ним из Галилеи в Иерусалим, которые ныне свидетели его перед народом. И мы благовествуем вам, что обещание, данное отцам, его исполнил бог нам, детям их, воскресив Иисуса.

Евангелие от Матфея (гл. 3:1–11)
В то время является Иоанн Креститель, проповедуя в пустыне Иудейской и говоря "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Ибо он тот, о ком сказано через Исаию пророка, который говорит: "Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми делайте стези Его". Сам же Иоанн имел одежду из волос верблюжьих и пояс кожаный на чреслах его; а пищей его были акриды и дикий мед. Тогда выходили к нему Иерусалим, и вся Иудея, и вся округа Иорданская. И крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои. Увидев же многих фарисеев и саддукеев, идущих для крещения у него, он сказал им: "Отродье змеиное, кто подсказал вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плод, достойный покаяния. И не думайте говорить в себе: "Отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что может Бог из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне деревьев лежит: так, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь. Я вас крещу водою в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, Тот, Чью обувь я недостоин понести. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем".

Час третий

Тропарь, глас 4:
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.
И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза истинная, / возрастившая нам Плод живота, / Тебе молимся: / молися, Владычице, со святыми апостолы / помиловати души наша.

Стихиры третьего часа, глас 8
Предтечи, и Крестителя, и пророка, / и паче всех почтена пророк, / трепеташе ныне рука десная, / егда виде Тебе, Агнца Божия, / очищающаго миру согрешения, / и, подвигом одержимь, вопияше: / не смею прикоснутися, Слове, верху Твоему, / Сам мя освяти и просвети, Щедре: / Ты бо еси Живот, и Свет, и Мир мирови. (дважды)
Сего ради помянух Тя / от земли Иордански и Ермониимски. Пс 41:7Б
Троица, Бог наш, / Себе нам днесь нераздельно яви: / ибо Отец явленным свидетельством сродства возгласи, / Дух же голубиным образом сниде с Небес, / Сын Пречистый верх Свой Предтечи приклони / и, крещься, человечество от работы избави, / яко Человеколюбец.
Видеша Тя воды, Боже, / видеша Тя воды и убояшася. Пс 76:17А
Троица, Бог наш, / Себе нам днесь нераздельно яви: / ибо Отец явленным свидетельством сродства возгласи, / Дух же голубиным образом сниде с Небес, / Сын Пречистый верх Свой Предтечи приклони / и, крещься, человечество от работы избави, / яко Человеколюбец.
Слава: Грядый с плотию ко Иордану, Господи, / креститися хотя во образе Человека, Животодавче, / да прельстившихся нас, яко Благоутробен, / всякия козни и сети змиевы избавив, просветиши, / от Отца свидетельствуемь, / Божественный же Дух голубиным видом Тебе предста, / но всели в души наша Того, Человеколюбче.

Пророчества Исаии чтение (гл. 1:16–20)
Так говорит Господь: Омойтесь и станьте чисты; удалите пороки [ваши] от душ ваших пред очами Моими. Удержитесь от пороков ваших, научитесь доброе творить: исследуйте тяжбу, избавьте обиженного, рассудите сироту и оправдайте вдову. И тогда придите и рассудим, говорит Господь. И если будут грехи ваши, как пурпур, – как снег убелю; а если будут, как багряница, – как руно убелю. И если захотите и послушаетесь Меня, то блага земли вкусите; если же не захотите и не послушаетесь Меня, то меч вас пожрет: ибо уста Господни изрекли это!

Деяния святых Апостолов (гл. 19:1–8)
В те дни случилось, что когда Аполлос был в Коринфе, Павел, пройдя горные области, пришел в Эфес. И найдя неких учеников, сказал им: "Приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали?" Они же сказали ему: "Но мы даже не слышали, есть ли Дух Святой". И он сказал им: "Так во что же вы были крещены?" А они сказали: "Во Иоанново крещение". И сказал Павел: "Иоанн крестил крещением покаяния, говоря народу, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса". Услышав же, они были крещены во имя Господа Иисуса. И когда Павел возложил н
а них руки, пришел на них Дух Святой, и они говорили на языках и пророчествовали. Было же их всех человек около двенадцати. И войдя в синагогу, он дерзновенно проповедовал в течение трех месяцев, беседуя и убеждая о Царстве Божием.

