На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
   
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 1 (72)'2012

Канонизация Серафима Саровского. Почему Святейшему синоду не хватало решимости?


Версия для печати
01.08.13, 09:15

Неправильное рассуждение о мощах, ставшее одной из проблем канонизации преподобного Серафима Саровского, — не причина, а следствие. Церковная власть не увидела святость прп. Серафима, потому что ей не хватало самостоятельности, — считает доктор церковной истории Наталья СУХОВА.



Наталья СУХОВА, доктор церковной истории, магистр богословия, кандидат исторических наук, руководитель научного центра истории богословия и богословского образования Богословского факультета ПСТГУ.


Несвобода


Одной из причин неспешности действий Святейшего синода в деле канонизации преподобного Серафима была характерная для синодального периода ситуация: кроме высшей церковной власти — Святейшего синода — большое значение играл чиновничий аппарат во главе с обер-прокурором, который был представителем государственной власти в лице императора. Сам обер-прокурор никогда не являлся членом Синода, он был при Синоде, осуществлял контроль, но его деятельность к XIX веку приобретала все большее значение.

Конечно, император российский всегда был православным, при помазании на царство он читал Символ веры и обещал жить по заповедям Господним. По закону Российской империи император был «верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния» (Ст. 42 Свода законов Российской империи 1832 г.). Поэтому нельзя говорить о противостоянии государственной и церковной власти — это чисто советский, идеологизированный подход. Но тесное сочетание церковной и государственной власти, построенное на несвободе первой и гиперопеке второй, непроясненность прав обеих сторон, смешение функций привело в концу XIX века церковную жизнь к двойственному положению. С одной стороны, в Церкви шла полноценная жизнь, с другой, она подверглась внешней формализации, что выражалось в обязательности и фиксации церковных Таинств (ежегодные исповедь и причастие, о совершении которых учащимся, например, нужно было приносить справки); в строгой регламентации приходской жизни, когда желательным было приступать к Таинствам именно в своем приходе, в том числе крестить и отпевать. Приходы же были организованы по территориальному принципу. Это неизбежно отражалось и на решении важнейших духовных вопросов, таких как канонизация, отношение к святости, определение ее критериев (например, тленность-нетленность мощей). Подконтрольность церковной власти приводила к скованности ее действий, гипертрофированности охранительных тенденций.

Но здесь нужно разделять понятия Церкви и церковной власти. Церковь — это Тело Христово, оно не может быть несвободным, стесненным от каких-либо земных условий. И торжество прославления прп. Серафима вопреки всем историческим причинам — тому свидетельство. Но церковная власть как организация в определенную эпоху в своем земном аспекте может зависеть от государственной власти. Русскую Церковь это привело к тому, что Православие было господствующей верой. Но была здесь и обратная сторона, что показал Указ Государственной думы от 17 октября 1905 года о равенстве гражданских и политических прав всех граждан Российской империи, в том числе и права исповедовать любую религию (свобода совести). Именно Православная Церковь, привыкнув к состоянию поддержки и опеки, оказалась, как организация, самой беззащитной.

Между страхом и верой


Тамбовский епископ Дмитрий, готовя материалы по канонизации прп. Серафима, послал в Святейший синод документально подтвержденные свидетельства о 94 чудесах из жизни саровского старца. Синод часть из них признал убедительной, часть — нет, и «не нашел еще решимости прославить угодника Божия». В чем причина такой осторожности?

Святость — это всегда прорыв, выход за пределы «обычной» жизни, земного сознания. Такие высшие проявления святости, чрезвычайные ее дары, как исцеления, чудотворения или крайняя аскеза (столпничество, постничество, бдение и т.д.) в любое время воспринимались в Церкви с особой осторожностью — это мы знаем из древних житий и патериков, и это естественно. Ведь надо было разбираться, что действительно подвиг, а что — плод самонадеянности, прелесть.

Конечно, возникает вопрос, как можно судить о святости, различать духов, не будучи святым. Ведь подобное познается подобным. Но здесь человеческую немощь восполняет церковная традиция трезвения. Трезвость необходима как защита, предостережение от экзальтации или язычества, которого в «народном православии» было немало. Поэтому при канонизации, особенно в чине преподобных, к чрезвычайным дарам и чудесам подходили с максимальным трезвением, чтобы не подать повода к соблазну. Априорно действовал принцип: лучше воздержаться, чем сказать что-то, могущее послужить к соблазну. Например, когда под редакцией святителя Филарета (Дроздова) издавалось житие преподобного Марка Саровского и преподобного Серафима Саровского авторства иеромонаха Сергия, было решено описания некоторых чудес опустить, лишь кратко упомянув, чтобы не соблазнить читателя.

