Слово “апостол” (ἀπόστολος - посланник) происходит от греческого глагола “ἀποστέλλω” (отправлять, посылать). Этот глагол является синонимом латинского глагола “mitto”, от которого, в свою очередь, происходят слова “миссия” (missio), “миссионер”. Поэтому “апостол” - это “миссионер”, тот, кто послан проповедовать Евангельскую истину. Собор семидесяти апостолов
Евангелие повествует нам, что Господь Иисус Христос избрал две группы - двенадцать и семьдесят - своих учеников, которые были названы апостолами. И тех и других Спаситель облек властью говорить от Его имени и пославшего Его Отца, а также властью побеждать и изгонять нечистых духов, врачевать болезни и немощи. Во время своего земного Христос послал апостолов проповедовать погибшим “овцам дома Израилева”. После Его вознесения апостолы распространили Евангелие по всей территории Римской империи и далеко за ее пределами. Однако те, которые принадлежали к числу 12, были ближайшими спутниками Спасителя, свидетелями Его Воскресения, и удостоились от него особых даров и обетований. Именно двенадцати Он обещал: “Вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.” (Мф. 19. 28). Двенадцати Он явился после воскресения и сказал им: “ мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас... Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. ”(Ин. 20. 22-23). В день Пятидесятницы на двенадцать апостолов в виде огненных языков сошел Святой Дух. Этот дар Духа, полученный непосредственно от Господа, двенадцать апостолов передали епископам и пресвитерам основанных ими церквей. Так был основана церковная иерархия. С одной стороны, епископы и пресвитеры являются преемниками двенадцати апостолов в силу переданного в таинстве рукоположения дара благодати Святого Духа. С другой стороны, между служениями апостолов и епископов существует принципиальное различие. Служение епископа заключается в священнодействии, учении и управлении строго в границах вверенной ему поместной церкви (епархии). Служение пресвитера совершается в границах его общины и ограничивается полномочиями, определенными ему правящим архиереем. Служение апостолов не было ограничено местом и простиралось на весь мир (Мф. 28.19).
В I-II веках апостолами называли не только тех, кто был сопричислен к кругу двенадцати и семидесяти. В то время в Церкви существовали особые, т. н. “пневматические” или “духовные” служения. В отличие от служений церковно- иерархических, на которые поставлялись избранные церковной общиной кандидаты через таинство рукоположения, духовные служения исполняли люди, наделенные соответствующими способностями и почувствовавшими, что они в силу личного Божественного призвания обрели дар благодати Св. Духа, необходимый для этих служений. Св. ап. Павел писал в Первом Послании к Коринфянам писал: “Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных… Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков....И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки”. (12. 1- 28.). Сам св.Павел был обращен в веру и призван к апостольству явившимся ему лично Христом по дороге в Дамаск, а не через процедуру избрания его на служение церковной общиной (как, например, был избран вместо иуды св. ап. Матфий). Он не вошел в число двенадцати или семидесяти, но превзошел в деле проповеди Евангелия всех других апостолов и именуется Церковью первоверховным апостолом, или апостолом язычников.
Древнейший памятник христианской письменности послеапостольской эпохи (датируется кон. I - нач. II в.) “Дидахи” или “Учение Двенадцати Апостолов” содержит следующее: “Относительно же апостолов и пророков согласно повелению евангельскому так поступайте. Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь.
Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три (дня), то он лжепророк.
Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк” (11 гл. ). Отсюда видно, что апостолами называли в то время странствующих миссионеров. Однако позднее в официальном церковном языке апостолами стали именовать только тех, кто входил в число двенадцати или семидесяти. Тех же святых, кто трудился в различные времена в деле проповеди и распространения христианства стали почитать в лике “равноапостольных”. Равноапостольные Константин и Елена.
К лику “равноапостольных” причисляют святых, которые несли подвиг свидетельства о Христе среди язычников и иноверцев, а также тех, кто способствовали распространению своими деяниями. Иными словами – правителей, насадивших христианскую религию среди своих подданных. Святой равноапостольный царь Константин и мать его Елена, св. Борис I, Креститель Болгарии, св. Великий князь Владимир и св. княгиня Ольга входят в их число. Церковь воздает должное уважение их мудрости и мужеству, с которым они оставили прежние языческие суеверия и насадили в пределах своих стран веру Христову. Большую часть лика равноапостольных составляют миссионеры – миряне, монахи, священники, епископы - те, кто лично проповедовал слово Христовой истины.