Евангелие от Марка (гл. 1:1–8)
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Как написано у пророков: Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми делайте стези Его". Был Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов. И выходила к нему вся Иудейская страна и Иерусалимляне; и крестились от него все в Иордане реке, исповедуя грехи свои. Был же Иоанн одет в шерсть верблюжью, и пояс кожаный на чреслах его, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: "Идет Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым".

Час шестой

Тропарь, глас 4:
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.
И ныне, Богородичен: Богородице, Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, / Ты иже от Тебе Рождшагося моли, Богородице Дево, / много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. / Не презри грешных мольбы, Всечистая, / яко милостив есть и спасти могий, / Иже и страдати о нас изволивый.

Стихиры шестого часа, глас 8
Тако глаголет Господь ко Иоанну: / пророче, гряди крестити Мене, / тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию, / и очищающаго всех. / Прикоснися Божественному Моему верху / и не усумнися. / Прочее остави ныне, / ибо исполнити приидох правду всякую. / Ты же не усумнися отнюд, / ибо таящагося в водах борителя, / князя тьмы, тщуся погубити, / избавляя мир от его сетей ныне, / подая яко Человеколюбец Живот вечный. (дважды)
Сего ради помянух Тя / от земли Иордански и Ермониимски. Пс 41:7Б
Днесь псаломское пророчество конец прияти спешит: / море бо, – рече, – виде и побеже, / Иордан возвратися вспять / от лица Господня, от лица Бога Иаковля, / пришедша от раба прияти Крещение. / Яко да и мы, идольския измывшеся нечистоты, / просветимся душами Его ради.
Видеша Тя воды, Боже, / видеша Тя воды и убояшася. Пс 76:17А
Днесь псаломское пророчество конец прияти спешит: / море бо, – рече, – виде и побеже, / Иордан возвратися вспять / от лица Господня, от лица Бога Иаковля, / пришедша от раба прияти Крещение. / Яко да и мы, идольския измывшеся нечистоты, / просветимся душами Его ради.
Слава: Что возвращаеши твоя воды, о Иордане? / Что воспящаеши струи, / и не преходиши еже по естеству хождение? Не мощно ми терпети, – рече, – Огня, поядающаго мя. / Удивляюся и ужасаюся крайнему схождению: / яко не обыкох Чистаго измывати, / ни навыкох Безгрешнаго отирати, / но оскверненныя сосуды очищати, / терния попаляти ми согрешений учит / иже во мне крещаемый Христос. / Иоанн свидетельствует ми глас Слова, вопия: / се Агнец Божий, вземляй грехи мира. / Тому, вернии, возопиим: / явлейся Боже в наше спасение, слава Тебе.

Пророчества Исаии чтение (гл. 12:3–6)
Так говорит Господь: "Зачерпните воды с веселием из источников спасения!" И скажешь в день тот: "Воспевайте Господа (и) призывайте имя Его; возвестите среди народов славные дела Его; напоминайте, что возвысилось имя Его. Воспойте имя Господа, ибо высокое Он сотворил, – возвестите это по всей земле. Радуйтесь и веселитесь, обитатели Сиона, ибо возвысился Святой Израилев посреди него!

Послание святого апостола Павла к Римлянам (гл. 6:3–11)
Братья, все мы, кто были крещены во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы были с Ним погребены чрез крещение в смерть, чтобы, как воздвигнут был Христос из мёртвых славою Отца, так и мы ходили бы в обновлении жизни. Ибо если мы оказались соединенными с Ним подобием смерти Его, то будем соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек с Ним был распят, дабы упразднено было тело греха, так чтобы не быть нам больше рабами греха; ибо умерший свободен от греха. Если же мы умерли со Христом, то верим, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, восстав из мёртвых, больше не умирает, смерть больше не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды, для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы считайте, что вы мертвы для греха, но живы для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Евангелие от Марка (гл. 1:9–15)
В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен Иоанном во Иордане. И тотчас, выходя из воды, увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: "Ты – Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение". И тотчас Дух уводит Его в пустыню. И был Он в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною; и был со зверями, и Ангелы служили Ему. А после того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря: "Исполнился срок, и близко Царство Божие; кайтесь и веруйте в Евангелие".