Духовные дарования прп. Серафима, его аскетические подвиги были выдающимися: он мог питаться долгое время одной снытью (травой), тысячу ночей стоял на камне, понимал язык зверей, был удостоен явления Богородицы и святых, имел дар исцелений и чудотворений, видел помыслы человека, мог открыть его прошлое, пророчествовал о будущем, в том числе и о судьбах государства. Кроме того, многие чудеса о батюшке были записаны через призму женской восторженности. Ведь прп. Серафим окормлял женскую общину, в которую входили в большинстве своем малограмотные девушки, которым приходилось свидетельствовать подчас о труднейших духовных явлениях, и они делали это, как умели, простым языком, народными понятиями. И было нелегко отделить стиль рассказчицы от самого факта жизни преподобного. Так что, с одной стороны, осторожность Синода при рассмотрении святости столь харизматичного подвижника была вполне в духе трезвения.

Но в этом тонком вопросе всегда другая опасность: перестать видеть чудесное, усомниться в дарах Святого Духа, действующих в истинном подвижнике. В синодальное время был особенно силен страх ложных чудес, который возник еще в Петровскую эпоху. Например, это проявлялось в очень строгой процедуре освидетельствования чудотворных икон. Возможно, в какой-то степени уже сказывалось влияние рационального века. Но, действительно, можно говорить о том, что и из-за чисто человеческой немощи, и из-за определенной косности, причиной которой во многом была несвобода церковной власти, у Синода не возникло адекватного понимания подвига Серафима Саровского.

Но в вопросе канонизации есть хороший критерий проверки — время. Первоначально Синод занял выжидательную позицию. Так поступают и сегодня, если сведения о кандидате на прославление не получают достаточного подтверждения. Тем более что, кроме человеческих соображений, в таком вопросе, как прославление святых, может проявиться и Божий промысел. И тогда все встает на свои места.

Личный интерес и промысел Божий


В начале XX века церковная власть пыталась отстоять свою свободу и действовать более самостоятельно, а император — относиться к этим действиям более бережно. Но сказывалась инерция: императоры привыкли отдавать указы, а церковная власть — ждать «отмашки» императора.

Есть такое мнение, что именно инициатива арх. Серафима (Чичагова), в обход Синода передавшего на аудиенции императору свою летопись, спровоцировала Николая II на превышение власти. Если смотреть на это как на церковно-исторический вопрос — возможно. Формально превышение было. Есть и мнение, что это превышение объяснялось личными мотивами: Николай II знал пророчество прп. Серафима о том, что первая половина царствования императора, который прославит св. Серафима, будет неудачной, а вторая удачной. И царь надеялся на лучшие времена. А императрица Александра надеялась на помощь прп. Серафима, которому горячо молилась о рождении наследника.

Наследник действительно родился через год после прославления прп. Серафима. Но потом случилась японская война, революция и гибель всей царской семьи и империи. А народ- богоносец, который так ликовал на торжествах прославления прп. Серафима, превратился в народ-богоборец (в какой-то его части).

Получается, пророчество не исполнилось? Царь зря старался?

Если взглянуть на эти события не линейно, можно говорить о промысле Божием, который придает истинный смысл всему происходящему, обращая во благо даже ошибки. Очевидно, что промыслу было угодно прославить преподобного именно в это время, обнаружив немощь веры, чтобы в последствие укрепить ее.

Царская семья погибла, но приняла свою смерть в подвиге страстотерпчества, достигнув святости — самого высшего, что только возможно для человека. А гибель империи в результате привела к очищению веры, к искупительному подвигу и прославлению тысяч новомучеников, кровью которых сегодня так зримо возрождается Церковь.

Настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игуменья СЕРГИЯ (Конкова): «Веру императора Николая II в святость преподобного Серафима не смутило, что его мощи обрели в косточках».

— Вопрос, почему затянулась канонизация преподобного Серафима Саровского, не простой. Конечно, были и конкретные причины, связанные с действиями и мнениями конкретных людей. Что происходит в Церкви, если ею «руководит» уполномоченный по делам религий? А обер-прокурор Святейшего синода (сама должность заставляет призадуматься) Константин Победоносцев, несмотря на искреннюю веру и личную порядочность, во многих своих действиях не отличался от главы этого надзирательного ведомства советских времен.

Но ничто не происходит без Божьего промысла. В дивеевских тетрадях записано пророчество преподобного Серафима: «Будет время, когда царь, который меня прославит, и я его прославлю». Должен был явиться этот царь. Так и получилось: более десяти лет собирались сведения о чудесах и подвигах преподобного Серафима, но пока архимадрит Серафим Чичагов не попал на прием к императору Николаю II и не отдал ему только что составленную им «Летопись Дивеевского монастыря», дело почти не двигалось. И то, что сам преподобный Серафим явился автору летописи (о чем документально свидетельствует свщмч. Серафим Чичагов), тоже подтверждает, что было благословение Божие на этот труд.

Есть предположение, что преподобный Серафим явился и царю Николаю II. Как это проверить? Никак не проверишь. Но то, что именно личное участие царя сыграло решающую роль в канонизации преподобного, — исторический факт. Причем государя не смутило, как смутило почти весь Синод, когда мощи святого Серафима обрели в косточках. Царь поверил в его святость и прославил угодника Божия. А потом этот святой прославил царя — так сбылось пророчество преподобного Серафима.

Подготовила Ирина ЛУХМАНОВА

Версия для печати

Тэги: Святые  Церковь  Святость  Прп. Серафим Саровский 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:






Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.