Св. равноапостольная Мария Магдалина, по преданию, проповедовала в Риме. Возможно, именно она была первой проповедницей о распятом и воскресшем Спасителе в столице империи. Св. равноапостольная первомученица Фекла была спутницей апостола Павла, претерпела множество мук, хотя, по житию, скончалась своей смертью в возрасте 90 лет. Св. мученица Апфия была женой св. ап. Филимона, сопутствовала ему и окнчила жизнь мученичеством. Св. равноап. Аверкий Иерапольский (+167 г.), путешествовал и проповедовалв Риме, Сирии, Месопотамии. Св. Нина Грузинская просветила Иверию. Св. равноапостольные Мефодий и Кирилл Словенские проповедовали среди славянских племен. Их духовное наследие невозможно по справедливости оценить, поскольку они были не просто проповедниками, а создателями славянской письменности, без котороой невозможно представить себе существование славянских языков. В Новое время Господь воздвигал великих проповедников Евангелия, таких как св. Косьма Этолийский или св. Николай Японский. Некоторые из великих миссионеров прославлены как святые, но причисляются к другим ликам – например – святитель Григорий Просветитель Армении, ставший первым миссионером на Кавказе, свт. Стефан Пермский, преподобный Герман Аляскинский, просветитель Америки, святитель Иннокентий Московский (Вениаминов), просветитель алеутов и т.д.
В месяцеслове - официальном списке святых, составленном в соответствии с каждым днем года - Русской православной Церкви отсутствуют имена просветителей европейских народов – св. Августина Кентерберийского, Бонифация (Вонифатия), просетителя Германии, Ансгария, апостола Скандинавии, и др.. Это святые, канонизованные Западной Церковью до схизмы 1054 г. Их имена не вошли в месяцесловы православных церквей потому, что народы, среди которых они проповедовали, после схизмы пребывали в Римо-Католической Церкви или позднее уклонились протестантизм. Долгое время они считались “католическими святыми”. Однако наше время множество православных, в том числе и наших соотечественников, проживает в Европе, растет количество православных приходов. Возрождение почитания древних подвижников благочестия Запада может способствовать укоренению православного свидетельства в странах Европы. Как известно, к возрождению почитания древних европейских святых призывал Свт. Иоанн (Максимович) Шанхайский. Святая первомученица равноапостольная Фекла
Особо следует отметить, что в лике равноапостольных прославляется много святых жен. Это говорит о том, что христианство не только утверждает равное достоинство мужчин и женщин во Христе и в Церкви. Христианство всегда дает возможность всем христианам независимо от пола или иных различий раскрыть свой духовный потенциал и принести добрые плоды в деле служения проповеди Слова Божия. Из всего многообразия церковных служений есть только одно служение, закрытое для женщин. Это служение предстоятеля в богослужебном собрании. Иными словами, женщина не может быть посвящена в сан епископа или пресвитера. Св. Павел запрещал женщинам учить в церковном собрании (“Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить” 1 Кор. 14. 34 ). Однако этот запрет ни в коем случае нельзя понимать как некое проявление дискриминации по отношению к женщинам. Когда епископ или священник проповедует в церковном собрании, тем более во время совершения божественной литургии, он говорит от лица Самого Христа. Также когда священник совершает молитву и благословение Свв. Даров во время Евхаристии, он становится “иконой”, видимым образом Христа – Первосвященника Нового Завета, Который незримо, но реально присутствует во время служения св. Евхаристии, освящает и принимает безкровную жертву Церкви. Поэтому служение священства принадлежит мужчинам. Но за пределами богослужебной сферы женщина может посвятить себя любой церковной деятельности, в том числе и миссионерству и служению Слова. Например, св. равноапостольная Нина, просветительница Иверии, обратившая в христианство многочисленный народ, почитается величайшей святой не только на Кавказе, но и во всем православном мире. Духовно-нравственный пример, явленный святыми, почитаемыми в лике равноапостольных, состоит в том, что свидетельство миру о воплотившемся Спасителе, пострадавшем и воскресшем ради спасения всего человечества, является долгом каждого христианина, члена Церкви Христовой.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Свидетели Христа В чем смысл мученичества? Всегда ли мученичество должно быть добровольным? Почему не признаны мучениками, убитые, но не отрекшиеся Христа: в Чечне – священник Петр Сухоносов, в Кабардино-Балкарии – священник Игорь Розин, оптинские насельники – о. Василий, иноки Трофим и Ферапонт, солдат Евгений Родионов, замученный в чеченском плену? Многие верующие почитают их как мучеников
Протоиерей Артемий Владимиров: как шутили святые Над чем смеялись святые Григорий Богослов, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник, и где грань, за которой шутить нельзя, рассказывает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, настоятель храма Всех святых в Красном селе
Канонизация Серафима Саровского. Почему Святейшему синоду не хватало решимости? Неправильное рассуждение о мощах, ставшее одной из проблем канонизации преподобного Серафима Саровского, — не причина, а следствие. Церковная власть не увидела святость прп. Серафима, потому что ей не хватало самостоятельности, — считает доктор церковной истории Наталья СУХОВА
«Земелька». «Под юрисдикцией» свободы Из паломничеств, например с могил святых, с горы Афон и т. д., люди любят привозить «земельку». Это тоже считается святыней? У такой «земельки» есть какое-то «практическое» значение, и вообще, в чем ее сокровенный смысл для человека?