Час девятый

Тропарь, глас 4:
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.
И ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы, / и, распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог, / не презри, яже создал еси рукою Твоею. / Яви человеколюбие Твое, Милостиве, / приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны, / и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

Стихиры девятого часа, глас 8
Ужас бе видети / Небесе и земли Творца, на реце обнажшагося / и Крещение от раба за наше спасение приемлющаго, яко раба. / И лицы Ангельстии дивляхуся страхом и радостию, / с нимиже покланяемся Тебе: / спаси нас, Господи. (дважды)

Сего ради помянух Тя / от земли Иордански и Ермониимски. Пс 41:7Б
Егда к себе грядуща Предтеча Господа славы вопияше зря: / Сей, избавляяй мира, прииде от истления, / Сей избавляет нас от скорби, / Сей согрешений оставление дарует, яко Бог на земли, / от Девы Чистыя прииде милости ради / и вместо рабов сыны Божия соделовает, / вместо же тьмы просвещает человечество / водою Божественнаго Крещения Его. / Прочее, приидите, согласно Того да славословим / со Отцем и со Святым Духом.
Видеша Тя воды, Боже, / видеша Тя воды и убояшася. Пс 76:17А
Егда к себе грядуща Предтеча Господа славы вопияше зря: / Сей, избавляяй мира, прииде от истления, / Сей избавляет нас от скорби, / Сей согрешений оставление дарует, яко Бог на земли, / от Девы Чистыя прииде милости ради / и вместо рабов сыны Божия соделовает, / вместо же тьмы просвещает человечество / водою Божественнаго Крещения Его. / Прочее, приидите, согласно Того да славословим / со Отцем и со Святым Духом.

Пророчества Исаии чтение (гл. 49:8-15)
Так говорит Господь: Во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе; и создал и дал Тебя [и назначил Тебя] в завет племенам, чтобы успокоить землю и унаследовать наследия пустынные, говорить тем, кто во узах: "Выходите", и тем, кто во тьме: "Откройтесь". На всех путях они будут пастись, и на всех тропах – пастбище их; не будут терпеть ни голода, ни жажды, и не поразит их ни зной, ни солнце; но Милующий их утешит их и среди источников вод поведет их. И превращу всякую гору в путь, и всякую тропу – в пастбище им. Вот, они издалека прибудут: эти – от севера и моря, а другие – из земли Персов. Да возрадуются небеса, и да возликует земля, да возгласят горы веселие и холмы – правду; ибо помиловал Бог народ Свой и смиренных народа [Своего] утешил. А Сион сказал: "Оставил меня Господь, и Господь забыл меня!" Неужели забудет женщина дитя своё, или не пожалеет чад чрева своего? Но если бы женщина и забыла их, но Я не забуду тебя, – говорит Господь [Вседержитель]!

Послание святого апостола Павла к Титу (гл. 2:11–14; гл. 3:4–7)
Сын мой Тит, явилась благодать Божия, спасительная всем людям, наставляющая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские вожделения, целомудренно, и праведно, и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженной надежды и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревнитель добрых дел. Когда же явилась благость и человеколюбие Спасителя нашего Бога, – то не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости Он спас нас чрез купель возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы мы, оправданные Его благодатью, стали наследниками в надежде жизни вечной

Евангелие от Матфея (гл. 3:13–17)
В то время приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же препятствовал Ему, говоря: "Мне нужно от Тебя креститься, а Ты приходишь ко мне?" Но Иисус в ответ сказал ему: "Допусти сейчас; ибо так подобает нам исполнить всякую правду". Тогда он допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись Ему небеса, и увидел Он Духа Божия, нисходящего как голубь и спускающегося на Него. И вот, голос с небес, говорящий: "Это – Сын Мой Возлюбленный, на Котором Мое благоволение!".

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ

Псалом 102:
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое, обновится, яко орля, юность твоя. Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже в век враждует. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте Небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть, есмы. Человек, яко трава, дние его, яко цвет сельный, тако оцветет. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа, вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте Владычества Его; благослови, душе моя, Господа.

Псалом 145:
Хвали, душе моя, Господа, восхвалю Господа в животе моем. Пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления Его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго Небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники, Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог Твой, Сионе, в род и род.

Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Блаженны:
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ (Крещенский сочельник)
ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ

СТИХИРЫ на Господи воззвах
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. / Услыши мя, Господи.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: / вонми гласу моления моего, / внегда воззвати ми к Тебе. / Услыши мя, Господи.
Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею / – жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи.
Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему.
Просветителя нашего, просвещающаго всякаго человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею, и трепещет, рукою показует Eго, и глаголет людем: Сей избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления. О безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе.
Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.
Просветителя нашего, просвещающаго всякаго человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею, и трепещет, рукою показует Eго, и глаголет людем: Сей избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления. О безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе.
Из глубины воззвах к Тебе Господи, Господи, услыши глас мой.
Избавителю нашему от раба крещаему, и Духа пришествием свидетельствуему, ужасошася зряще ангельская воинства. Глас же с небесе принесеся от Oтца: Сей, Eгоже Предтеча рукою крещает, Сын Мой eсть возлюбленный, о Немже благоволих. Христе Боже наш слава Тебе.
Да будут уши Твои, внемлюще гласу моления моего.
Избавителю нашему от раба крещаему, и Духа пришествием свидетельствуему, ужасошася зряще ангельская воинства. Глас же с небесе принесеся от Oтца: Сей, Eгоже Предтеча рукою крещает, Сын Мой eсть возлюбленный, о Немже благоволих. Христе Боже наш слава Тебе.
Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть.
Иoрданския струи Тебе, Источника, прияша, / и Утешитель в виде голубине схождаше. / Приклоняет верх Приклонивый Небеса. / Зовет и вопиет брение Зиждителю: / что ми повелеваеши, яже выше мене? / Аз требую Твоего Крещения. / О безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе.
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа.
Иoрданския струи Тебе, Источника, прияша, / и Утешитель в виде голубине схождаше. / Приклоняет верх Приклонивый Небеса. / Зовет и вопиет брение Зиждителю: / что ми повелеваеши, яже выше мене? / Аз требую Твоего Крещения. / О безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе.
От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа.
Спасти хотя заблуждшаго человека, / не не сподобился eси в рабий зрак облещися: / подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, / Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, / оставления сподобил eси нас. / Темже вопием Ти: / Христе Боже наш, слава Тебе.
Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий eго.
Спасти хотя заблуждшаго человека, / не не сподобился eси в рабий зрак облещися: / подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, / Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, / оставления сподобил eси нас. / Темже вопием Ти: / Христе Боже наш, слава Тебе.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приклонил eси главу Предтечи, / сокрушил eси главы змиeв. / Пришед в струи, просветил eси всячeская, / eже славити Тя, Спасе, / Просветителя душ наших.

ПАРЕМИИ
(перевод на русский язык)

Бытия чтение (гл.1:1-13):
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: "Да будет свет". И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и разделил Бог между светом и тьмою. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды, и да будет отделять она воду от воды". И стало так. И сотворил Бог твердь, и разделил Бог между водою, (которая была) под твердью, и водою, (которая была) над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: "Да соберется вода, (которая) под небом, в одно собрание, и да явится суша". И стало так. И собралась вода, (которая) под небом, в собрания свои, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а скопления вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: "Да произрастит земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем по роду его на земле". И стало так. И произвела земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем, по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

Исхода чтение (гл.14:15–18, 21–23, 27–29):
Сказал Господь Моисею: "Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, и пусть они отправляются; а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пусть войдут сыны Израилевы в середину моря по суше. И вот, Я ожесточу сердце фараона, и слуг его, и всех Египтян, и они войдут вслед за вами; и явлю славу Мою на фараоне, и на всем войске его, и на колесницах, и на всадниках его. И узнают все Египтяне, что Я Господь, когда Я буду являть славу Мою на фараоне, и на колесницах, и на всадниках его". И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным южным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступилась вода. И вошли сыны Израилевы в середину моря по суше: и была вода им стеною справа и стеною слева. Египтяне же погнались, и вошли вслед за ними, – вся конница фараона, и колесницы, и всадники, – в средину моря. Моисей же простер руку свою на море, и возвратилась вода к наступлению дня на место; а Египтяне побежали навстречу воде. И низверг Господь Египтян в середину моря. И, вернувшись назад, вода покрыла колесницы, и всадников, (и возниц,) и всю силу фараона, вошедших вслед за ними в море; не осталось из них ни одного. Сыны же Израилевы прошли по суше среди моря.

Исхода чтение (главы 15 и 16):
В те дни, говорит Господь, соберу сокрушенную, и отвергнутую приму, и тех, кого Я отринул. И превращу сокрушенную в остаток и отвергнутую – в народ крепкий, и будет царствовать Господь над ними на горе Сионе отныне и до века. Так говорит Господь: и ты, Вифлеем, дом Ефрафы, невелик, чтобы быть среди тысяч Иудиных: но из тебя произойдет Мне (Вождь – ) Тот, Кому должно быть Князем в Израиле, и происхождение Его из начала, от дней вечных. Потому Он отдаст их до того времени, когда Рождающая родит; и тогда остальные из братьев Его обратятся к сынам Израиля. И станет, и посмотрит, и будет пасти стадо Свое в силе Господь; и в славе имени Господа Бога своего они пребудут, потому что Он ныне возвеличится до краев земли

Тропарь, глас 5:
Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия, Человеколюбче, слава Тебе.
Стих 1: Боже, ущедри ны и благослови ны, / просвети лице Твое на ны и помилуй ны. / Познати на земли путь Твой, / во всех языцех спасение Твое.
Да просветиши во тьме седящия, / Человеколюбче, слава Тебе.
Стих 2: Да исповедятся Тебе людие, Боже, / да исповедятся Тебе людие вси. / Да возвеселятся и да возрадуются языцы, / яко судиши людем правотою / и языки на земли наставиши.
Да просветиши во тьме седящия, / Человеколюбче, слава Тебе.
Стих 3: Да исповедятся Тебе людие, Боже, / да исповедятся Тебе людие вси. / Земля даде плод свой, / благослови ны, Боже, Боже наш. / Благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли.
Да просветиши во тьме седящия, / Человеколюбче, слава Тебе.
Слава, и ныне: Тропарь тот же: «ЯВИЛСЯ ЕСИ В МИРЕ, ИЖЕ МИР СОТВОРИВЫЙ …»

Иисуса Навина чтение (глава 3):
Сказал Господь Иисусу: "В сей день Я начинаю возвышать тебя пред очами всех сынов Израилевых, да познают они, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою. И ныне повели священникам, носящим ковчег завета, и скажи: "Как только войдете с края в воду Иордана, во Иордане и встанете". Когда же отправились священники, носящие ковчег завета Господня к Иордану, и ноги священников, несших ковчег, погрузились с края в воду Иордана, – Иордан же был полон целиком во всем русле своем, как во дни жатвы пшеницы, – то встали воды, текущие сверху, в одно скопление, отстоящее весьма далеко, от города Адами, до предела Кариаф-Иарима; а текущая вниз ушла в море Аравы, до моря Соленого, и до конца иссякла. И народ стоял против Иерихона; и стояли священники, несшие ковчег завета Господня, на суше посреди Иордана в готовности. И все сыны Израилевы переходили по суше, доколе не окончил весь народ переправляться через Иордан.

Царств четвертых чтение (глава 2):
Сказал Илия Елисею: "Останься же здесь, ибо Господь послал меня до Иордана". И сказал Елисей: "Жив Господь и жива душа твоя! Оставлю ли тебя?!" И пошли оба. И пятьдесят мужей из сынов пророческих пошли и стали напротив, вдали; а они оба стали у Иордана. И взял Илия милоть свою, и свернул ее, и ударил ею воды, и разделилась вода туда и сюда, и перешли оба посуху. И было, когда они перешли, (то) сказал Илия Елисею: "Проси, что сделать тебе, прежде, чем я буду взят от тебя". И сказал Елисей: "Пусть же Дух, Который на тебе, будет на мне вдвойне". И сказал Илия: "Трудного ты попросил. Впрочем, если увидишь, как меня будут брать от тебя, будет тебе так; а если не увидишь, не будет". И было, когда они шли и разговаривали: и вот – колесница огненная и кони огненные; и разделила их друг с другом, и вознесен был Илия при сотрясении всего вокруг как бы на небо. И Елисей смотрел и сам взывал: "Отец, отец, колесница Израиля и возничий его!" И не видел его более. И схватил Елисей плащ свой и разорвал его надвое. И поднял [Елисей] милоть Илии, упавшую сверху на него; и возвратился Елисей, и стал на берегах Иордана; и взял Елисей милоть Илии, упавшую сверху на него, и ударил воды, и они не разделились. И сказал Елисей: "Где (же) Бог Илии, – Он Самый?" И ударил Елисей воды во второй раз, и разделились воды, и перешел он посуху.

Царств четвертых чтение (глава 5):
И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.