Все послушания Ватопеда... ну или почти все Еще недавно Ватопедский монастырь привозил в Россию пояс Пресвятой Богородицы. А сегодня корреспондент «НС» сам поехал в Ватопед, чтобы посмотреть — как живет самая молодая и самая многочисленная из монастырских братий Святой Горы Афон.
Заповеди блаженства: ступени в Царство Небесное Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа. Рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Сщмч. Сергий Мечев: расстрелянный в Рождественский сочельник Как надо жить в Церкви? На этот вопрос отвечает в своей проповеди священномученик Сергий Мечев, который не только «научил», но и «исполнил» всей своей жизнью. В день его памяти публикуем текст этой проповеди и галерею его портретов. ФОТОГАЛЕРЕЯ
В Церкви нет процедуры «деканонизации» Публикация в «Русской жизни» статьи Ксении Лученко «Уже несвятые святые» стала началом дискуссии по острому вопросу «деканонизации». Однако говорить о «деканонизации» в Церкви вообще неправомерно, считает монах Диодор (Ларионов).
Ефрем Сирин: святой, который никогда не смеялся «Господи и Владыко живота моего...» Любой христианин, хоть раз бывавший в храме Великим постом, без труда назовет автора этой молитвы — преподобный Ефрем Сирин. Святой, живший в IV веке, оставил после себя текст, который в русской культуре является столь же значимым символом покаяния, как и 50-й псалом.
Что значит «Святая Русь»? Англичанин говорит «добрая старая Англия», француз – «прекрасная Франция», итальянец – «сладостная Италия». Русь – она не всегда добрая, порой не особо прекрасная и уж совсем редко когда сладостная. Для многих она и вовсе «немытая» и «проклятая». Но даже и такие, пусть с иронией или скепсисом, а говорят о «Святой Руси». И это вовсе не случайно.
Бутовский полигон: лекарство от коммунизма Бутовский полигон я посещал впервые в жизни. Если честно, я не понимал, что может быть интересного в хождении между могил. Теперь — после прогулки по полигону – я считаю иначе. Мне кажется, что каждый русский человек должен побывать в Бутове, чтобы, по меткому выражению настоятеля бутовского храма, «не наступить снова на те же грабли»
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Памятник патриарху Ермогену – это памятник спасителю Москвы На выставке «Православная Русь», которая пройдет в «Манеже» с 4 по 8 ноября, будут установлены специальные электронные терминалы. Через них посетители смогут выбрать лучший из 60 проектов памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому. Памятник планируется установить в Александровском саду к 25 мая следующего года.
Цена иконы Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX — начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК
День святого Валентина: птицы, христианство и любовь Почему именно в день католического святого Валентина принято признаваться в любви? Как давно этот обычай появился на Западе? И как сегодня к этому празднику относятся сами католики?
Сретение: Симеон Богоприимец и его сомненья С праздником Сретения связана легенда о старце Симеоне, который, читая пророчество о рождении Мессии, усомнился в рождении Спасителя от Девы. Что стоит за этим рассказом? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры, ведущим научным сотрудником Института Восточных Культур и Античности РГГУ Михаилом Селезневым.
Сорок мучеников Севастийских Один из самых любимых в народе праздников - день Сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю. Почему же так любят этот праздник?
Как православная икона попала на ирландскую марку? В Ирландии выпустили почтовую марку с изображением православной иконы святого Патрика. Настоятель подворья РПЦ в Дублине священник Михаил Насонов рассказал, как православная икона попала на ирландские марки
Клевета: что это и как с ней бороться? В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви
Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости 7 апреля, в день Благовещения, празднуется и память свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Святитель Тихон прославлен как исповедник, а не мученик, однако в народе существует предание, что он был отравлен большевиками, которым мешал подчинить Церковь соввласти. Что доподлинно известно об обстоятельствах кончины святителя и какой урок дает нам его подвиг сегодня?
Преподобный Даниил Переславский: послушание — хоронить 7 (20) апреля — день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, — упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.