Тропарь, глас 6:
Грешником и мытарем / за множество милости Твоея / явился еси, Спасе наш.
Где бо имел бы свет Твой возсияти, / токмо на седящия во тьме? / Слава Тебе.
Стих 1: Господь воцарися, в лепоту облечеся, / облечеся Господь в силу и препоясася, / ибо утверди вселенную, яже не подвижится. / Готов престол Твой оттоле, / от века Ты еси.
Где бо имел бы свет Твой возсияти, / токмо на седящия во тьме? / Слава Тебе.
Стих 2: Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. / Возмут реки сотрения своя от гласов вод многих.
Где бо имел бы свет Твой возсияти, / токмо на седящия во тьме? / Слава Тебе.
Стих 3: Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. / Свидения Твоя уверишася зело. / Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
Где бо имел бы свет Твой возсияти, / токмо на седящия во тьме? / Слава Тебе.
Слава, и ныне: Тропарь тот же: «ГРЕШНИКОМ И МЫТАРЕМ / ЗА МНОЖЕСТВО МИЛОСТИ ТВОЕЯ…»

Пророчества Исаии чтение (гл.1:16–20):
Так говорит Господь: Омойтесь и станьте чисты; удалите пороки [ваши] от душ ваших пред очами Моими. Удержитесь от пороков ваших, научитесь доброе творить: исследуйте тяжбу, избавьте обиженного, рассудите сироту и оправдайте вдову. И тогда придите и рассудим, говорит Господь. И если будут грехи ваши, как пурпур, – как снег убелю; а если будут, как багряница, – как руно убелю. И если захотите и послушаетесь Меня, то блага земли вкусите; если же не захотите и не послушаетесь Меня, то меч вас пожрет: ибо уста Господни изрекли это!

Бытия чтение (гл.32:1-10):
Взглянув, Иаков увидел ополчение Божие ополчившееся. И встретили его Ангелы Божии. Сказал же Иаков, когда увидел их: «Это – ополчение Божие». И нарек имя месту тому: «Ополчение».
Послал же Иаков вестников пред собою к Исаву, брату своему, в землю Сеир, в область Эдом, и приказал им, говоря: «Так скажете господину моему Исаву: Так говорит раб твой Иаков: С Лаваном я жил поселенцем и промедлил доныне. И появились у меня овцы, и волы, и ослы, и рабы, и рабыни. И я послал возвестить о том господину моему Исаву, дабы обрести благоволение рабу твоему пред лицом твоим».
И возвратились вестники к Иакову, со словами: «Мы сходили к Исаву, брату твоему; и вот, он сам идет навстречу тебе, и четыреста человек с ним». Устрашился же Иаков сильно и смущался; и разделил народ, бывший с ним, и волов, и овец на два стана. И сказал Иаков: «Если придет Исав к одному стану и побьет его, то стан второй будет в сохранности». И сказал Иаков: «Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господь, сказавший мне: Убегай в землю рождения твоего, и Я буду делать добро тебе! Довольно с меня всякой правды и всякой истины, которые Ты сотворил рабу Твоему: ибо я с жезлом моим этим перешел Иордан!»

Исхода чтение (гл.2:5-10):
Сошла дочь фараонова помыться к реке, и прислужницы ходили при ней вдоль реки. И, увидев короб в заводи, она, послав прислужницу, взяла его. Открыв же, видит дитя, плачущее в коробе; и пожалела его дочь фараонова, и сказала: «Это – из еврейских детей». И сказала сестра его дочери фараоновой: «Хочешь, я позову тебе женщину-кормилицу из Евреянок, и она вскормит тебе дитя?» И сказала ей дочь фараонова: «Сходи». Девица же пошла и позвала мать младенца. Сказала же ей дочь фараонова: «Сбереги мне это дитя и вскорми мне его; а я дам тебе плату». И взяла женщина дитя и кормила его. А когда выросло дитя, привела его к дочери фараоновой, и стал он ей вместо сына. Нарекла же она имя ему: Моисей, говоря: «Из воды я взяла его».

Судей чтение (гл.6:36-40):
Сказал Гедеон Богу: «Если Ты спасаешь рукою моею Израиль таким образом, как Ты сказал, то вот, я раскладываю стриженую шерсть на гумне: и если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что Ты спасаешь рукою моею Израиль таким образом, как Ты сказал». Так и сделалось. И, встав назавтра с рассветом, Гедеон выжал шерсть, и вытекла роса из шерсти – полная лохань воды. И сказал Гедеон Богу: «Да не раздражится гнев Твой на меня, и я скажу еще один раз, и сделаю еще один раз испытание над шерстью: пусть же будет сухо только на шерсти, а на всей земле роса». И сделал Бог так в ту ночь: и было сухо только на шерсти, а на всей земле была роса.

Третьей книги Царств чтение (гл.18:30–39):
Сказал Илия народу: «Подойдите ко мне». И подошел весь народ к нему. И взял Илия двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израиля, – как сказал Господь ему, говоря: Израиль будет имя твоё. И воздвиг он камни [во имя Господа], и исправил срытый жертвенник Господень, и сделал ров, вмещающий две меры зерна, вокруг жертвенника. И положил дрова на жертвенник, который сделал, и рассек всесожжение на части, и положил на дрова, и водрузил на жертвенник. И сказал Илия: «Возьмите мне четыре ведра воды и выливайте на всесожжение и на дрова». И сказал: «Повторите». И они повторили. И сказал: «Сделайте то же в третий раз». И сделали в третий раз. И проходила вода вокруг жертвенника, и ров наполнился водою.
И воззвал Илия на небо и сказал: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Иакова! Услышь меня сегодня в огне! И да познает весь этот народ, что Ты – един, Господь, Бог Израилев, и что я – раб Твой, и ради Тебя сделал всё это, и Ты обратил сердце народа сего вослед Тебя!» И ниспал огонь от Господа с неба и пожрал всесожжения, и дрова, и воду, которая во рве, и камни, и прах вылизал огонь. И пал весь народ на лицо своё и сказал: «Воистину Господь Бог – Он есть Бог!»

Царств четвёртых чтение (гл.2:19–22):
Сказали мужи города Иерихона Елисею: «Вот, расположение этого города хорошо, как ты, господин, видишь; а воды плохие, и [земля] бесплодна. И сказал Елисей: «Возьмите для меня новый кувшинчик и положите туда соли». И взял его, и вышел к истоку вод, и бросил туда соли, и сказал: «Так говорит Господь: Я сделал эти воды здоровыми; (и) не будет уже отныне ни умирающего, ни страждущей бесплодием от них. И стали здоровыми воды до сего дня по слову, которое сказал Елисей.

Пророчества Исаии чтение (гл.49:8–15):
Так говорит Господь: Во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе; и создал и дал Тебя [и назначил Тебя] в завет племенам, чтобы успокоить землю и унаследовать наследия пустынные, говорить тем, кто во узах: «Выходите», и тем, кто во тьме: «Откройтесь». На всех путях они будут пастись, и на всех тропах – пастбище их; не будут терпеть ни голода, ни жажды, и не поразит их ни зной, ни солнце; но Милующий их утешит их и среди источников вод поведет их. И превращу всякую гору в путь, и всякую тропу – в пастбище им. Вот, они издалека прибудут: эти – от севера и моря, а другие – из земли Персов. Да возрадуются небеса, и да возликует земля, да возгласят горы веселие и холмы – правду; ибо помиловал Бог народ Свой и смиренных народа [Своего] утешил. А Сион сказал: «Оставил меня Господь, и Господь забыл меня!» Неужели забудет женщина дитя своё, или не пожалеет чад чрева своего? Но если бы женщина и забыла их, но Я не забуду тебя, – говорит Господь [Вседержитель]!

Великая Вечерня переходит в ЛИТУРГИЮ
В этот день совершается Литургия Василия Великого


Трисвятое:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

АПОСТОЛЬСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ (перевод на русский язык)

Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам (глава 9:19-27):
Братья, будучи свободен от всех, я всем себя поработил, чтобы больше приобрести; и стал для Иудеев, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных, как подзаконный – не будучи сам под Законом, – чтобы приобрести подзаконных; для чуждых Закона, как чуждый Закона – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых Закона; я стал для немощных как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. А делаю я это для Евангелия, чтобы стать соучастником его. Не знаете ли вы, что бегущие на ристалищ е бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. И каждый подвизающийся воздерживается от всего: те, чтобы получить венец тленный, а мы – нетленный. Поэтому я бегу не так, как впустую, не так бьюсь, как ударяющий воздух, но утесняю мое тело и порабощаю, чтобы, проповедав другим, самому не оказаться негодным.

Евангелие от Луки (глава 3:1-18):
В пятнадцатый год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат управлял Иудеей, и тетрархом Галилеи был Ирод, Филипп же, брат его, был тетрархом Итуреи и Трахонитидской области, и Лисаний был тетрархом Абилены, при первосвященнике Анне и Каиафе, было слово Божие к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И прошел он всю округу Иорданскую, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов, как написано в книге слов Исаии пророка: "Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми делайте стези Его: всякий овраг наполнится, и всякая гора и холм понизится, и будет кривое прямым путем, и неровные тропы – дорогами гладкими, и увидит всякая плоть спасение Божие". Итак, он говорил народу, выходившему креститься у него: "Отродье змеиное! Кто подсказал вам бежать от будущего гнева?
Сотворите же плоды достойные покаяния, и не начинайте говорить в себе: Отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что может Бог из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Уже и топор при корне деревьев лежит: итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь". И спрашивал его народ, говоря: "Что же нам делать?" А он в ответ говорил им: "У кого есть две рубахи, пусть поделится с не имеющим, и у кого есть пища, пусть так же поступает". Пришли же и мытари креститься [у него] и сказали ему: "Учитель, что нам делать?" Он же сказал им: "Ничего больше положенного вам не взыскивайте". Спрашивали его и воины, говоря: "А нам что делать?" И сказал им: "Никого не обижайте, не вымогайте и довольствуйтесь вашим жалованьем". Когда же народ был в ожидании, и размышляли все в сердцах своих об Иоанне: уж не Христос ли он сам, – отвечал Иоанн, говоря всем: "Я водою крещу вас; но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его. Он вас будет крестить Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, а мякину сожжет огнем неугасимым". Также и многое другое с увещанием благовествовал он народу.
Вместо Достойно поем:
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, / Ангельский Собор и человеческий род, / освященный Храме, и Раю словесный, / девственная Похвало, из Неяже Бог воплотися, / и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш: / ложесна бо Твоя престол сотвори / и чрево Твое пространнее Небес содела. / О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, / слава Тебе.

ПО ЗААМВОННОЙ МОЛИТВЕ НАЧИНАЕТСЯ ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ

Тропари на водоосвящении, глас 8
Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа. (трижды)
Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи Владыку зря крещаема. (дважды)
Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещения прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче. (дважды)
Слава, и ныне: Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень. Пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха: видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

ПАРЕМИИ
(перевод на русский язык)

Пророчества Исаиина чтение (глава 35):
Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

Пророчества Исаиина чтение (глава 55):
Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимоеТако глаголет Господь: жаждущии на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены, вино и тук. Вскую цените сребро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша. Внимайте ушима вашима, и последуйте путем Моим: услышите Мене, и жива будет во благих душа ваша. И завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная. Се свидетельство во языцех, дах Его князя, и повелителя во языцех. Се языцы, иже не ведяху тя, призовут тя, и людие, иже не познаша тя, к тебе прибегнут, ради Господа твоего, и Святаго Израилева, яко прославих тя. Взыщите Бога, и внегда вам обрести Его, призовите. Егда же аще приближится вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконный советы своя: и обратитеся ко Господу Богу вашему, и помиловани будете, яко помногу оставит грехи ваша. Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши: ниже якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и размышления ваша от мысли Моея. Якоже бо аще снидет дождь, или снег с небесе, и не возвратится оттуду, дондеже упоит землю, и родит и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь: Тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, и не обратится ко Мне тощь, дондеже аще скончает вся, елика восхотех, и поспешу пути Моя, и повеления Моя. Веселием бо изыдите, и радостию научитеся: горы бо и холми скочат ждуще вас в радости, и вся древеса сельная восплещут ветвьми. И вместо драчия взыдет кипарис, вместо же кропивы взыдет мирсина. И будет Господь во имя, и в знамение вечное, и не оскудеет.

Пророчества Исаиина чтение (глава 12):
И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.


АПОСТОЛЬСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ (перевод на русский язык)


Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам (глава 10:1-4):
Братья, я не хочу, чтобы вы были в неведении, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море; и все в Моисея были крещены в облаке и в море; и все вкусили одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из духовной скалы, их сопровождавшей. А скала – это был Христос.

Евангелие от Марка (глава 1:9–11):
В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен Иоанном во Иордане. И тотчас, выходя из воды, увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: «Ты – Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение».

Тропарь праздника, глас 1
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак праздника, глас 4:
Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.

Стихира
Воспоим, вернии, / еже о нас Божия благодеяния величество: / о нашем бо прегрешении быв Человек, / нашим очищением очищается во Иордане, / Един Чистый и Нетленный, / освящаяй мене и воды / и главы змиев сокрушаяй в воде. / Почерпем убо воду с веселием, братие: / благодать бо Духа верно почерпающим / невидимо подавается от Христа Бога / и Спаса душ наших.

Версия для печати

Тэги: Крещение 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Богослужебные тексты для общего народного пения: Крещенский Сочельник (18 января 2013 г.)

Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст для общего народного пения: Часы, Изобразительны, Навечерие, Литургия и Освящение воды

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.